В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Осторожно: новый Лесной кодекс. Чьи интересы он учитывает? Назад
Осторожно: новый Лесной кодекс. Чьи интересы он учитывает?
Выездное расширенное заседание совета Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России состоялось 26 февраля в Архангельске. В его работе участвовали полномочный представитель президента в Северо-Западном округе Илья Клебанов, представители федеральных министерств и ведомств. В числе прочих важных вопросов обсуждался проект нового Лесного кодекса. Среди приглашенных на встречу был и директор Шенкурского гослесхоза Н.В. Тяпкин. Мы попросили его прокомментировать некоторые наиболее значимые положения предлагаемого проекта, который подготовлен Министерством экономического развития с участием Министерства природных ресурсов. Весной его планируется внести на рассмотрение Госдумы.

- Николай Викторович, судя по публикуемым в СМИ мнениям экологов, руководителей ЛПК, проект Лесного кодекса считают недоработанным, в него предлагается внести много изменений:

- Есть такая неправительственная организация Гринпис, которая проект кодекса и свои материалы на эту тему объединила одним общим предупреждающим заголовком `Осторожно: новый Лесной кодекс`. Действительно, многие его статьи вызывают вопросы, недоумение и возражение. Если посмотреть его, не зная всех тонкостей, связанных с отпуском леса, с лесным законодательством, то можно сделать вывод, что новый Лесной кодекс рыночный, работать должен на перспективу, на развитие бизнеса. Как практик с опытом работы в лесном хозяйстве, местном самоуправлении, я убежден, что многие положения кодекса надо внимательно изучить, внести поправки, без спешки его принимать.

- В чем же его опасность, что обязательно надо изменить?

- В проекте кодекса говорится, что леса будут передаваться в аренду пользователям через аукционы:

- Передаваться и в частную собственность?

- Сначала в аренду, а потом и в частную собственность, по этому проекту через 15 лет. Так вот, об аренде: Сегодняшнее лесное законодательство позволяет передавать леса в аренду конкурсной комиссии, которая создается распоряжением главы администрации области. Она рассматривает заявления на выставленные лесхозом участки лесного фонда, которые обязательно согласовываются с главой района. В комиссии участвуют представители Министерства природных ресурсов и обладминистрации. Комиссия учитывает мнение местной администрации и отдает предпочтение той организации или тому частному лицу, которые наиболее социально ориентированные, готовы поддерживать социальную сферу на местах.

В проекте нового кодекса однозначно написано, что лесные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются в аренду гражданам и юридическим лицам по результатам лесных аукционов. Это значит, что лес будет передаваться тем, кто больше заплатит. Если рассматривать такой вариант профессионально, то может получиться, что в нашей области все леса, грубо говоря, будут поделены между тремя вертикально интегрированными структурами - предприятиями Соломбалы, Новодвинска и Коряжмы.

Сегодня экономика наших районов в значительной мере держится за счет мелкого лесного бизнеса. К примеру, в нашем районе более 100 лесопользователей, более 30 арендаторов, которые здесь живут и работают. У крупных предприятий, которые занимаются переработкой лесных ресурсов на выпуск целлюлозы, бумаги, картона, своих проблем очень много, в том числе в осуществлении экспорта продукции. Больших средств требует модернизация производства. И в ближайшие годы, в случае передачи им через аукционы наших лесов, их внимания к нашим местным проблемам, финансовых вложений, будет минимум. И не приходится говорить о том, что как раньше леспромхозы содержали свою социальную сферу, так и эти холдинги будут это делать. Если кодекс будет принят в предложенной редакции порядка передачи лесов в аренду, мы по сути дела лишим наш мелкий лесной бизнес перспективы.

- А каково Ваше предложение о порядке аренды?

- Я считаю, что новый Лесной кодекс мог бы дать право передачи лесов в аренду субъектам федерации. Или же прямо написать `на аукционах или конкурсных комиссиях`. Узаконить два варианта передачи в аренду.

Изначально все леса государственные. В проекте сказано, что они могут передаваться в областную и муниципальную собственность. И соответственно роль субъекта федерации и муниципальной власти будет распространяться по большому счету только на леса, которые находятся в их собственности. Таким образом, влияние фактически муниципалитета на проведение лесных аукционов по прочим лесам будет утрачено. Им останется воспитывать людей, а области еще и тушить лесные пожары. Основные все функции центр оставляет за собой. Разве это правильно? Влияние местной власти будет даже меньше, чем по действующему Лесному кодексу, который больше отвечает интересам территорий.

