В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей ШАТАЛОВ: Мы вносим революционный законодательный пакет Назад
Сергей ШАТАЛОВ: Мы вносим революционный законодательный пакет
Сегодня правительство обсуждает законопроект `О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ`. По сути это предложения Минфина о том, где и как найти деньги, чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджетов территорий с 1 января 2003 года, когда отменяется остаток (1%) налога на пользователей автомобильных дорог. Накануне заседания автор законопроекта первый замминистра финансов Сергей ШАТАЛОВ рассказал о нем корр. `Финансовых Известий` Георгию ОСИПОВУ.

- Придумали, как компенсировать выпадающие доходы бюджетов территорий?

- Мы искали какие-то сценарии, которые бы позволили так или иначе компенсировать это. Возникло несколько вопросов. В какой степени компенсировать - полностью или частично? Каким образом федеральный бюджет и региональные бюджеты будут участвовать в снижении налоговой нагрузки, если будет принято решение о неполной компенсации выпадающих доходов? И третий вопрос: каким способом все это делать?

Рассматривалось порядка десятка разных сценариев. Сейчас мы будем предлагать вариант, который сводится к тому, что выпадающие доходы компенсируются не в полном объеме. Тем самым продолжаем курс на снижение налоговой нагрузки. Второе. Это снижение должно быть в равной степени распределено между федеральным и территориальными бюджетами, то есть мы не хотим подставлять территории, говорить: забираем у вас доходы, а дальше - плывите как хотите. Тот пакет мер, которые будут обсуждаться на заседании правительства, предусматривает компенсацию примерно на уровне 130 млрд руб. Это значит минимум 40 млрд руб. снижения налоговой нагрузки, из которых 20 млрд должны прийтись на территориальные бюджеты, а 20 млрд - потери федерального бюджета.

- Как это будет делаться?

- Один из базовых источников - увеличение акцизов на моторное топливо и введение новой главы НК под названием `Транспортный налог`. Предлагаем индексировать акцизы на моторное топливо примерно на 70%. Не очень боимся последствий с точки зрения рынка и цен на бензин и дизельное топливо. В этом убеждает опыт 2000 года. Тогда акцизы повысили на низкооктановое топливо почти в три раза, на высокооктановое - более чем в три раза. Правда, это происходило не только в связи с отменой 1,5% налога на пользователей автомобильных дорог, но и в связи с отменой налога на реализацию ГСМ. Поэтому говорить о том, что мы просто механически повысили акцизы и это не имело никаких последствий, некорректно. Тем не менее некоторое, на 20-30 процентов, увеличение налоговой нагрузки на моторное топливо произошло. Нас пугали, что цены на бензин вырастут в 2-2,5 раза, и, кстати, эти опасения тогда не позволили отказаться от оборотного налога целиком. Рынок потом показал, что прогнозы правительства были совершенно правильные, роста цен не произошло по большому счету. И теперь заметного роста цен на моторное топливо мы не ожидаем, хотя назвать эту меру популярной нельзя. Цены на этом рынке определяются не столько налоговой составляющей, сколько возможностью продавать топливо в условиях, скажем, сегодняшнего избытка нефти на внутреннем рынке. С ноября мы наблюдаем довольно заметное снижение цен - примерно на 4-10% по сравнению с тем уровнем, который был в прошлом году.

- Но какой-то рост цен будет?

- Возможны разные варианты. Если сохранится нынешняя ситуация, то этот рост будет просто микроскопическим - 5-7%. Не принципиально. Потому что трудно представить, что нефтяникам, нефтепереработчикам удастся переложить все эти акцизы на потребителя.

- Но сегодня на цены влияет переизбыток топлива на внутреннем рынке, трудно прогнозировать, что это будет непременно впредь. Вы считали, как будут вести себя цены с новыми акцизами, если ситуация поменяется? Исследовали, как влияют акцизы на конечные цены? Какова доля акцизов в цене?

- Да, конечно, мы эти исследования проводили и два года назад и сейчас очень внимательно смотрели. В Европе в цене бензина 80 и более процентов налогов. У нас ситуация намного более приятная с точки зрения потребителя, конечно. Потому, что удельный вес акциза в топливе сейчас составляет, в зависимости от сорта топлива, где-то 25-28%, по дизельному топливу - 10%. С учетом НДС доля налогов увеличивается, но не выходит за 32%.

- Новая глава про транспортный налог - это модификация действующих правил?

