В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий ГОЛОМОЛЗИН: Наибольшую выгоду от реформ почувствуют промышленные предприятия Назад
Анатолий ГОЛОМОЛЗИН: Наибольшую выгоду от реформ почувствуют промышленные предприятия
Заканчивается срок подготовки реформы электроэнергетики. На очереди другие естественные монополии. Как будут реформироваться монополии, к чему приведут рынок реформы, в интервью корреспонденту `Финансовых Известий` Татьяне РЫБАКОВОЙ рассказывает замминистра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Анатолий ГОЛОМОЛЗИН, который назначен официальным представителем правительства при рассмотрении палатами Федерального собрания РФ проекта закона `О внесении изменений и дополнений в федеральный закон `О естественных монополиях`.

-- Недавно правительство изменило сроки некоторых мероприятий первого этапа реформирования энергетики. С чем связано такое решение и не изменится ли сам план реформы?

-- Базовые положения плана правительства (а это основные законодательные правовые акты реформы) не потерпели изменений. Все дискуссии ведомств или заинтересованных лиц были уместны до принятия плана правительством.

Ключевым моментом осуществления реформы электроэнергетики является создание ясных принципов оказания услуг и предоставления доступа к естественно-монопольным секторам, исключающих дискриминацию какого-либо участника рынка. Поэтому сейчас вносятся поправки в закон `О конкуренции и ограничении монополистической деятельности`. Разрабатывая поправки, мы стремились, чтобы принципы недискриминационного доступа были обоснованны, ясны и просты в применении. В частности, нельзя допускать дискриминации со стороны тех участников рынка, которые занимают на нем доминирующее положение, рыночная власть которых усиливается контролем на естественно-монопольные, инфраструктурные и непосредственно сопряженные с ними сферы.

Серьезный вопрос -- это создание инфраструктуры рынка, и прежде всего речь идет о работе администратора торговой системы (АТС). В настоящее время в соответствии с решением правительственной комиссии по структурной реформе в электроэнергетике МАПу поручено координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти в наблюдательном совете администратора торговой системы.

-- Нет ли опасения, что участие в числе организаторов АТС РАО `ЕЭС` или крупных потребителей электроэнергии будет мешать установлению справедливых условий торгов?

-- Поначалу у лиц, участвующих в создании АТС, было желание влиять на процессы, которые происходят на рынке: либо навязывать свою линию поведения, либо создавать для себя преференции. Но так как организаторы системы сами заинтересованы в создании нормальной рыночной инфраструктуры, постепенно пришло понимание, что АТС должен быть тем местом, которое работает в интересах всех участников рынка. Поэтому, например, отказались от мысли, что правила работы рынка принимает АТС, решив, что их должно утверждать правительство: здесь должна быть исключена возможность субъективного принятия решений.

-- И как будет выглядеть рынок после реформы?

-- Будет создано порядка 10 генерирующих компаний на базе крупных станций федерального оптового рынка, а также крупных станций АО-энерго. Их количество и состав уточняются. Главное, чтобы рынок не был поделен между ними по территориальному принципу, чтобы с учетом реальных ограничений по использованию пропускных способностей сети обеспечить между ними конкуренцию. Кроме того, будут созданы генерирующие компании в регионах на базе ТЭЦ.

-- Каково будет участие государства в генерирующих компаниях?

-- Государство и РАО `ЕЭС` будут постепенно уходить из генерирующих компаний, на рынок выйдут новые участники.

В федеральную сетевую компанию будут переданы магистральные электросети. Обособлены будут и распределительные сети. Это позволит наряду с созданием технологической базы единого рынка за счет гарантированного недискриминационного доступа к сетям обеспечить конкуренцию в генерации и сбыте электроэнергии.

Задача состоит не только в трансформации РАО `ЕЭС России` и АО `Энерго`, но и в обеспечении входа на рынок новых участников.

Через три-четыре года мы можем не узнать состав участников конкурентного рынка электроэнергии. Например, я предполагаю, что в ближайшее время очень серьезным игроком на этом рынке заявит себя `Газпром` -- компания работает на базе газотурбинных технологий и вполне способна переориентироваться на строительство газотурбинных или парогазовых электростанций, осуществляющих комбинированную выработку электрической и тепловой энергии. Это та прогрессивная технология, которая в США, например, в последние 10 лет обеспечила 50% ввода новых мощностей. Безусловно, на этом рынке появятся нефтяные компании: они уже сейчас сооружают в местах нефтегазодобычи станции, работающие, например, на попутном газе. Наиболее дальновидные нефтяные компании уже начинают покупать пакеты акций АО `Энерго`. Участие этих игроков на рынке достаточно легко прогнозировать: для них это хороший способ диверсификации бизнеса и повышения его устойчивости.

-- А кто будет заниматься сбытом?

-- Вначале этим будут заниматься сбытовые системы АО `Энерго`, создается также система `Атомэнергосбыта`, но можно прогнозировать и приход независимых компаний. Это та сфера, где действительно могут быть достаточно существенные изменения, и конкуренция в сбыте должна быть очень острой. Единственное, что важно, чтобы при участии любого игрока на этом рынке давались гарантии потребителям: проще говоря, не должно быть ситуации, когда кто-то придет, соберет с потребителей деньги и исчезнет. Поэтому важным условием работы каждого участника будут финансовые гарантии.

-- А нет ли опасности повторения у нас калифорнийского кризиса, когда либерализация рынка привела к скачку цен?

