В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор САХАРОВ, Валерий КОРНЕЕВ: Для биржи главное - это гарантия Назад
Виктор САХАРОВ, Валерий КОРНЕЕВ: Для биржи главное - это гарантия
После ухода Виктора Сахарова с поста президента МФБ на рынке о нем мало кто слышал. Его следующий проект в Интернете окончился неудачей. Тем интересней было его появление в новом качестве - президента Биржи сельскохозяйственной продукции, которая начнет работать в начале следующего года. О своем новом проекте Виктор Сахаров и председатель совета директоров БСХП Валерий Корнеев согласились рассказать `Финансовым Известиям`

- Давайте построим разговор от прошлого к настоящему. Виктор Борисович, с тех пор как вы ушли из МФБ и организовали в Интернете проект `grin.ru`, о вас ничего не было слышно. Чем вы занимались все это время?

Виктор Сахаров: Если вы помните, проект `grin.ru` был начат в январе 2000 года, а уже в мае весь мировой IТ рынок приказал долго жить. К глубокому сожалению, потому что в него было вложено очень много усилий, много было сделано эффективных наработок. Но каждый проект должен быть сделан вовремя, когда этого требует рынок. Я до сих пор уверен, что такого рода проекты должны быть, но проекты эти не сверхприбыльные, требуют большого количества инвестиций. А потом я работал в торговом доме ВТБ, где было организовано зерновое управление. Мне как раз хватило времени, чтобы понять, как работает этот рынок, какие потребности у производителей, какие у потребителей.

- И как вы хотите их решать?

В.С.: Сейчас при кажущемся изобилии зерна у потребителей до сих пор большие проблемы с плановыми закупками. Многие должны делать большие складские запасы для того, чтобы производство было ритмичным. Но при почти двукратном переизбытке зерна до сих пор нет качественных гарантийных его поставок. Не меньшие проблемы возникают у крупных экспортеров. Они тратят огромные ресурсы, чтобы зерно было отгружено, чтобы оно было заявленного качества, поставлено в срок и так далее. Рынок производителей еще более понятен - там тоже масса проблем. Главная из них - у производителей нет механизмов выхода на рынок. То есть они не знают, кому нужно зерно, как выйти на этот рынок, кому его предложить. Есть эффективные посредники, но это явление не массовое. Для решения этих проблем и создается биржа.

- Попытки создания сельскохозяйственных бирж уже были, и они закончились ничем. Разве не так?

В.С.: На самом деле сельскохозяйственных бирж у нас не было. Назвать биржей можно что угодно. Но для биржи главное - это гарантия по исполнению сделок. Если мы обратим внимание на попытки создания других бирж, то там был простой обмен информацией. Без гарантий поставок и оплаты. У одного, возможно, есть зерно, а у другого, возможно, есть деньги. С другой стороны, что такое Интернет, через который работали все эти `биржи`? У крупных потребителей зерна есть инфраструктура, они могут работать с использованием новых информационных технологий. Но представьте себе на секунду колхозника в деревне, где из всех коммуникаций один телефон. Поэтому предыдущие попытки представляли из себя тусовку для посредников и в меньшей степени для потребителей зерна. Кроме того, и это главное, не было обязательств такого рода, что если ты не исполнил заявку, то ты будешь оштрафован и потеряешь все. Фактически у нас были не биржи, а доски объявлений. Поэтому все эти проекты не пошли. Были еще и другие попытки организовать рынок - с использованием двойных складских свидетельств и компенсационными расчетами. Но и они не являются идеальным выходом, если у колхозника просто нет денег заплатить за хранение на элеваторе.

- Как вы предлагаете решить эту проблему?

В.С.: Мы хотим сделать систему, когда реальные деньги оплачивают реальный товар. Поставка против платежа. Биржа по аналогии с фондовым рынком будет выступать как номинальный держатель и распределитель зерна. То есть проводится предварительное депонирование зерна и предварительное депонирование денег. И финансирование затрат на хранение этого зерна. То есть биржа готова взять на себя определенные расходы по хранению зерна на элеваторе. Деньги, естественно, возвращаются с какой-то небольшой определенной комиссией биржи после того, как зерно уже будет продано.

- Элеваторы у вас свои будут?

В.С.: Нет, мы будем заключать договоры с элеваторами. Тем более что благодаря активной работе экспортеров были выявлены такие элеваторы, которые годятся для хранения зерна по международным стандартам.

- Много ли таких у нас?

В.С.: Много. Практически все стотысячники-элеваторы работают так.

- Какой процент хранения зерна в России обеспечивают такие `стотысячники`?

В.С.: Большой процент. Это несколько дороже, зато гарантировано хорошее качество зерна.

- У вас уже есть заключенные договора с элеваторами?

