В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Лившиц: О печальных последствиях реорганизации правительства Назад
Александр Лившиц: О печальных последствиях реорганизации правительства
Идет реорганизация правительства. Вместе с аппаратом. Не первая, конечно. Ведомства уже сливали. Разливали. И неоднократно. Но нынешняя реформа все же особенная. Поскольку уж очень масштабная. Подобной не помню.

Зачем трясут? Ради качества управления (если о правительстве). И качества решений (если об аппарате). Других резонов, наверное, не придумать.

Главное - переходим на трехзвенку. Министерствам поручили политику и правовые акты. Агентства будут воплощать их в регулирование. Службы - надзирать и контролировать. Затея верная. Поскольку даст понятную систему управления. Заработает, похоже, нескоро. Ведь придется переписать гору законов, указов, постановлений, регламентов, положений. Какое-то время уйдет на притирку, пересадку и т.п.

Министерств станет меньше. А чиновников - больше. Судя по количеству агентств и служб... Ну и ладно. Прокормим. Был бы толк.

Реформа только началась. И в ней еще не все ясно. Зачем нам, скажем, столько отраслевых ведомств? Через пару лет, боюсь, получится так: начальников много, а управлять некем. Экономика-то уже частная. Отрасли оккупированы бизнесом. Им не покомандуешь.

Нужны заступники? А они уже есть. Организации предпринимателей, профсоюзы, лоббисты. Справятся не хуже чиновников. Ведь давно уже нет металлургических министерств. Нефтяного. Газового. Пищевого. И ничего. Отрасли живут. Причем неплохо.

Другой пример. Налоговиков отдали Кудрину. А таможенников почему-то отправили к Грефу. Хотя задача и тех и других - добыча денег для казны. Лучше бы слить воедино. Под Минфином. Пусть управляет всем бюджетом. От доходов до затрат. И отвечает за него. Именно так, кстати, делают в развитых странах.

Неизвестна судьба аппарата правительства. Пока подвергается порке. Сидят, дескать, полчища бюрократов. Бумаги переписывают. Искажают решения министров. Прячут документы. Вышли из-под контроля. Всё, хватит. Надоело. Будем сокращать. А ответственность за решения перенесем на министерства.

Вроде бы логично. Хотя, прямо скажем, жалобы на аппарат выглядят странно. Если распоясались, затяните им ремни потуже. Кто мешает? В любом случае не надо торопиться. Рубить. Резать. Иначе пострадает качество бумаг.

Дело в том, что позиции ведомств часто расходятся. Не потому, что их возглавляют враги. Не потому, что один министр - либерал, а другой - коммунист. Не потому, что сталкиваются интересы каких-то кланов. Причина в другом - политические решения противоречивы. По последствиям. Могут одному сектору добавить, у другого отнять. А ведь над каждым - начальник. Вот и спорят.

Взять, к примеру, пресловутые НДС-счета. Минфин - за. Поскольку отвечает за бюджет. И хочет его набить. МЭРТ - против. Поскольку отвечает за экономический рост и развитие бизнеса. А затея с НДС-счетами им только во вред. Что делать? Снимать разногласия. Искать компромисс.

Раньше этим занимались чиновники Белого дома. Готовили позиции для вице-премьеров. А те уже разруливали. Теперь аппарат ужимают. Оставляют одного вице-премьера. Физически не управится. Хотя умный и работящий.

Министерства? Могут оплошать. Не только из-за слабости чиновников. Ведь все отойдет министрам. Какой-то на время станет `вице-премьером`. В том смысле, что поведет документ (закон, указ, постановление). Получит разные точки зрения. Начнет совмещать... Но все министры одинаковы. Уверены в непогрешимости собственного ведомства. Будут пробивать его мнение. И не факт, что оно окажется правильным...

Остается, правда, Госдума. Но там проправительственное большинство. Регулярно клянется в преданности. Пропустит все, что принесут. Из Белого дома. Выходит, что депутатский ОТК закрыт. Проверять качество бумаг, похоже, некому.

Чего опасаюсь? Битья рекордов. По валу принятых законов. А вот как они будут работать... Можем получить хорошую систему управления с неважным качеством решений. Нам это нужно?

Отдельно - о белодомовских аппаратчиках. Народ классный. С пониманием, опытом, кругозором. Надо бы поберечь. Если уж гнать, то не на улицу. А в министерства. Для поднятия уровня бюрократического ремесла.

Реформа, конечно, назрела. Поскольку экономика обогнала государство. Сделала систему управления допотопной. Вот и меняют. Большой пересадкой. Каковая, впрочем, будет не последней. Хотя бы потому, что бюрократия вечна. А значит, и борьба с ней.

12.03.2004

httр://www.finiz.ru/сfin/tmрl-аrt/id_ аrt-799010
Александр ЛИВШИЦhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199833
Опублик.: 12.03.04
Число обращений: 522

  • Лившиц Александр Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``