- Это новая конструкция, которая соответствует подходам к региональным налогам. Этот налог будет региональным, его могут вводить или не вводить регионы. На уровне федерального закона описываются только самые общие условия и устанавливаются предельные ставки. Регионы имеют право устанавливать и меньшее значение этих ставок. Мы предлагаем достаточно дифференцированные ставки в зависимости от мощности двигателя. При этом на самые популярные малолитражные автомобили - `Жигули` или иностранные аналоги, которых большинство в России, предельная ставка этого налога у нас не будет превосходить 350 рублей в год. Думаю, что для автомобилиста это вполне посильная налоговая нагрузка, сравнивая с одной заправкой. Для мощных и дорогих автомобилей предельные ставки достаточно высокие. За `шестисотый` надо будет платить больше $1000 в год.

- Если кто-то имеет потрепанный, но мощный автомобиль, скажем, 85-го года выпуска, он тоже должен будет платить $1000?

- Да. Подчеркну, что особенность этого налога в том, что он устанавливает предельные ставки. Если в Москве или во Владивостоке решат, что такое налогообложение несправедливо, они могут принять решение о том, что ставки этого налога для таких автомобилей будут меньше.

- Они не смогут принимать такие решения совершенно свободно, им надо компенсировать выпадающие доходы. И вправе будут сказать - вы нам даете свободу снижать налоги, но дороги-то надо строить.

- Конечно, но дальше логика простая. Почему правительство предлагает эти меры? Сегодня налог на пользователей автодорог, тот самый оборотный налог, платят все юрлица, независимо от того, чем они занимаются, будь то шахта или морской порт. А новая логика состоит в том, что за дороги должны вносить средства те, кто этими дорогами пользуется. Чем больше ездишь по дорогам, чем больше потребляешь бензина, тем больше будешь платить за дороги. Чем более мощный автомобиль, тем больше его воздействие на дороги, тем соответственно больше ущерб наносится. Вот с велосипеда налог брать не будем. Это справедливая система налогообложения.

- Акцизы и транспортный налог закрывают проблему?

- Нет. Чтобы выйти на нулевой результат, нам надо было бы повышать те же самые акцизы на бензин не на 70%, а примерно в 2,6 раза. На это мы не готовы пойти. Поэтому есть еще дополнительные компенсационные меры, которые состоят в следующем.

Акцизы на бензин, вообще на моторное топливо - это источники федеральных бюджетов. Поэтому простое увеличение акцизов даже при том, что региональный налог, который дает дополнительно почти 11 млрд руб., должен поступать в территориальный бюджет, но несопоставимо больше получает федеральный бюджет. А одна из базовых посылок в том, чтобы снижение налоговой нагрузки равномерно распределять между бюджетами, то соответственно нужны и компенсационные меры. То есть нужно обеспечить территориальные бюджеты за счет собственных закрепленных источников, с тем чтобы минимизировать перераспределение с федерального бюджета по территориальным бюджетам в рамках каких-то других механизмов, хотя такие механизмы тоже должны быть.

- Что предлагаете?

- Во-первых, увеличить долю налога на прибыль, которая поступает в территориальные бюджеты. Это серьезное решение, поскольку налог на прибыль сейчас самый динамичный и хороший источник для формирования бюджетов. Он на первом месте по объему поступлений в бюджет. Сейчас ставка этого налога максимально 24%, из которых 7,5% поступает в федеральный бюджет. Со следующего года предлагаем брать 6% в федеральный бюджет, таким образом полтора процента - территориям.

- Сколько это в рублях?

- Это считается сложнее, поскольку отмена налога с оборота естественно снижает расходы предприятий, соответственно увеличивает налоговую базу, потому растет сумма налога и плюс к тому еще часть налога перебрасывается из федерального бюджета в территориальные бюджеты. Только переброска 1,5% налога - это примерно 44 млрд руб., которые передаются территориям. Это прогнозы на 2003 год. Еще порядка 24 млрд руб. территории получат за счет автоматического увеличения суммы налога на прибыль после отмены налога на пользователей автодорог. Добавка достаточно большая - 68 млрд. Кроме того, предлагаем в 1,8 раза увеличить земельный налог и арендную плату за землю. По стране в 2002 году собрали 62 млрд руб. этого налога и арендной платы. В дополнение к такой индексации мы отказываемся от централизации этого налога, потому что сейчас 15% от всего налога поступает в федеральный бюджет. Хотим его целиком оставить непосредственно в территориальных бюджетах, что даст им еще немного больше 58 млрд руб.

- Окончательный анализ?

