В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Стржалковский: `В туризме залежалого товара не бывает` Назад
Владимир Стржалковский: `В туризме залежалого товара не бывает`
Российский туристический рынок сформирован и принимает цивилизованные очертания. Перед операторами уже не стоят задачи многократного увеличения потоков. Турфирмы ведут поиск инвестиций для строительства гостиниц, покупки собственных самолетов и создания розничных сетей продаж. О состоянии дел и возможных путях развития рынка обозревателю `Финансовых известий` Инне Коломейской рассказывает заместитель министра экономического развития Владимир Стржалковский.

- Новые правила лицензирования, разделившие туроператорскую и турагентскую деятельность, вступили в силу 10 февраля, но страсти по этому поводу не утихают до сих пор.

- Эта тема многих беспокоит, хотя, я думаю, она уже потеряла актуальность. Процесс идет по плану, и кто заранее позаботился о документах, тот уже получил лицензии и работает в правовом поле.

- Но недавно Генпрокуратура проводила проверку факта коррупции при выдаче лицензий. Результаты известны?

- Само представление еще не пришло, меня ознакомили только со справкой. Там есть замечания по некоторым рабочим моментам и действительно объективным недоработкам, которые нужно исправлять. Но обвинение в коррупции я никак иначе, чем голословным, назвать не могу. Люди просто говорят: `У меня есть факты, но я о них расскажу когда-нибудь потом`. Все это мы уже проходили, все эти истории с чемоданами, с портфелями. Эти обвинители просто непорядочные и безответственные люди.

- То есть ситуация специально нагнетается?

- Безусловно, это намеренная кампания, заказанная теми, кому невыгодно наведение порядка и стабильности на туристическом рынке. Они теряют возможность ловить рыбу в мутной воде и пытаются этому воспрепятствовать.

- Много ли компаний уже получили операторские и агентские лицензии?

- Только в Департаменте туризма по приказам прошло чуть больше 7 тыс. фирм. И еще около 3 тыс. в регионах. Количество реальных участников рынка, конечно, гораздо меньше. У нас многие компании предпочитают работать и как туроператоры, и как турагенты. Одни стремятся называться операторами не потому, что создают свой продукт, а только ради престижа. Я думаю, что это неправильно: престиж любой работающей в своей нише организации зависит не от ее названия, а от качества работы самой структуры. Другие получают обе лицензии сразу, чтобы иметь возможность продавать не только свои туры, но и других операторов. Многие, несмотря на наши просьбы, получают по несколько лицензий: компания добавляет к своему названию `лимитед` или `тревел` и оказывается, что в распоряжении у руководства 3-4 лицензированные фирмы.

- Для чего это делается?

- Часто фирмы стараются минимизировать свои налоги. Поэтому они страхуются, чтобы в случае претензий со стороны налоговых органов фирму всегда можно было быстро закрыть. Если у них приостанавливают лицензию, то в запасе остается другая фирма, где работают эти же люди, и сложностей для ведения бизнеса в этой ситуации у них не возникает. Бывает, что накапливаются претензии со стороны партнеров, выигранные потребителями суды. Тогда существование компании становится невыгодным, и она, чтобы не отдавать долги, начинает работать под другим именем.

- А каково у нас соотношение операторских и агентских компаний?

- Приблизительно 40% фирм имеют операторские лицензии, остальные 60% - агентские. Это не соответствует нормальному положению на мировом рынке - операторов в России чрезмерно много. Они сами понимают, что на самом деле туроператорами как таковыми не являются.

- То есть необходимо четкое разделение на агентов и операторов?

- Видите ли, у нас пока не проходит тот вариант, когда существуют чистые туроператоры, которые не продают свой продукт в розницу. Без собственной продажи тяжело: начинают заедать агенты, организовывают так работу, что туроператор все время должен понижать, понижать цены. А за счет чего понижать, когда нет прибыли? Большинству приходится параллельно развивать свою сеть продаж. Это болячка рынка нашего.

- И как же с ней бороться?

- Сейчас как раз настало время для введения финансовых гарантий. Мы работаем над тем, как их грамотно ввести: чтобы, с одной стороны, повысить ответственность туроператоров, защитить потребителей и участников рынка от недобросовестных, а зачастую и непрофессиональных действий, а с другой стороны - не создать сложности для ведения бизнеса.

- Размеры гарантий уже определены?

