В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Армен КАЗАРЯН: Мы стали камнем преткновения для решения собственных задач России при вступлении в ВТО Назад
Армен КАЗАРЯН: Мы стали камнем преткновения для решения собственных задач России при вступлении в ВТО

Армен КАЗАРЯН: Мы стали камнем преткновения для решения собственных задач России при вступлении в ВТОПосле съезда Ассоциации Российских Банков директор филиала банка `Анелик` в Москве Армен КАЗАРЯН дал интервью обозревателю `Финансовых Известий` Наталье ОРЛОВОЙ.

- Как сложилось, что вы единственный в Москве филиал иностранного банка?

- Банк `Анелик` был создан в 1990 году, еще в СССР, и зарегистрирован под номером 355, то есть это был 355-й коммерческий банк в Советском Союзе. С тех пор единицы дожили до сегодняшнего дня, и один из них - банк `Анелик`. В 1990 году же был зарегистрирован его филиал в Москве, но в действительности он начал работать в начале 1992 года, когда получил разрешение от ЦБ России.

- Разрешение работать именно как филиал иностранного банка?

- Это очень сложно сказать...

- До или после Беловежской пущи?

- 3 января. А решение принималось еще раньше. Поэтому это был филиал не иностранного коммерческого банка, а банка того же государства. Ближайшие после этого годы никто не теребил банк, потому что статус отдельных государств Советского Союза не был понятен. Пока Армения не ввела национальную валюту.

- Это в 1994 году?

- Да, и уже в 1995-м были попытки закрыть филиал.

- Кто конкретно поднимал этот вопрос?


-Точно не знаю - я пришел спасать филиал в 1996 году.

- Почему спасать?

- Потому что там были определенные нормативные требования ЦБ к филиалу, которые он не мог выполнить - тогда уже была тенденция филиал закрыть. Остальные банки бывших союзных республик так и закрылись. Кстати, Козлов неправильно сказал, что их было три, их было гораздо больше, но к 1997 году остался только наш.

- Основной бизнес банка `Анелик`, как я поняла, заключается в системе денежных переводов банка из России в Армению?

- Сейчас так. Когда в 1996 году я возглавил банк, клиентуры не было, ничего не было, непонятно, для чего филиал существует, надо было что-то придумать. В начале 1997 года встал вопрос, чем будет заниматься филиал, чтобы операции были безрисковыми. Поскольку это был армянский банк, мы привлекли диаспору, чтобы через него переводили деньги своим родным и близким - вполне законные операции, ничего особенного. Мы тогда не видели это основным видом деятельности филиала, но уже в 1997-м оборот декабря составил $3 млн. Тогда мы привлекли другие банки из Грузии, Украины, в 1998 году это уже была платежная система 5-6 стран. Сейчас система работает уже на 77 стран, и центром расчетов является именно московский филиал банка. Оборот в прошлом году составил $155 млн, предполагаемый оборот в этом
году - $250 млн.

- Нет проблем с обвинениями в отмывании денег?

- Причем тут отмывание, если средняя сумма перевода от $200 до $300 за одну транзакцию, это люди просто помогают родным и близким.

- Какие операции кроме денежных переводов делает филиал?

- Все операции, разрешенные законодательством. У нас такая же лицензия, как у любого российского банка. Но поскольку мы филиал маленького армянского банка и меньше даже маленького российского, то не занимаемся, например, кредитованием, не играем на рынке ценных бумаг, не играем на разнице валют.

- Может быть, ЦБ правильно ставит вопрос, что это не должно быть банком, ведь основная функция банка - трансформация ресурсов в инвестиции?

- Кто вам это сказал? А расчетно-кассовое обслуживание не нужно? У нас идеальное расчетно-кассовое обслуживание для клиентов.

- Много ли у вас на него клиентов?

- Юридических лиц порядка 300, физических, наверное, за 500, по российским меркам - ерунда.

- Господин Козлов сказал, что в ходе проверки хочет посмотреть реальный размер капитала и как банк кредитует российскую экономику.

- Вы или не так записали, или он оговорился. Мы филиал иностранного банка, поэтому у нас нет никакого уставного капитала. Филиал не является юридическим лицом, из-за чего и весь сыр-бор. $500 тыс. головная контора выделила нам на безвозмездной основе, и они как бы считаются нашим капиталом, который гарантирует операции.

- Может, смысл проверки - сделать вывод, как иностранные банки чувствуют себя в России, почему экономику не кредитуют - пользы от них никакой.

- Ерунда. Если бы сам банк `Анелик` по российским меркам был большим банком, филиал мог бы что-то кредитовать. Наш банк очень хорош в Армении, но не для России. Нам приходить в Россию со своими капиталами было бы смешно. Мы в принципе не можем быть примером, что может сделать иностранный банк в России. Мы отчитываемся перед ЦБ РФ - заполняем те же формы, предоставляем ту же отчетность, что и любой российский банк. Естественно, наш головной банк в Армении отчитывается перед Банком Армении, и эта отчетность включает все результаты деятельности его московского филиала. Так что нас проверяют с двух сторон.

- Вы остаетесь филиалом? Не хотите стать дочерним банком?

- Мы бы с радостью стали дочерним банком, но как это сделать? Российское законодательство не предусматривает перерегистрацию филиала в дочерний банк. Можно закрыть филиал и зарегистрировать дочерний банк (требования к начальному капиталу - 5 млн евро). Но весь капитал нашего головного банка составляет 3 млн долларов.

- То есть было бы решением, если бы ЦБ разрешил вам зарегистрировать уставный капитал в 500 тыс.?

- Да, и сказал бы: `Вы настоящий банк`. Но давайте посмотрим правде в глаза - это нарушение.

- Что бы будете делать - отстаивать свою позицию, спорить с ЦБ?

- Нет. Это глупо.

- Какие варианты?

- Найти взаимопонимание. Возможно создание небанковской кредитной организации с тем же названием и тем же кругом операций, что и сейчас. Это валютная лицензия и обслуживание физических и юридических лиц. В нее закон позволяет и $100 тыс. вложить. И скорее всего решение будет именно в этом ключе. Недавно Андрей Козлов встречался с председателем Центрального банка Армении Тиграном Саркисяном. Насколько я знаю, пока общего решения они не нашли, так как глава нашего ЦБ очень любит наш банк, потому что из всех армянских банков только `Анелик` имеет филиал за пределами республики.

- Какое место по уставному капиталу банк занимает в Армении?

- По капиталу, по-моему, пятое или шестое. Но по таким показателям, как соотношение прибыли и капитала он занимает первое место.

- За счет московского филиала?

- Это тоже имеет значение, но `Анелик` объективно самый известный банк в Армении.

- Как оцениваете пристальное внимание к вашему банку?

- Мы стали камнем преткновения для решения собственных задач России при вступлении в ВТО. ВТО требует, чтобы филиалы иностранных банков в России присутствовали после вступления в эту организацию. Но многие страны, вступая в ВТО, этот пункт не приняли, а, наоборот, выставили свои требования, при которых филиалы иностранных банков в стране не присутствуют. Этот пункт дает России право потребовать то же самое, то есть филиалов не будет. Но для того чтобы никто не посмел пальцем указать (а у вас уже есть филиал иностранного банка), перед вступлением важно, чтобы прецедента не было, чтобы были чистые руки.

20.06.2002

httр://www.finiz.ru/сfin/tmрl-аrt/id_ аrt-1290
Наталия ОРЛОВАhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199902
Опублик.: 15.03.04
Число обращений: 97


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``