В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ярослав БОЙКО: `Актеры по алкоголизму - на восьмом месте` Назад
Ярослав БОЙКО: `Актеры по алкоголизму - на восьмом месте`
Говорят, кинопленка зрительно делает актеров на полголовы выше и прибавляет им как минимум пять килограммов веса. Ярослав Бойко в жизни оказался таким же, как на экране: высоким, статным мужчиной в самом расцвете лет. И, что самое невероятное, со столь же зелеными глазами, как и у его доктора Громова - главного героя недавно прошедшего сериала `Неотложка`.
Но внешним сходством не ограничилось. Как и Громов, Бойко на интервью был немногословен, категорически отказался говорить на семейную и бытовую темы и оживлялся только когда речь заходила о детстве, футболе и профессии.

Восьмая бригада, на вызов!
- В `Неотложке` требовалось, чтобы Громов имел портретное сходство с актером Джорджем Клуни - доктором из американского сериала `Скорая помощь`?
- Да ну, глупость! Об этом даже не думал никто! `Бойко - наш Клуни` - это только в газетах пишут для звучности заголовков.
- И все же `Неотложку` сразу прозвали `нашим ответом Голливуду`.
- У нас такой задачи не стояло. К тому же там деньги совсем другие, и как работает каждый миллион, видно аж на двадцать пятом плане. А у нас, к примеру, фельдшер Надежда в одной из сцен говорит: `Сейчас позвоню на подстанцию`, - берет трубку, и телефон рассыпается на куски. Вот он, наш ответ Голливуду.
- Как думаете, сериал поднимет престиж профессии?
- Хотелось бы, потому что сам убедился - врачи `Скорой` действительно пашут, для них горе человеческое - это будни. Помню, еще до начала съемок поехал я поучиться с настоящей бригадой по вызовам. Приезжаем: у пожилого дядьки инсульт и отек легкого - еле дышит, хрипит. Врачи быстро начинают работать, ставят капельницу, делают инъекции - действия четкие, слаженные. Мне говорят: `Давай, держи его!`, а я смотрю - и мне аж самому плохо становится. После этого вызова - следующий, и что меня поразило: в машине фельдшер с врачом не отключались, а продолжали обсуждать только что сделанное.
- Кстати, а вы крови боитесь?
- Нет. Уже в следующем сериале - `Вокзал` - мы снимали пожар в вагоне. По сюжету, чтобы спасти женщину, я разбиваю окно, рядом огонь, дым - все это надо было снять одним дублем. Стекло, конечно, подрезали, но, видимо, недостаточно. Я вначале бил его пистолетом, потом руками - порезался прилично, все в кровище. Прибегают врачи, какие-то вялые - расслабились, дежуря на съемках. И я по старой памяти сам начинаю руководить: `Давайте тампоны, перекись, приготовьте бинт. Эх вы, а мы вас хорошими играли!` (Смеется.)