- Гарантии можно вводить только поправкой в закон, решение должно проходить через Госдуму, поэтому их размеры определятся только на конечном этапе. В большинстве европейских стран гарантии присутствуют в той или иной форме - страховые, поручительства банка, депозиты. Везде примерно суммы от $40-50 тыс. до $300 тыс. Я думаю, и у нас должно быть где-то в этом диапазоне.

- А смогут ли наши компании замораживать такие средства?

- Если компания работает нормально, у нее существует достаточно приличный белый оборот в банке. И не возникает проблемы замораживания - банк, видя стабильный бездефицитный оборот, спокойно дает гарантию. Возможно, он потребует какой-то небольшой процент за поручительство, но это не те суммы, о которых надо говорить. И наоборот: если туроператор работает в черную, то деньги не проходят через банк, и оказывается, что годовой оборот этого вроде бы даже известного оператора составляет $200 тыс. Такие компании вынуждены будут класть гарантию деньгами. Финансовые гарантии подтолкнут туроператоров к нормальному ведению бизнеса.

- Какой годовой оборот считается хорошим для оператора?

- Средний оператор должен проводить не меньше $7-15 млн в год. Они работают в основном на авиаперевозках, а это большие суммы.

- Много у нас компаний с таким оборотом?

- Я думаю, что порядка 200. Это экспертные оценки. Есть компании, которые значительно превышают этот оборот. Тех, у кого свыше $50 млн, у нас не больше десятка.

- На Западе немного туроператоров, но это крупные компании. У нас фирмы пока не могут выйти за рамки своего направления. Идет ли процесс укрупнения компаний и концентрации рынка?

- С одной стороны, он идет. С другой стороны, этот начавшийся год достаточно сложный для рынка, в первую очередь для выездного сегмента. Низкие цены, которые везде оглашаются - в Турцию, Тунис, Испанию, Кипр, Грецию, обусловлены не хорошей жизнью и не тем, что туроператоры нашли бесплатную перевозку или у них вдруг образовались дармовые гостиницы. Просто на всех направлениях бортов стоит больше, чем это необходимо. И в результате получается, что количество предлагаемых мест гораздо больше, чем количество потенциальных туристов. Отсюда происходит и демпинг. На некоторых направлениях, таких, как Испания, Хорватия, Турция, Болгария, существует еще выкупленная квота гостиничных мест, и плюс еще самолет - получается двойной удар горения. Чтобы не потерять, допустим, $400-500, выгоднее продать за $200. В туризме залежалого товара не бывает. Он просто портится мгновенно и употреблению больше не подлежит. Когда фирмы работают все время в минус, проблемы накапливаются. В результате неизбежно появляется пирамидальный принцип, который в большинстве случаев не закладывается в идеологию работы, но происходит от непрофессиональной оценки своих рисков.

- При этом выездной поток у нас растет не слишком быстро...

- Да, незначительно. Причем если бы не эти спецпредложения, он вообще бы не рос, а, может быть, падал. Но когда туры продаются дешевле себестоимости, то есть туроператор, грубо говоря, доплачивает за клиента, внутренние поездки оказываются дороже. Это чревато для рынка неприятными последствиями. У многопрофильных операторов есть возможность покрыть убытки от демпинга - где-то на приеме заработать, где-то внутренние туры хорошо продаются, у кого-то есть приграничный обмен, который при большом обороте дают неплохие деньги, у кого-то собственный транспорт существует, стабильное направление. А большинство-то у нас сидят только на самолетах и ничего не имеют, да и ответственность у них по закону очень маленькая.

- То есть существует реальная опасность для потребителей?

- Безусловно. Я не говорю, что это массово, но у нас ведь часто возникают случаи, когда не вывозят туристов из-за рубежа, когда фирма не оплачивает гостиницу. Вот для этого гарантийные фонды надо вводить. Они отбивают охоту заниматься туроператорством, если нет у тебя знаний и базы. А потребителю важно не только приобрести хороший продукт, но и чтобы его еще и обслужили хорошо. А зачастую турагентства, которые профессионально работают именно с клиентом, могут сделать это грамотнее, чем оператор, который только разрабатывает продукт.

- А как обстоят дела во въездном секторе рынка?

- Есть несколько фирм, которые работают на въезде иностранцев долго и стабильно, они имеют очень большие обороты. Лидеры рынка уже определены и держат определенные квоты в гостиницах. Здесь еще следует учитывать, что существует ограниченная гостиничная база в основных городах, куда стремятся настоящие туристические потоки. Как только увеличивается количество потенциальных иностранных туристов, у нас тут же все застопоривается. В Петербурге поселить просто невозможно, в Москве уже тоже начинаются очень большие сложности. Если у кого-то есть гарантированная квота, тот выживает, а у кого таких квот нет, им приходится очень тяжело. Чуть-чуть мы прибавили рекламы, чуть-чуть активизировались на международных выставках, стали выпускать каталоги, сразу пошла отдача - и всё, все гостиницы заняты.

