В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей ШАТАЛОВ: Бюджет теряет миллиарды долларов Назад
Сергей ШАТАЛОВ: Бюджет теряет миллиарды долларов
Правительство до конца года планирует принять ряд важных налоговых законопроектов. Среди них - закон о налогообложении СРП, поправки в первую часть НК, которые должны значительно расширить возможности налоговых органов при определении взаимозависимых лиц (трансфертное ценообразование), а также водный налог и налог на добычу водных биоресурсов. Планируется отмена налога на покупку наличной валюты. О налоговых новациях первый замминистра финансов Сергей Шаталов рассказал корреспонденту `Финансовых Известий`.

- Позиции по налогообложению СРП согласованы?

- Пока нет. Остались в основном вопросы, касающиеся чисто технического характера, но есть и принципиальные. Мы, например, приняли решение, что не будет освобождения от НДС операторов и инвесторов, работающих в режиме СРП. Но будет создан механизм возмещения НДС. Таким образом будет сохранено равенство для иностранных и российских инвесторов. Практически это означает создание режима, предусмотренного базовым законом об СРП.

Вариант правительства предусматривал, что инвестор будет проводить амортизацию основных средств из прибыльной части продукции. (Режимом СРП предполагается, что добываемая продукция делится на три основные части. Первая остается в распоряжении инвестора как компенсация затрат, список которых утвержден законом. Вторая принадлежит государству, и третья - прибыльная часть продукции - также остается в распоряжении инвестора. По реализации третьей части инвестор платит налог на прибыль, компенсируя затраты на основные средства через амортизацию. - Прим. ред.) Мы согласны на то, чтобы затраты на основные средства погашались за счет компенсационной части продукции.

К принципиальным моментам стоит отнести вопрос о гарантиях. Мы со своей стороны предусмотрели, наверное, все, что возможно. Каким бы образом ни менялось налоговое законодательство, операторы и инвесторы будут платить налоги в порядке, определенном при подписании соглашения. Это относится, разумеется, и к соглашениям, подписанным до того, как обсуждаемый сейчас законопроект будет принят. На наш взгляд, это полные гарантии. Я понимаю тех участников дискуссии, которые хотят получить гарантии от любых экономических и неэкономических изменений. Допустим, от каких-то политических изменений в регионе или от возможной неблагоприятной конъюнктуры мировых цен. Понятно, что вопросы очень тонкие, но в целом надо понимать, что и инвестор, и государство несут определенные риски. И полная страховка инвестора означает, что государство принимает на себя все 100% рисков.

Инвесторы также хотели бы получить за счет СРП и ряд специфических привилегий по ставкам налога на добычу полезных ископаемых, о выплате дополнительных процентов. Здесь наша позиция твердая - после раздела продукции режим налогообложения, предусмотренный соглашением, должен заканчиваться. Это вполне справедливо. Закон фактически предусматривает возможность менять государственную долю от 0 до 100%. Это достаточно мощный регулятор, с помощью которого можно предусмотреть все моменты - от добычи до распределения дивидендов.

- В декабре планируется рассмотреть поправки в первую часть НК, связанные с трансфертным ценообразованием, которые должны дать возможность налоговым органам определять взаимозависимость участников сделок. Проект дискутируется в течение почти двух лет...

- Действительно, закон чрезвычайно важен. Судьбу его предсказать трудно, здесь сконцентрировано слишком много интересов.

Сегодня налоговые органы не имеют возможности по формальным признакам признать взаимозависимость сестринских компаний, принадлежащих одной материнской, не могут признать взаимозависимость физического лица и принадлежащей ему компании, отсутствует возможность определения зависимости компаний работающих в рамках простого товарищества (по договору о совместной деятельности. - Прим. ред.). Это, в свою очередь, не позволяет контролировать сделки и предъявлять претензии. Можно установить лишь зависимость компаний по вертикали, а любые `горизонтальные ответвления` уже не дают возможности взять цены сделок под контроль. Бюджет при таком ценообразовании теряет миллиарды долларов.

Если закон будет принят в правительственном варианте, многие проблемы будут сняты. Мы и сейчас сумели несколько улучшить ситуацию, применяя налог на добычу полезных ископаемых, в котором адвалорная (процентная) ставка была заменена на специфическую. Таким образом возможность первичной продажи добытого сырья по низкой цене перестала быть выгодной с точки зрения минимизации налогообложения.
- Если закон будет принят, какой процент существующих сделок будет облагаться налогами исходя из реальной рыночной цены?