- Николай Викторович, для нас лес не только древесина, это и среда обитания:

- Это так. Предполагается по новому проекту, что только малочисленные народы Севера будут пользоваться лесом без каких-либо разрешительных документов.

- Но у местного населения по-прежнему останется потребность в дровах, в сборе грибов, ягод.

- В новом кодексе эти вопросы оговорены очень слабо. Такой механизм, как лесорубочный билет, ордер в нем исключены.

- Каким же образом будет контролироваться отпуск леса?

- Новый кодекс предполагает: раз лес передается в аренду - арендатор в нем хозяин. Есть ряд условий, к примеру, если аренда сроком на год, то лесхоз производит там отвод, таксацию, отпуск леса, контролирует. Если аренда более чем на год, то сам лесопользователь определяет, как и где ему рубить. Разрешительной системы в этом случае нет. Казалось бы, это неплохо, не надо к чиновнику ходить. Но давайте здраво на это посмотрим. По новому лесному кодексу даже права людей на свободное посещение леса, на сбор грибов, ягод, на охоту могут быть утрачены.

Вот посмотрите статья 37, пункт 4, которая это регулирует: ` Не допускается запрещение ограничения пребывания граждан в лесах, за исключением случаев, когда пребывание граждан в лесах и сбор ими не древесных лесных ресурсов несовместимы с целями предоставления лесных участков в аренду`. То есть, если участок леса взят в аренду не для заготовки древесины, а для организации сбора грибов и ягод, то посторонние туда не имеют права ходить. В противном случае это может быть расценено, как причинение ущерба собственнику лесного участка. Народ не поддержит такой порядок. Возможно, из Москвы это не видно.

- Любые леса могут быть переданы в аренду, а затем и в собственность?

- Только лесопарки, заповедники, леса зеленых, водоохранных зон, имеющие особый статус, не передаются в аренду и в собственность по новому кодексу. В принципе, не надо бояться аренды и пользования, но у нас нет еще цивилизованности, которая бы позволила, как в Финляндии, вести лесное хозяйство. В проекте нового кодекса есть место лесной охране, но нет места лесоводу. Сегодня лесовосстановлением занимается государство. Раньше оно финансировалось напрямую из федерального бюджета, а последние 3 года из областного - порядка 35-40 миллионов в год. А проект предполагает, что лесопользователи, ведущие лесное хозяйство (это по сути все, кто берет в долгосрочную аренду лес), обязаны за свой счет лесовосстановительные мероприятия. Это, казалось бы, хорошо. Но лесовосстановление - это специфическая отрасль, требующая значительных средств и подготовленных специалистов. Это не только сохранение подроста, оставление семенников, семенных куртин, а еще и посадка леса, выращивание посадочного материала, а специфику надо хорошо знать. Можно ли быть уверенным, что частный владелец будет вкладывать в леса средства, чтобы получить `урожай` через 50, а то и 100 лет?! Кто будет охранять леса от пожаров, если будет разрушена государственная служба? Тоже непонятно.

- Есть много возражений, поправок в проект Лесного кодекса. Как сделать так, чтобы до его принятия они были услышаны и учтены?

- Не надо молчать. Этот проект еще не внесен в Госдуму. Я думаю, что такие законы, как Лесной кодекс, надо выносить на всенародное обсуждение, ведь они касаются образа жизни многих миллионов россиян. На совещании в Архангельске я выступил и изложил свое мнение. Гринпис призывает не стесняться, участвовать в обсуждении, писать свои предложения Президенту РФ (103132, Москва, Старая площадь, 4), председателю Правительства, в законодательное Собрание, нашему губернатору. Надо противостоять тому, что предлагаемый Лесной кодекс не отражает интересы населения, малого бизнеса, даже государства в долгосрочной политике ведения лесного хозяйства.

Важский край
12 марта 2004 (11)
Валентина Павловская.

http://www.arhpress.ru/vaga/2004/3/12/2.shtmlhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199834
Опублик.: 12.03.04
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``