В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег КОНЕВ, президент РОСТА: Наш рынок очень маленький - всего около $3 млрд. Назад
Олег КОНЕВ, президент РОСТА: Наш рынок очень маленький - всего около $3 млрд.

Олег КОНЕВ, президент РОСТА: Наш рынок очень маленький - всего около $3 млрд.В декабре 2002 года на российском фармрынке произошло первое крупное слияние среди дистрибьюторов. Образовавшаяся в результате сделки компания РОСТА теперь претендует на третье место в списке крупнейших продавцов лекарственных препаратов в России. Одним из акционеров нового предприятия стала скандинавская компания Таmrо, имеющая родственные связи со вторым по величине европейским дистрибьютором - Рhоеniх. Аналитики предполагают, что РОСТА была создана для последующего выхода европейского гиганта на российский рынок.
На вопросы обозревателя `Финансовых Известий` ответил Олег КОНЕВ, президент РОСТА.

- С чего это вдруг четыре вполне успешные компании решили слиться в одну?

- От процессов консолидации никуда не деться. У нас происходит то же самое, что происходило сначала в Америке, потом в Западной Европе, потом в Восточной. Я хорошо знаком с рынками Польши, Венгрии, видел, как это происходило, специально ездил знакомиться с опытом. В консолидации заинтересованы все, в том числе и государство, которому необходимо, чтобы на рынке были крупные, понятные, прозрачные компании, поставляющие исключительно качественную продукцию, так сказать, добропорядочные `корпоративные граждане`. В слияниях дистрибьюторов заинтересованы и производители, которым нужны стабильные клиенты. Да и аптеки хотят иметь меньшее количество дистрибьюторов с более жесткой конкуренцией между ними.

- И сколько в итоге останется компаний на рынке?

- Я думаю, в ближайшие годы количество участников рынка сократится до 4-5 крупных игроков и 100 региональных и нишевых дистрибьюторов.

- Как будут происходить эти процессы?

- Одни будут укрупняться, другие - сливаться. Возможны объединения, причем, поскольку основные игроки ныне располагаются в столице, наверняка в любом объединении будет какой-то крупный московский игрок. В пользу этого говорит и то, что сегодня на столичный регион приходится 30% всего российского рынка.

- В какой стадии сейчас находится процесс образования РОСТА?

- 4 декабря 2002 года было подписано соглашение об объединении бизнеса между акционерами российских компаний `АртроМед`, `Россиб Фармация` и `Фарм Тамда` и скандинавской мультинациональной корпорации Таmrо, которая работает в восьми странах мира. Было создано новое закрытое акционерное общество, которое приобретает 100% акций всех названных компаний. У нас будет единая холдинговая - управляющая компания РОСТА, владеющая фирмами `Россиб Фармация` и `Фарм Тамда` (последняя поглотила `АртроМед`). Головной офис управляющей компании РОСТА будет расположен в Москве, а в Санкт-Петербурге и Новосибирске останутся работать две операционные компании, `Россиб Фармация` и `Фарм Тамда`, имеющие два логистических центра, снабжающих соответственно запад и восток России.

- Как долго будет длиться консолидация бизнесов?

- Я думаю, это займет полтора, может быть, два года. Для начала будем консолидировать закупки, это самое простое и будет сделано в ближайшие полгода. Возможно, на каком-то этапе будут объединены продажи. Но решения об этом пока нет, нам нужно еще подсчитать, выгодно ли это. На днях у нас как раз прошел первый совет директоров, который решил, что делать в ближайшие два месяца.

- А планы продаж на 2003 год уже определены?

- Я могу озвучивать только те цифры, которые утверждены советом директоров. Бюджет будет подготовлен лишь в конце февраля и в начале марта будет защищаться. Но могу сказать так. В прошлом году консолидированные продажи компаний, входящих в РОСТА, составили $184,7 млн. Значит, в этом году наши планы будут определены на уровне $200-250 млн. Но, повторюсь, это надо еще утвердить. Сейчас мы стали четвертой компанией на рынке, а до объединения `Россиб Фармация` занимала пятое место. Между первыми тремя компаниями и всеми остальными был огромный разрыв, поэтому перейти с пятого места на третье можно было только за счет консолидации. Это было заложено в нашей стратегии. Конечно, было бы неплохо занять место и повыше, это естественное стремление. Кроме того, хотелось бы иметь 10-15-процентную долю на рынке.

- Сколько времени на это понадобится?

- На этот вопрос я не могу ответить, поскольку бюджет будет утвержден только к концу февраля. Что касается стратегического плана развития компании на несколько лет вперед, это работа весны 2003 года.

- Каковы цели ваших иностранных акционеров, на каких условиях они входят в альянс?

- Самым крупным акционером РОСТА стала скандинавская компания Таmrо, ей принадлежит 18% акций. Это не новый игрок на рынке, Таmrо пришла в Россию в 1994 году и решила создать небольшую компанию на рынке северо-запада. Таmrо пыталась понять, что такое российский фармацевтический рынок, попробовать свои силы на нем. И она добилась определенных успехов. Ее дочерняя фирма `Фарм Тамда` является самой перспективной компанией в России. У нее самая высокая производительность труда - примерно в три раза выше, чем у других крупных игроков. Стратегия Таmrо изначально предполагала объединение с одной или двумя российскими компаниями. А в наши планы в свою очередь входило создание крупного межрегионального дистрибьютора, который в итоге превратился бы в национального игрока. Мы хотели привлечь стратегического инвестора, и выбор на фирму `Фарм Тамда` пал не случайно - нас привлек хороший западный партнер. Хотя у нас были и другие предложения, в процессе переговоров участвовали и другие крупные российские игроки. Процесс переговоров шел полтора года, и решение было взвешенным.