В.С.: У нас есть пилотные договора с группой элеваторов, с которыми мы сейчас начинаем отрабатывать технологию. Мы сейчас собираемся провести несколько пилотных технологических сделок с реальными поставками, на которых будем отрабатывать технологии.

- Сколько элеваторов вы хотите привлечь, с каким общим объемом хранения?

В.С.: Не могу сказать, не знаю. Финансово мы сейчас готовы оплачивать хранение примерно до 3 млн тонн зерна. И планируем обеспечить колхозников краткосрочным финансированием под посевную, сделка репо под прогноз роста цен.

- Валерий Валерьевич, какой оборот вы планируете в первый год своей работы?

Валерий Корнеев: Мы пока вообще ничего не прогнозируем по одной простой причине. Мы только начали этот процесс, и проблемы будут выявляться гораздо позже. Сейчас мы интенсивно занимаемся оргработой. Технологически мы готовы, но нам предстоит работа по созданию филиальной сети. Мы должны обеспечить производителям и потребителям доступ к торгам и поэтому делаем филиалы в зернопроизводящих регионах .

- Сколько их будет?

В.К.: Мы планируем открыть не менее 20 филиалов за ближайшие полгода. Там будет сидеть наш сотрудник, который с одной стороны будет обеспечивать связь с элеваторами и постоянный обмен информацией. Кроме того, в филиале будут оборудованы рабочие места, с которых непосредственно можно будет торговать. При этом клиенту будет оказываться консультационная помощь.

- Как производители будут выходить на вас?

В.К.: Через филиалы. Естественно, будет даваться и информация в прессе, доступной для производителей. Прямая рассылка, естественно. Стандартная информационная работа.

- С каким сложностями вы можете столкнуться?

В.К.: Прогнозировать сложно. Может быть, мы не попадем в рынок. Может быть, выявятся еще какие-то механизмы, которые не дадут колхознику выйти на биржу. Мы этого не знаем. Тот экспресс-анализ рынка, который мы сделали, позволяет сказать, что производителям биржа нужна.

- Кто вошел в число акционеров биржи?

В.К.: Ряд физических лиц и несколько компаний.

- Контрольного пакета ни у кого не будет?

В.К.: По закону каждый акционер не может иметь больше 10% акций. Мы не стремимся контролировать эту биржу и создаем ее в форме ОАО для того, чтобы любой желающий мог стать совладельцем биржи.

- Какова будет комиссия на вашей бирже?

В.К.: Комиссию мы намерены делать не более 10 рублей с тонны. В среднем это будет составлять около 0,5% от стоимости.

- Откуда берется эта цифра?

В.К.: На самом деле это не связано со стоимостью. Стандартная комиссия посредника на зерновом рынке - это 50 рублей на тонну. Тот, кто выкупает на себя, кто обеспечивает поставку, может взять уже 100-200 рублей за тонну. Соответственно, мы считаем, что 10 рублей, которые мы берем за полное отсутствие головной боли у покупателя, - это очень адекватная комиссия, которая никак не ударит по карману, но зато позволит людям увеличить обороты и повысить надежность поставки. Тем более что все будет застраховано.

- Сколько стоит весь проект?

В.К.: Первоначально инвестиции, которые запланированы, - больше $0,5 млн. Во столько проект обойдется, наверное, на март. А дальше, когда будет вестись работа по организации филиалов, расходы, конечно, увеличатся. Думаю, что общий объем инвестиций должен составить $1,5-2 млн. Мы попробуем в эту сумму уложиться.

- А как скоро проект окупится?

В.К.: Мы планируем, что через 3 года.

- То есть через 3 года уже можно будет смотреть на перспективу дальнейшего существования?

В.К.: На самом деле вопрос, нужна или не нужна биржа рынку, выяснится уже в мае.

- Территориально где будет располагаться биржа?

В.К.: В Тамбове. Это будет местонахождение центрального офиса.

- Почему?

В.К.: Главная причина - очень внятная и умная администрация, которая реально оказывает содействие. А во-вторых, до Тамбова добраться проще, чем до Москвы. По крайней мере колхозникам из Центрального федерального округа. Кроме того, именно в Тамбове, на экономическом форуме год назад, нам пришла идея создания биржи. Единственное, что мы сделали в Москве, - это техцентр. Но это связано с рациональностью, потому что Москва - это концентрация связи и отсюда лучше обеспечивать взаимодействие с регионами.

24.12.2002

httр://www.finiz.ru/сfin/tmрl-аrt/id_ аrt-6950

Виктор Сахаров, президент Биржи сельскохозяйственной продукциии, Валерий Корнеев, председатель совета директоров БСХП
Игорь МОИСЕЕВhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199728
Опублик.: 09.03.04
Число обращений: 64


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``