- Для развития гостиниц необходимы инвестиции. Откуда они могут прийти? Будут ли этим заниматься наши туркомпании?

- Не сомневаюсь, что будут. Могут заниматься и сейчас в определенной степени. Но у нас таких монстров, как на Западе, пока нет. Кроме того, ориентация на внутренний туризм началась не так давно. Когда возникает желание строить и инвестировать? Когда имеющиеся гостиницы уже заняты. Вложение в отели - это ведь не быстрая окупаемость, лет пять нужно при хорошем раскладе. Нам все равно, откуда эти средства будут приходить - из-за границы или из внутренних источников. Думаю, что процесс внутреннего инвестирования будет идти даже более активно. Но в первую очередь в гостиницы небольшие и туристического класса. Деньги пойдут и от туроператоров, и от крупных строительных компаний. Очень важно, чтобы местные власти обеспечили возможность строительства этих отелей в удобных местах. Где-то такое понимание есть, где-то нет. Допустим, города Золотого кольца - Кострома, Ярославль - понимают, что к ним туристические потоки не будут приезжать на неделю, на две, к ним будут заезжать на два-три дня. Но и для этого надо тоже создать недорогую и современную гостиничную базу. Это понимается уже местными властями, и они сами ищут инвесторов. Мы стараемся им помогать: рекламируем эти регионы, предоставляем бесплатные места на международных выставках.

- Есть ли оценки, каким должен быть общий объем инвестиций?

- Тут достаточно сложно правильно посчитать, но примерные прикидки такие ведутся. Допустим, по Северо-Западу, включая Тверскую область, Новгородскую область, Петрозаводск, Вологду, Ленинградскую область, нам не хватает на сегодняшний день 12-15 гостиниц класса три звезды, где-то примерно на 2200-2500 мест (один гостиничный номер, по оценкам Университета гостиничного, туристического и ресторанного бизнеса, обходится в $15-20 тыс. - `Финансовые Известия`). Что касается Петербурга и Москвы, то здесь просто катастрофически не хватает гостиниц.

- Тем временем въездной поток растет, и операторам приходится
отсеивать часть заявок...

- Безусловно. Вот чуть-чуть добавили рекламы, издали каталоги, поактивнее стали работать на международной арене туроператоры и власти - сразу же получилось, что уже все занято. С другой стороны, если бы этого не было, было бы еще хуже. Гостиницы стояли бы пустые, и не было бы интереса к строительству. Здесь круг замкнутый. Все взаимосвязано.

- То есть реклама нужна в любом случае?

- Конечно, надо рекламировать. Гостиницы уже строятся, и старые реконструируются, переделываются под отели жилые дома, общежития. А то, что приходится отказывать в определенные пиковые периоды, - к сожалению, да. Вот Петербург, например: самые привлекательные месяцы май и июнь, белые ночи, все это знают, туристы едут. Но в это же время все хотят провести конгрессы, встречи определенные на различных уровнях, вплоть до самого высшего. То есть в этот период чисто для туризма зона-то не расширяется, а еще сужается. Гостиницам выгоднее загрузить по более дорогим ценам участников конгресса.

- Затраты на рекламу на этот год составляют $550 тыс. Будет ли эта цифра меняться?

- Цифра не совсем точная у вас. У нас получается побольше, но намного меньше, чем в других странах. Это отмечалось и на том заседании правительства, где рассматривалась концепция развития туризма, премьер-министр Касьянов сказал, что затраты у нас минимальные и, конечно, с такой практикой далеко не пройдешь. Надеемся, что 2003 год нам прибавит средств на рекламу.

- Тем более что эти затраты окупаются...

- Безусловно. По экспертным оценкам, средняя продолжительность пребывания настоящего туриста - шесть с половиной дней и $1350 в среднем он здесь оставляет. Сюда входят гостиница, различные культурные мероприятия, ресторанное обслуживание, сувениры, трансферты и так далее. И половина, наверное, летает на наших самолетах, это тоже прибыль. Доходы хорошие. Три туриста у нас как минимум одно рабочее место создают.

- Какие регионы, кроме Москвы и Питера, считаются перспективными?