- Я скажу, возможно, парадоксальную вещь. Во многих случаях достаточно просто наличия закона, требующего корректности поведения. Это будет серьезным дисциплинирующим фактором. Я не устанавливаю прямой зависимости между принятием закона и поступлением средств в бюджет. Это тонкие и сложные процедуры. Для того, чтобы закон работал без сбоев и гарантировал справедливое налогообложение, мы должны быть уверены в квалификации налогового инспектора. В том, что он сможет правильно оценить сопоставимость условий разных сделок и, используя косвенные признаки, грамотно определит рыночную цену в случае не типовой, а уникальной сделки. И я думаю, пройдет немало времени, прежде чем налоговые органы научатся это правильно делать. Но любая дорога начинается с первого шага.
- Какие еще законы планируете вынести на обсуждение?

- Правительство недавно рассмотрело два законопроекта, связанных с налогообложением природных ресурсов. Это водный налог и сбор за пользование объектами животного мира и водными биоресурсами. Рассчитываем, что они будут приняты еще в этом году. Мы унифицировали положения водного налога в соответствии с требованиями Налогового кодекса. Немного повысили ставку - на 10%, и это даже меньше поправки на инфляцию. Что касается платы за водные биоресурсы, то это будет сбор. Специфические ставки планируется установить от 3 до 7% оптовой цены продукции и дифференцированно по бассейнам и видам добываемых ресурсов. Аукционы не запрещаются, но будут проводиться скорее всего для ценных ресурсов, например при вылове крабов. Льготы будут предоставлены малочисленным народам, градообразующим предприятиям, науке - очень тонкий вопрос. Известно, что объемы добычи рыбы для научных изысканий во многих случаях сопоставимы с промышленным отловом. Законопроект содержит значительное количество оговорок по применению льгот, по нашим расчетам, под них попадет ничтожная часть предприятий.
- Сколько бюджет должен получить от реализации законопроекта?

- По нашим расчетам, примерно 7,5 миллиарда рублей.

- Принимая закон об упрощенной системе налогообложения малого бизнеса, сделали серьезное упущение, позволяющее импортерам не платить `входной` НДС.

- Это действительно проблема. Если не внести соответствующую поправку, мы дадим возможность малому бизнесу `взять в аренду метр границы`. Кроме того, есть упущение по налогу на вмененный доход, касающееся коэффициента кадастровой стоимости участка земли, на котором сконцентрирован бизнес. Несмотря на то что все было запланировано, власти десяти регионов не профинансировали работу. В результате там невозможно провести кадастровую оценку участка. Мы вынуждены пока отказаться от этого коэффициента.

По другому коэффициенту, учитывающему доходность и специфику бизнеса, мы пошли Думе навстречу, и теперь этот коэффициент варьируется в 10 раз. Его устанавливают региональные власти, и в их руках достаточно серьезные полномочия. Надеемся, они будут принимать взвешенные решения.

- Обсуждение упрощенной системы малого бизнеса было достаточно бурным. У вас нет опасения, что поправка по НДС будет использована для давления на правительство. С целью увеличить, допустим, годовой оборот малых предприятий предлагалась цифра в 60 миллионов рублей, вместо принятых 15 миллионов?

- Мы рассчитываем на понимание с Госдумой, что эта чисто техническая поправка пройдет без каких-либо дополнительных условий. Говорить о принципиальных изменениях стоит только после того, как будут подведены хотя бы годовые итоги работы по упрощенной системе налогообложения - для бюджета и для бизнеса.

- Что изменит закон о госпошлине?

- Будут упорядочены платежи, правила их взимания, кроме того, законом предусмотрена интеграция в систему госпошлины налога на операции с ценными бумагами. Размер налога снижается в 4 раза. По деньгам это составит примерно 100-150 миллионов рублей в год.

- Сегодня Дума настаивает на распределении табачных акцизов между регионами и центром в пропорции 50:50 вместо 100% федеральному центру, как это предусмотрено в проекте бюджета. Правительство пойдет на это?

- Это уже не налоговый, а бюджетный процесс. Мы изначально исходили из позиции, что ресурсы, сконцентрированные неравномерно, должны быть централизованы, а центр должен принимать меры компенсационного характера. Это впрямую затрагивает табачные акцизы. Вообще с точки зрения нормального процесса акцизы не должны поступать в территориальные бюджеты. Мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда предприятие, уплатившее акциз в территориальный бюджет, получает из этого же бюджета вспомоществование в размере уплаченного акциза.

26.09.2002

Илья ГОРБУНОВhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199789
Опублик.: 11.03.04
Число обращений: 745

  • Шаталов Сергей Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``