- Если все эти меры удастся реализовать, то консолидированный бюджет получит порядка 131 млрд руб., из которых 121 млрд - собственные доходы регионов. И 10 млрд дополнительно получает федеральный бюджет. Но мы говорим, что налоговое бремя надо распределить поровну, а это еще неравномерное распределение, потому что потери, о которых мы говорили, приходятся на территориальные бюджеты, и это означает, что придется дополнительно уже в рамках закона о бюджете перераспределять дополнительно 20-25 млрд руб. Механизм еще нужно уточнять, при подготовке бюджета это будет сделано, нужно будет учесть какие-то территориальные особенности. Вот такой достаточно революционный законодательный пакет мы готовы внести.

- Вы говорите про бюджеты территорий, а с мест отвечают - нужен налог не для территорий, а на строительство дорог...

- Сегодня этот налог целевой. Теперь целевого налога не будет. Уже сейчас идет довольно серьезное сокращение числа региональных дорожных фондов. Они консолидируются в бюджет. Ничто не мешает территориям планировать расходы, имея соответствующие источники. Это неокрашенные деньги. Если вспомнить начало становления российской налоговой системы, было огромное количество всевозможных целевых налогов вплоть до налогов на рытье колодцев. Не должно быть в нормальной налоговой системе целевых налогов. На самом деле у территорий должны быть деньги и план, как расходовать эти деньги. Мы предлагаем довольно серьезную передачу полномочий регионам.

- Но вы предложите повышение и других акцизов, не только на моторное топливо?

- По большинству акцизов у нас существуют специфические ставки. Базовые адвалорные ставки мы предлагаем, как каждый год, индексировать - на 15%. Это касается прежде всего алкогольной группы. Кстати, и по моторному топливу мы бы 15% предложили в любом случае, значит, 70% - это фактически 55%. Но мы предлагаем несколько опережающую индексацию акцизов по пиву. 25%. Это еще суть меньше 2 млрд руб. допдоходов территориальных бюджетов.

- За что обижаете пиво?

- После 98-го года доля акцизов в пиве упала. Сейчас она составляет меньше 9%, в 97-м было больше 11%. Предлагаем вернуться на уровень 97-го года.

Еще одно довольно принципиальное решение, которое будет обсуждаться и, по-видимому, будет приниматься, - меняется акцизная политика в отношении табачных изделий. Серьезное решение, которое тоже, по-видимому, не будет иметь для потребителей серьезных последствий - табачный рынок сегодня совсем не тот, который был в начале 90-х годов. Предлагаем смешанную систему, комбинацию специфических и адвалорных ставок. Сейчас у нас формально действуют три ставки. Одна ставка для сигарет с фильтром 1, 2, 3, 4-го класса по ГОСТу - 39,80 руб за тысячу. Для сигарет, которые не по ГОСТу - 61,60 руб. Для сигарет без фильтра и папирос - 11,20 руб. Ставка в 61,60 руб. практически не применяется. Эта ставка была установлена для иностранных марок, которые под ГОСТ не попадали. За последние два года все крупные компании, которые производят эти сигареты, подвели их под ГОСТ, и, скажем, теперь `Мальборо` или `Кент` - сигареты первого класса по ГОСТу. Соответственно дифференция отсутствует. Есть две ставки. И одинаковые акцизы платят те, кто производит `Космос` или `Пегас`, и те, кто `Мальборо` или `Кент`. При этом доля акцизов, конечно, в этих изделиях абсолютно разная. Цена `Парламента` к сорока рублям подходит, а `Пегаса` - кратно ниже. Для того чтобы более справедливо распределить налоговую нагрузку по дорогим и дешевым сигаретам, будет предлагаться решение о том, что по всем сигаретам с фильтром акцизы 50 руб. плюс 5%. Это небольшая адвалорная составляющая, но нужно научиться ее администрировать, нужно посмотреть, как рынок на это будет реагировать. А для сигарет без фильтра - 19 руб. плюс 5%. Это даст тоже дополнительно 7-8 млрд руб.

- В федеральный бюджет?

- Сегодня табачные акцизы поступают целиком в региональные бюджеты, что в принципе неправильно. Потому что акцизы, конечно, должны поступать все, и, наверное, в будущем удастся этого добиться, в федеральный бюджет. Это связано с тем, что производство распределено крайне неравномерно по территории страны. Предполагается забрать эти акцизы в федеральный бюджет.

21.03.2002

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-388http://nvolgatrade.ru/

Док. 199943
Опублик.: 16.03.04
Число обращений: 744

  • Шаталов Сергей Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``