В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Плескачевский: Я коллекционирую решения судебных органов Назад
Виктор Плескачевский: Я коллекционирую решения судебных органов
Бензопила стала важным экономическим инструментом в современной России. Ее, равно как и другие подобные достижения цивилизации, у нас все чаще используют при схватках за собственность - для взлома дверей и устрашения конкурентов. О том, доживем ли мы до времени, когда споры хозяйствующих субъектов будут вестись без кастетов и дробовиков, корреспондент `Финансовых Известий` Владислав САВИН беседует с главой комитета по собственности Госдумы и руководителем ПАРТАДа (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев) Виктором ПЛЕСКАЧЕВСКИМ.

- В последнее время экономическую жизнь страны сотрясают корпоративные конфликты. То тут, то там возникают двойные советы директоров, двойные реестры акционерных обществ и тому подобные вещи. С чем это связано?

- Наш комитет не раз разбирался в подобного рода конфликтах и мог бы составить перечень типовых приемов, которые используются противоборствующими сторонами. Мы сделали однозначный вывод, что действующего акционерного законодательства достаточно для того, чтобы полноценно, цивилизованно регулировать корпоративные отношения. Конечно, законодательство необходимо совершенствовать, но корпоративное право развивается во всем мире, не только в России. В большей части конфликтов, которые мы разбирали, спорящие стороны опираются на противоречивые решения судов. Я уже начал коллекционировать абсолютно противоречащие действующему законодательству решения судебных органов. Нетрудно догадаться, как они появляются. Пока не осуществлена в полном объеме судебная реформа, остается констатировать вопиющий характер многих из принимаемых решений.

Разумеется, сказывается и недостаток корпоративной культуры, что способствует и созданию конфликтной ситуации, и, как правило, применению нецивилизованных форм корпоративных поглощений. Во всем мире слияния и поглощения - это элемент повседневной корпоративной практики, но там действуют правила, закрепленные не только в законодательстве, но и в кодексах корпоративного управления. Если какой-либо субъект нарушает эти правила, то он теряет в капитализации своих акций или в кредитоспособности. В странах с эволюционно развивающейся рыночной экономикой важную роль в формировании кодексов предпринимательской этики традиционно играют саморегулируемые организации предпринимателей. То есть обычаи делового оборота той или иной профессиональной среды закрепляются в стандартах профессиональной деятельности.

- Но у нас профессиональные участники фондового рынка - регистраторы, по мнению судов и госорганов, являются чуть не первопричиной конфликта...

- Как председатель совета директоров ПАРТАД, я должен сказать, что мы разбираем все спорные ситуации, поскольку являемся саморегулируемой организацией, которая занимается установлением стандартов профессиональной деятельности регистраторов и депозитариев и контролем за их соблюдением. Наш опыт показывает, что сегодня законных причин упрекать регистраторов за корпоративные конфликты на самом деле нет. На слуху один из последних конфликтов, когда стороны обратились одна в суд, а другая - в орган исполнительной власти на рынке ценных бумаг с предложением об аннулировании лицензий двух регистраторов. Мне кажется, что предприниматели, инициировавшие эти процессы, не совсем понимают опасность для рынка, для самих себя подобного рода действий. Регистраторы хранят и ведут реестры десятков и сотен достаточно крупных компаний, которые составляют иногда существенную долю ликвидного рынка ценных бумаг. Если руководствоваться сиюминутными интересами и подставлять регистраторов под неправомерные шаги со стороны госорганов, это означает сознательное создание проблемы для всего российского фондового рынка. Ведь регистраторы, учитывая права на корпоративную собственность, в определенном смысле выступают и гарантами этих прав. Поэтому вовлечение в спор хозяйствующих субъектов регистраторов ставит под угрозу интересы сотен эмитентов, тысяч акционеров, которые никакого отношения к конкретному конфликту не имеют. Я считаю, что сегодня нужно наложить моральный запрет на искусственное вовлечение в конфликт регистраторов. И такой запрет может наложить только предпринимательское сообщество. Возможно, эта проблема должна найти отражение в кодексах корпоративного поведения корпораций, по крайней мере крупных. Это тоже элемент культуры выяснения отношений.