- Очень большой интерес проявляется к Байкалу. У нас там тоже не хватает и базы гостиничной, и средств экскурсионных. Катеров, яхт практически нет. Популярна Камчатка. Это дорогой туризм, и туда массовые группы пенсионеров не выезжают. Но отдача от индивидуального туризма там очень высока. И все гостиницы, какие там есть, полностью загружены. Думаю, что если там будет увеличена существенно гостиничная база, то пустовать она никак не будет. Места уникальные настолько, что таких практически в мире нет. Еще перспективно Черноморское побережье. Города Анапа, Геленджик, кое-что восстанавливается в Сочи. Но здесь еще требуется большая работа. Привлекают Минводы, особенно для поездок на лечение. Сейчас по Краснодарскому краю идет реклама. Если то же самое сделать и по здравницам Кавминвод, то продукт будет востребован. Популярны также речные круизы, особенно между Санкт-Петербургом и Москвой. Они все загружаются, в основном иностранцами, и судов не хватает. Тут надо добавлять и улучшать инфраструктуру, чтобы пустить дополнительное количество судов. По Волге тоже интересно путешествовать.

- Еще одна проблема въездного туризма - это российские визы, которые дороги и в каких-то странах их сложно получить.

- Безусловно. Есть просьбы ряда иностранных туроператоров, чтобы виза давалась быстрее и была дешевле, чтобы меньше было документов. В плане мероприятий по реализации концепции развития туризма стоит пункт, что мы должны вместе с МИДом эту работу проводить в том направлении, чтобы для стран, безопасных для нас в миграционном отношении, создавался более благоприятный визовый режим, а для небезопасных, наоборот, усиливался контроль. Но и другие страны не всегда идут нам навстречу. На высоком государственном уровне говорится о том, что надо развивать приезд россиян, а на практике работа консульских отделов вызывает столько замечаний, что приходится опять же возвращаться на тот же уровень. В разовом порядке проблема решается, но через какое-то время начинается все сначала. Во многих консульствах все зависит персонально от тех людей, которые занимаются этими вопросами.

- На очереди еще лицензирование компаний, занимающихся клубным отдыхом, - проект по таймшерам уже подготовлен.

- В настоящее время этот проект находится в правительстве. На мой взгляд, основное в положении о клубном отдыхе - возможность в 14-дневный срок без объяснения причин забрать свои деньги назад, отказаться от таймшера. Если этот пункт пройдет, то на первичном рынке, который мы в первую очередь должны регулировать, будет порядок. Количество претензий к компаниям начнет снижаться. Сейчас жалуются в основном на то, что людей подвергают профессиональной обработке, они покупают таймшер, а на следующий день уже ничего не могут сделать. После принятия `срока охлаждения` компании обязаны будут давать клиентам время на раздумье - иначе они просто будут нарушать закон. Вторичный рынок клубного отдыха регулировать гораздо тяжелее. Многие благие предложения по этому вопросу не проходят, потому что противоречат гражданскому праву.

- Какой прогноз можно дать на это лето? Сезон пройдет спокойно?

- Сейчас условия для отдыха нормальные, у нас неплохо развивалась экономика, и реальная заработная плата росла, и ценность доллара к рублю падала. Возможности для поездок существуют как внутри страны, так и за границу. Конечно, надо интересоваться наличием лицензий туроператорских. Если в агентстве покупаете путевку, то она должна быть выписана либо на бланке туроператора, который продает, либо там должно быть указано, чью путевку продает турагентство. Безусловно, надо при приобретении путевки за границу всегда интересоваться, каким образом предлагается осуществить туда доставку. Если нет четкого ответа на этот вопрос, то потом могут быть сложности. Зачастую это бывает, когда идет свободная охота на пустые места в самолете. Поэтому надо всегда стремиться выяснять, на самолете какой авиакомпании и каким рейсом лететь туда и обратно. Все что-то собой значащие туроператоры и связанные с ними турагентства этой информацией обладают. Если этого нет, тогда надо насторожиться.

- Будет ли расти рынок?

- Мне кажется, у нас рынок выездного туризма вообще начинает стабилизироваться по объемам. Да и страны практически определились, куда выезжают россияне. Я не думаю, что будет что-то неожиданное в этом сезоне на выезде. И внутри страны тоже.

18.06.2002

httр://www.finiz.ru/сfin/tmрl-аrt/id_ аrt-1185
Инна КОЛОМЕЙСКАЯhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199903
Опублик.: 15.03.04
Число обращений: 469

  • Стржалковский Владимир Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``