Правильная фамилия
- Фамилия Бойко с корнем `бой` свидетельствует о качествах характера или о том, что у вас в роду издревле военные?
- У нас в семье много военных, даже бабушка моя майор, но фамилия здесь ни при чем. Это в Москве она редкая, а на Украине - на втором месте после Коваленко. В группе детского сада нас было три Бойко, а на Западной Украине целые села Бойко есть, откуда, видимо, воинствующие хохлы Бойко и пришли. Как мне рассказывали, в революцию мой дедушка босяковал у себя на западэнщине, его могли посадить, он сбежал в Киев, встретил мою бабушку, и вот, как говорится, я перед вами.
- У вас когда-нибудь было прозвище, отражающее вашу суть?
- Однажды в начальной школе я подписал рисунок вместо Бойко Ярослав - Бояко Яролав. Так в классе за мной и закрепилось - Боя.
- Писали, что в детстве вы хотели стать военным.
- Да, но в школе я только по математике и физкультуре был отличником, а все остальное мне было не интересно. Поэтому в Суворовское училище после 8-го класса я срезался на сочинении. Расстроился слегка, зато мама сказала: `Слава богу!` А ребята взрослые - приятели мои по двору - надоумили: `После армии поступишь. Только сначала послужи, посмотри, что это за дурдом`. В общем, мне там не понравилось.
- Похоже, что в школе вы были не только двоечником, но и хулиганом?
- Конечно, я же вырос в киевской подворотне, и все мы там были босяки. Начало 80-х, уголовные прихваты, романтика блатной жизни, три аккорда на гитаре - `гоп-стоп, ты подошла из-за угла`... Думаю, через это и в Москве проходили. Другое дело, чем для кого все это закончилось. Был у меня друг очень хороший. Я ушел в армию, а его в тюрьму посадили, потому что он пьяный захотел на мотоцикле покататься. Он вернулся - авторитет, весь в наколках, а я как раз демобилизовался. А потом судьба нас развела - я в театральный поступил, а он постепенно спился. Вот такая романтика.
- А армия вам что-то дала?
- Да. Там я начал читать - в школе-то ничего не читал. Первой осилил повесть `Тарас Бульба` и пришел в ужас: что пятиклассник может понять про польско-украинскую войну?! Но после буквально подсел на литературу, `Евгений Онегин` просто моей настольной книгой был.
- Непонятно, а когда в армии читать-то?
- На второй год свободное время появляется, и многие его тратят на то, что называется, `ковать дембеля` - подшивают погоны, полируют пряжку у ремня до блеска, клеят дембельские альбомы. Мне так все это было лень делать, что я сосредоточился на чтении.
- Сегодня вам свойственны хулиганские поступки?
- В меньшей степени, чем раньше. У каждого что-то остается в детстве.


Закономерная случайность
- Многие признаются, что стали артистами случайно. А вы?
- Случайно. Я считал, что актерская профессия - это что-то недосягаемое, и в театральный мне не попасть никогда. Но - банальная ситуация: встретил на улице одноклассницу. `Привет. Как дела?` - `Да вот из армии пришел`. - `А я иду в театральный поступать. Хочешь со мной?` Как обычно бывает, она не прошла, а меня взяли, и я стал учиться в Киевском институте имени Карпенко-Карого. Начал ходить на спектакли театров, которые приезжали к нам из Москвы, и обалдел от того, что делает на сцене массовка, - они еще и играют?! Сокурсники говорили: `Чего ты хочешь - это ж Москва!` На каникулы я поехал в Москву, обошел все театры, без билета прорвался в `Современник` на премьеру `Мурлин Мурло` и решил: хочу учиться здесь!
- Говорят, тех, кто уже где-то учился актерскому делу, в другие театральные берут неохотно. Вы скрывали свое прошлое?
- Нет, все честно сказал - я очень конкретный был. Дошел до конкурса, потребовали документы. А они в Киеве - я из института не отчислялся, там вообще никто ничего не знал. И вот сидит комиссия мхатовских педагогов: Покровская, Феклистов, Козак, Брусникин. Я спрашиваю: `У меня шанс есть?` Отвечают: `Как у всех`. - `Так мне документы везти?` - `Вези`. - `А шанс поступить у меня есть?` - `Как у всех`. То есть ничего не обещали, но все-таки я рискнул.
- Кстати, а приемную комиссию ваш говор не смутил?
- На вопрос о причинах, побудивших меня поступать в Москве, я ответил: `Наши педахохи по рэчи недовольны, ховорят, шо у меня мнохо русизьмов`. На что Феклистов заметил: `Да-а, а здесь у вас одни украинизмы`. А я был искренне убежден, что он придирается, - нормально же разговариваю?!