- Следует ли из этого, что у нас регистраторы этакие `священные коровы`, которых нельзя трогать? Ведь они тоже могут ошибаться, нарушать действующие нормативные акты. Кто и как должен это отслеживать, выявлять и наказывать по заслугам? Речь не об искусственном втягивании в конфликт, а о то случае, когда допущено конкретное нарушение.

- Существует определенная проблема в части определения компетенции госорганов по регулированию финрынков. Нечетко прописаны полномочия регулирующих органов по контролю за соблюдением лицензионных требований. Это позволяет органам исполнительной власти приостанавливать лицензии участникам рынка на основании собственных толкований фактов и норм.

Здесь есть два пути. Первый: совершенствовать законодательные нормы, описывающие профессиональную деятельность предпринимателей на финансовых рынках. Второй: прописывать в законодательстве то, что является квалифицирующим признаком серьезности нарушений, допускаемых, например, регистраторами, если они действительно нарушают установленные требования.

Никто на рынке не может быть неприкасаем, но нужны цивилизованные правила игры. Было бы правильно профессиональному сообществу фондового рынка и, допустим, Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП) описать взаимные требования к поведению на рынке, соблюдение которых стало бы условием нахождения на нем. ПАРТАД обратился с письмом в бюро РСПП с предложением рассмотреть эту проблему и создать совместную рабочую группу по выработке норм отношений между регистраторами и эмитентами.

- Закон о лицензировании проходил через Думу усилиями возглавляемого вами комитета. Пока он не распространяется на финансовые сегменты рыночной экономики, страховую, банковскую деятельность, рынок ценных бумаг. Надолго ли сохранится такое исключение из закона? И еще. Должны ли лицензироваться, в свою очередь, саморегулируемые организации?

- Надо поговорить не столько о лицензировании саморегулируемых организаций, что само по себе было бы нонсенсом, регулированием регуляторов, а о том, что саморегулирование должно дополнять госрегулирование, постепенно замещая его в некоторых сферах. Что касается лицензирования практически всего рынка финансовых услуг, то, к великому сожалению, здесь лицензирование пока еще будет осуществляться через специальные законы по этим видам деятельности. Сложность заключается в том, что многие госорганы психологически не готовы к решению проблем регулирования способами, отличающимися от применения привычных ему административных рычагов. Например, к тому, чтобы аннулирование лицензий у профучастника рынка осуществлялось исключительно на основе решений суда. Профессиональному сообществу пора поискать формы консолидации своего мнения на этот счет, чтобы убедить госорганы в необходимости устанавливать общий порядок и получения лицензий, и их аннулирования. Трудно согласиться с тем, чтобы отдельные ведомства продолжали самостоятельно определять правила игра на подведомственных им кусочках рынка, в то время как деятельность остальных предпринимателей регламентируется если не законами, то как минимум постановлениями правительства. Чиновники должны понять, что рынок сегодня способен вырабатывать нормы и правила, стандарты своей деятельности более жесткие, чем установленные законом, и более рациональные, чем установленные конкретными ведомствами.

- Какие законы вы считаете возможным и рациональным принять в оставшееся для работы нынешнего состава Думы время?

- До конца полномочий остается чуть больше года. Ожидается много парламентских акций скорее политического, нежели практического, свойства. Поэтому планировать что-либо фундаментальное очень трудно. Для себя, как депутата, я считаю самым важным вопросом принятие закона о саморегулируемых организациях.


httр://www.finiz.ru/сfin/tmрl-аrt/id_ аrt-3703


Владислав САВИН 17.09.2002http://nvolgatrade.ru/

Док. 199829
Опублик.: 12.03.04
Число обращений: 454

  • Плескачевский Виктор Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``