-- Во-первых, либерализация цен будет идти постепенно: на первом этапе по свободным ценам будет реализовываться 5--15% от всей произведенной электроэнергии. На этом сегменте мы будем внимательно контролировать ситуацию. Кроме того, предусматривается создание системы гарантирующих поставщиков: население будет гарантированно получать электроэнергию по приемлемым ценам. В достаточно изолированных районах и в районах с дефицитом энергии, где полноценный конкурентный рынок невозможен, будет сохранено государственное регулирование тарифов. Обсуждается и тема защиты от ценовых всплесков -- как это сейчас, например, делается на биржах. Там, если изменения цен резко превышают определенный пороговый уровень, торги приостанавливаются, чтобы дать рынку успокоиться, и до следующей сессии расчеты идут по последней цене. Предполагается, что на АТС будет государственный комиссар, который при резких скачках цен сможет применять весь комплекс мер по недопущению лавинообразного роста цен.

-- А что ожидает потребителей?

-- Здесь правильнее говорить о том, как могут меняться тарифы для потребителей, если сохранится существующий рынок или если будет реализована реформа. По имеющимся оценкам экспертов, относительное снижение тарифов в последнем случае может привести не менее чем к 10--20% (по сравнению с первым случаем). В условиях несимметричного доступа к информации энергетиков по сравнению с потребителями и регуляторами неизбежно давление энергетиков, направленное на рост тарифов. К примеру, уровень тарифов на теплоэнергию для промышленности уже сейчас таков, что половина вводов новых тепловых мощностей в стране осуществлена промышленными предприятиями, которые решили отказаться от услуг энергетиков. Поэтому скорее всего наибольшую прямую выгоду от реформ почувствуют промышленные предприятия, которые сейчас страдают от завышенных из-за перекрестного субсидирования тарифов. Можно также вспомнить, что в советское время тариф на электроэнергию для промышленности был 2 копейки, а для населения -- 4, что отвечало задачам развития промышленности и реальным затратам. Потом, при искусственном замораживании тарифов, произошло искажение пропорций, и сейчас мы медленно выходим из этого состояния. Что касается населения, то для него благотворное влияние реформ будет скорее косвенным: через подъем той же промышленности, рост занятости, зарплаты. Можно ожидать какого-то роста тарифов для населения, но при этом надо различать идущий сейчас рост тарифов вне реформы и снижение темпов роста в связи с реформой -- когда обеспечивается прозрачность, гарантируется, что тарифы не будут перегружены неэффективными расходами, характерными для монополий.

-- А как продвигаются реформы других естественных монополий?

-- На железнодорожном транспорте реформа уже идет: сейчас проводится инвентаризация, готовится новый тарифный прейскурант, идет унификация тарифов. Создание ОАО `РЖД` должно пройти в шестимесячный срок с момента принятия законодательных актов (обсуждаемых сейчас на правительстве). Если законодательные акты будут внесены в Думу в ближайшее время, то есть возможность принятия их в осеннею сессию.

Мы занимаемся здесь, как в электроэнергетике, разработкой правил недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре, также базирующихся на наших поправках в антимонопольное законодательство. Эти правила будут в ближайшее время нами разработаны: мы заказали сейчас научно-исследовательскую работу по этому вопросу, проведя тендер, и со следующего месяца его победители начнут работать.

На конец года планируется разработать концепцию рынка газа. Тогда можно будет говорить более предметно о реформе газовой отрасли.

-- Как продвигается реструктуризация `Связьинвеста`?

-- В настоящее время идет подготовка к реорганизации, создаются 7 объединенных предприятий электросвязи, по пяти из них мы уже выдали положительное заключение, по двум документы находятся на рассмотрении в МАП. Наше мнение: создание этих объединенных предприятий возможно, но горизонтальная интеграция не должна препятствовать развитию конкуренции. Поэтому в рамках создания этих предприятий мы выставили ряд требований -- в частности, потребовали в течение шести месяцев с момента регистрации организационно обособить те виды деятельности, которые должны быть конкурентны.

-- Сейчас принято решение при утверждении тарифов естественных монополий рассматривать их инвестиционные программы. Это временная мера на переходный период или постоянный процесс?

-- Прозрачность инвестиционной деятельности заложена в закон `О естественных монополиях`. Инвестиционные программы ряда естественных монополий оказывают существенное влияние на тарифы, а через них -- на макроэкономические показатели, следовательно, и на бюджетную политику государства. Естественно, что на этапе структурных реформ требуется очень внимательный контроль со стороны антимонопольного ведомства, регулятора тарифов, Минфина, МЭРТ. Более того, во время переходного периода инвестиционные программы будут рассматриваться не просто более тщательно, но и в рамках бюджета компании. От того, какими будут инвестиционные планы, насколько успешно они будут реализовываться, зависит и уровень эксплуатационных затрат: если мы закупаем современное оборудование, мы уменьшаем текущие эксплуатационные расходы. Поэтому надо найти ту оптимальную точку, тот баланс, сочетание планов развития с повышением эффективности функционирования в отрасли. Именно поэтому инвестиционные программы будут рассматриваться в контексте анализа бюджета системообразующих `трех китов` экономики: МПС, `Газпрома` и РАО `ЕЭС`


07.05.2002

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-202http://nvolgatrade.ru/

Док. 199928
Опублик.: 16.03.04
Число обращений: 386

  • Голомолзин Анатолий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``