- Вы рассчитываете на какие-то инвестиции со стороны Таmrо?

- Таmrо инвестирует средства в бизнес. Этих средств должно быть достаточно на решение задач, стоящих перед нами в этом году. Как только менеджмент компании подготовит какие-то новые проекты, мы будем работать над привлечением новых необходимых инвестиций.

- Будет ли в дальнейшем увеличиваться иностранный пакет акций РОСТА?

- Пока российские акционеры полагают, что в ближайшие несколько лет компания не будет достаточно дорогой, чтобы проводить эмиссию. Но в принципе такой вариант не исключен.

- Возможно ли присоединение новых компаний к вашему альянсу?

- На первом этапе у Таmrо была задача расширить свой бизнес на территорию всей страны. Если дальнейшее укрупнение будет эффективно, то не исключено, что к альянсу присоединится кто-то еще.

- За Таmrо стоит немецкая компания Рhоеniх. Есть в сделке какой-то ее интерес?

- Главным акционером Таmrо действительно является Рhоеniх, ей принадлежит 40% акций компании. Это самая агрессивная и быстрорастущая компания, в прошлом году она стала второй в Европе по объемам продаж. Рhоеniх - достаточно активный игрок и в Восточной Европе. Три года назад я изучал работу этой компании в Венгрии, тогда она была второй, теперь уже, может быть, стала и первой. Но я не знаю, есть ли у нее планы относительно России.

- Вы планируете выходить на российские или иностранные открытые биржевые площадки?

- Пока мы подробно не разбирали данный вопрос. Если совет директоров посчитает это полезным для бизнеса, это можно будет сделать. Но для этого нужна очень большая подготовительная работа. Сейчас многие говорят об IРО, но в основном потому, что это модно. На деле это сложная и долгая работа.

- Значит, компания `36,6` сегодня на рынке самая модная...

- Вот и посмотрим, что у них получится. Их пример покажет, нужно выходить на биржу или нет.

- Насколько бизнес фармдистрибьюторов сейчас интересен для сторонних инвесторов?

- Задача финансовых инвесторов - вложить деньги и получить прибыль. Обычно они распределяют свой капитал по разным отраслям. Фармбизнес, с одной стороны, не является сверхприбыльным; с другой - он достаточно стабилен. Поэтому какой-то небольшой процент финансовых активов на этот рынок пойдет. Однако опыт говорит о том, что все прошлые финансовые инвестиции в нашу отрасль были неудачными.

- Почему?

- Потому что отрасль не является сверхприбыльной и инвестиционный риск достаточно высок. Кроме того, многое зависит от того, как построено управление в компании, в которую производятся инвестиции. Поэтому для нас и был так важен именно стратегический партнер. Вся история Таmrо - это история консолидаций, на протяжении 100 лет компания постоянно менялась. У них огромнейший опыт по управлению, менеджменту, логистике. А у российских компаний такого опыта нет. Кроме того, фармрынок для них не слишком привлекателен, потому что он очень маленький, всего около $3 млрд. Возможно, он более динамичный, чем в западных странах, но все равно небольшой.

- Есть ли у вас планы по созданию розничной аптечной сети или налаживанию собственного производства?

- На ближайшие несколько лет наша задача - построить хорошую дистрибьюторскую компанию. Других планов пока нет. А розничные сети - это совершенно отдельный бизнес.

- А вообще, насколько перспективно контролировать всю цепочку от производителя к потребителю?

- На западных рынках в последнее время идет вертикальная интеграция дистрибьюторов с аптеками. Например, наш партнер делает это в Европе. Но не знаю, дойдет ли эта тенденция до России. Пока у нас около 50% аптек находятся в собственности государства, и даже неизвестно, будет ли их приватизация. Правда, существующие уже аптечные сети хорошо развиваются и будут развиваться.

- Будет ли российский фармрынок меняться в ближайшее время?

- Я считаю, что он будет консолидироваться - и в области производства, что сейчас видно, и в области дистрибуции. Будет расти количество аптек - и сетевых, и отдельных. Выживут сильнейшие компании. Это уже сейчас видно: идет процесс укрупнения российских производителей, есть уже явные лидеры.

- А объем рынка будет расти?

- Независимые фармацевтические эксперты пока дают оценки довольно оптимистические - около 10% роста в год. В прошлом году рынок рос не очень динамично. Это связано с введением НДС, что все-таки довольно значительно увеличило стоимость лекарств (где-то на 10%). Предыдущие годы рынок рос на 15-20%.

20.01.2003

httр://www.finiz.ru/сfin/tmрl-аrt/id_ аrt-7489

Инна КОЛОМЕЙСКАЯhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199724
Опублик.: 09.03.04
Число обращений: 52


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``