Пятый пункт
- Вы не обижаетесь, когда в вашем присутствии начинают травить анекдоты про хохлов?
- Нет, ну это же смешно. Знаете, чем хохол отличается от украинца? Тем, что украинец живет на Украине, а хохол - где лучше.
- Значит, вы - хохол?
- Да. (Улыбается.) Еще студентом, бывало, приезжаю на каникулы в Киев, встречаюсь с ребятами: `О! Москаль наш приехал!` Возвращаюсь в Москву: `О! Хохол наш вернулся!`
- А сами анекдоты про хохлов рассказываете?
- Обожаю! Анекдоты про хохлов должны рассказывать хохлы, потому что всегда получается плохо, если начинают подражать, особенно москали, не знающие нашего настоящего говора.
- И какой анекдот у вас самый любимый?
- (Рассказывает на украинском.) Туристический автобус едет по Карпатам. Его останавливает старый-старый седой дед - западэнец - с пулеметом. Заходит в салон, пассажиры вжимаются в кресла. `Который час, господа?` Тишина мертвая. `Еще раз спрашиваю: который час?` Молчание. `Последний раз спрашиваю!` - и передергивает затвор. С переднего сиденья поднимается негр: `Пив седьмого, батьку!` - `Седай-седай, сынку, бачу, шо ты не москаль`.


Дело - табак
- В `Табакерке` вы играете уже 9-й сезон. Олег Павлович Табаков присмотрел вас, когда вы были еще студентом?
- Когда я был на четвертом курсе, из `Табакерки` ушел артист. За две недели нужно было срочно найти и ввести другого в спектакль `Билокси-блюз`. Посоветовали меня. Так как разное бывало, особенно в общежитии, Табаков сначала пригласил меня на разговор и предупредил: `До первого прокола`. Я обещал: `Олег Палыч, я работу с гуляньем не совмещаю`. По окончании института у меня был выбор - остаться в `Табакерке` или уйти во МХАТ. Я остался. О труппе `Табакерки` говорят как об одной семье.
- С кем дружите?
- Да со всеми. У нас в театре отличная, здоровая атмосфера.
- Олег Павлович называет вас брутальным актером. А в чем-то легком играть приходилось?
- В `Бумбараше`. Но самое легкое было в институте. На самостоятельных отрывках нас педагоги абсолютно отпускали, и мы вытворяли такое! Очень смешной показ был у нас на иностранных языках. Многие брали Шекспира или Мольера и играли на языке оригинала. А мы с друзьями внаглую написали пьесу на украинском, где героями были Грицко, Стецко и Галина. Педагоги обсмеялись, но до экзамена нас не допустили.
- Почему вас не видно в антрепризе? Это принцип?
- Да нет. Не приглашают пока.
- Вас не пытались переманить в другой театр?
- Нет. И потом, мне и здесь хорошо, начнем с этого.
- Сейчас что-то новое репетируете?
- Да. С режиссером Андреем Житинкиным репетируем комедию Оскара Уайльда `Идеальный муж`.
- Житинкин - это всегда нетривиальный подход к классике. Может, он сделает из `Идеального мужа` оперетту, где использует ваши вокальные данные?
- Да какие?! Отсутствуют у меня данные. И спектакль этот будет чисто драматическим. Кстати, когда я еще поступал в школу-студию, надо было сдавать вокал и танец, а у меня с этим сложно, пел я всегда только в подворотне и то блатные песни дурным голосом. Но тут вспомнил, что в Киеве в институте мы учили `Застольную`. (Поет вполголоса.) Ну и разложил ее перед комиссией на две ноты. Уже на третьей строчке меня остановили: `Спасибо, теперь танец`. Подхожу к концертмейстеру: `Вальс, пожалуйста`. Приготовился, а она вступление дает: тра-ля-ля-ля-ля, пам-пам. Вступить не могу. Прошу: `Мне просто вальс - раз-два-три, раз-два-три...` Кивает, и опять: тра-ля-ля-ля-ля, пам-пам! Я уже молю: `Не надо пам-пам, просто - раз-два-три, раз-два-три...` Так и не вступил. Помню, как Табаков тогда сказал: `Все понятно`.


Футбольные страсти
- В каком фильме вам было интереснее всего сниматься?
- Прошлым летом под Минском мы снимали сериал о футболистах. Вот там мне было интересно, как нигде, потому что я хорошо знаю, что такое футбол, и очень его люблю. Когда-то сам начинал в команде, которая была во второй лиге на предпоследнем месте. Фильм как раз об этом: ребята из маленького городка проигрывают 10:0, а им по барабану. Но потом приходит новый тренер, сплачивает их, и они выходят в финал Кубка России. Лето, тепло... Даже если у меня не было съемочного дня, я приходил на поле, переодевался и, пока переставляли камеру, гонял с ребятами мяч. Здоровско! Два месяца такой жизни было! В Москву я приехал загорелый, похудевший на 6 кг. Прихожу в театр на сбор труппы, все смотрят с завистью: типа, Канары? `Белоруссия! - отвечаю. - Да еще за это деньги платят`.
- А сколько вы весили раньше?
- 84 кг при росте 186 см.
- У вас есть футбольная мечта?
- Да, чтобы сборная России в 2024 году выиграла чемпионат мира по футболу. (Смеется.) Я в таком духе однажды уже пошутил, а преподнесли это так: `Бойко мечтает, чтобы футбольная сборная России победила в следующем чемпионате мира`. И сделали из меня идиота, поскольку скорее уж бразильцы в хоккей выиграют, чем наши в футбол.


Актер - как человек
- Актер в представлении многих - это ловелас, игрок, алкоголик и транжира...
- Господи, ну, как хотят, так пускай и представляют! Знаете, как говорят в Одессе? `У меня одна жизнь - и оставьте ее в покое!` Кстати, я где-то читал, что, по статистике, актеры лишь на восьмом месте по алкоголизму. Просто если милиционер Вася Пупкин, типа, напился и упал мордой в салат, то кому это интересно? Зато если какой-то известный артист, то это смакуется всеми.
- Есть занятный художественный фильм - `Теория запоя`, где вы все экранное время - в лоскуты. И столь достоверно, что трудно поверить, будто ограничилось исключительно перевоплощением.
- Нет, правда, я там был абсолютно трезв. Когда-то, еще в Киеве, я снимался в дипломной работе, где по сюжету надо было выпивать. Все мы - актеры, режиссер - были студентами и решили: `А давайте по-настоящему!` Взяли бутылочку водки... После третьего дубля нам казалось, что фильм точно тянет на `Оскар`, после пятого - что это вообще мировой шедевр. Когда мы трезвыми отсмотрели готовый материал, стало стыдно, и я на всю жизнь запомнил: этого делать нельзя. А в `Теории запоя` режиссером была молодая девушка. Она снимала свой первый большой фильм, и сама наивно предлагала нам с Витей Сухоруковым: `Ребят, если вам надо для ощущения, то пожалуйста`. Но мы не стали. Я даже потом советовал титр поставить: `За время съемок не было выпито ни одной капли алкоголя`.
- Природа часто шутит, и такие фактурные мужчины, как вы, оказываются очень стеснительными людьми. Это так?
- Смотря в какой области стеснительными. Например, в юности девушку в кино пригласить для меня было непросто.
- Вам случалось быть отвергнутым?
- Случалось. Мы с моим лучшим другом из-за одной девочки постоянно дрались еще с детского сада. В третьем классе, когда мамы уже устали замазывать нам синяки и вытирать от крови носы, у нас с ним в подъезде состоялся серьезный мужской разговор. И мы решили: хватит драться, кого она сама выберет, тот с ней и будет. Сделать выбор она не успела, поскольку перешла в художественную школу, и там у нее появился мальчик-художник. Ну и все само собой рассосалось.
- Чем женщина может зацепить вас с первого взгляда?
- Ой, это такая тонкая вещь... Формулировкам не поддается.
- Вы влюбляетесь постепенно или головой в омут?
- Не знаю. Всегда по-разному.
- На вас действуют женские слезы?
- Да.
- На что вас можно купить?
- На жаренную на копченом сале картошку и творожную запеканку.
- Вы легко расстаетесь с деньгами?
- Легко. Как-то они у меня не задерживаются.
- Сейчас где-нибудь снимаетесь?
- Об этом не говорим. Я - суеверный.

Геннадий АВРАМЕНКО
МК-Бульвар
от 15.03.2004
МАРИЯ СПЕРАНСКАЯhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199759
Опублик.: 11.03.04
Число обращений: 338


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``