В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Крупчак: Драки за собственность еще будут Назад
Владимир Крупчак: Драки за собственность еще будут
Прошедший год для лесопромышленников был одним из самых напряженных. Падали мировые цены, в лесозаготовках разразился кризис. В дополнение ко всему начался новый передел собственности, сопровождаемый длинной чередой скандалов. Архангельский ЦБК, один из крупнейших в стране, через все это прошел. О разочарованиях 2002 года и прогнозах на 2003-й обозревателю "Финансовых Известий" рассказал Владимир Крупчак, президент группы компаний "Титан", в которую входит Архангельский ЦБК.

- Вы довольно негативно высказывались по поводу конфликтов вокруг Котласского ЦБК и других предприятий "Илим Палм", называя происходящее переделом собственности недопустимыми методами. Недавно вы объявили, что отказываетесь от идеи слияния с "Илим Палм". Из-за этих непрекращающихся конфликтов?

- В том числе.

- Вопрос с "Илим Палм" закрыт окончательно?

- Мы открыты и готовы рассматривать выгодные для нас предложения от любой иностранной или российской компании.

- Как вы считаете, после того как произошли изменения в законодательстве о банкротстве, передел собственности в ЛПК будет происходить более цивилизованно?

- Драки за собственность еще будут, но методы ведения борьбы должны стать цивилизованнее: изменилась политика государства, слава Богу, что поменялось законодательство. Работать раньше было просто невозможно: миноритарные акционеры, живущие где-нибудь в маленьком поселке на Дальнем Востоке, не имеющие никакого понятия об Архангельском ЦБК, могли подавать сумасшедшие иски. Придет некий товарищ к пенсионеру, даст ему рублей сто, скажет, что надо подписать. И тот подпишет. А потом наши юристы едут черт-те куда, ищут эту деревню, этого миноритария - чтобы получить от него признание, как было на самом деле. По-хорошему за такое наказывать надо - но у кого поднимется рука наказать нищего пенсионера?

- У вас много непрофильных активов. Многие компании сейчас стараются от них избавляться.

- Самое главное, чтобы эти активы приносили доход. Наши непрофильные активы развиваются самостоятельно, вкладывают деньги. Убытков они нам не приносят. Впрочем, у нас есть чисто имиджевый проект - туристический комплекс "Малые Карелы". Рядом с музеем деревянного зодчества мы строим рестораны, кафе, гостиницы. Двенадцать лет назад я сделал первую неудачную попытку приобретения первого непрофильного актива, в который было вложено что-то около $3-4 млн. Сегодня я довожу этот проект до ума.

- Насколько мне известно, прошлый год не стал удачным для лесопромышленных производств "Титана".

- Результаты года у нас неплохие, но, откровенно говоря, мы ждали большего. Было такое интуитивное ощущение, что конъюнктура мирового рынка будет изменяться в лучшую сторону, но этого не случилось: цены вверх не пошли. Непонятно, по каким причинам - перепроизводство в мире или что-то еще... В результате мы вынуждены были снизить экспортные поставки: с 80 до 37% продукции. Ожидали большего эффекта от Подольской фабрики гофротары, думали, что она выйдет на проектную мощность и начнет приносить доход. Не получилось. Тому есть и объективные, и субъективные причины: московский рынок, на который мы вышли, очень трудный.

Надеялись, что пойдут вверх цены на пиломатериалы. В прошлом году мы купили Цигломенский лесозавод, который может производить до 400 тыс. кубов пиловочника в год - это второе по величине предприятие в Архангельской области. Вложили в него более $10 млн, но отдачи в 2002 году не получили, завод показал убытки.

Сказался и кризис в лесозаготовительном комплексе: в структуре себестоимости доля сырья поднялась с 26 почти до 30%. Подорожали топливно-энергетические ресурсы, выросли железнодорожные тарифы. В результате рентабельность с 16,5% в 2001 году снизилась до 14% в прошлом году, и можно ожидать, что сохранится на этом уровне в текущем году.

- Как вы относитесь к мнению чиновников МПС, считающих, что крупные пользователи должны развивать собственный парк вагонов?

- Очень плохо. Мы должны заниматься своим делом: варить целлюлозу, заготавливать лес, а нас заставляют держать собственный автомобильный парк, собственное железнодорожное подразделение. Зачем мне это?

У меня сегодня и без того самый крупный автомобильный парк в Архангельской области - тысяча машин. Мы вынуждены 500 человек держать в автомобильном цехе, тысяча человек у нас работает в железнодорожном подразделении. Нас еще и спрашивают, почему на нашем ЦБК работают 7 тысяч человек, а не 2-3 тысячи, как на Западе.

- Исходя из итогов прошлого года вы сделали какую-то коррекцию планов на 2003 год?

- Да, конечно. В прошлом году основные средства мы отправили на техническое перевооружение Архангельского ЦБК. Теперь он способен производить по 70 тыс. тонн в месяц и больше. Но не производим и 60 тыс. тонн из-за проблем с сырьем. Если бы это сырье было в Архангельской области, не надо было бы тратить деньги на ввоз его из других регионов: транспортная составляющая в цене сырья очень велика. Поэтому в бюджете 2003 года основные инвестиции пойдут в лесозаготовительную отрасль. Уже запланировано, что $10 млн будет потрачено на технику для леспромхозов. Еще $1 млн будет вложен в строительство дороги на Лешукони.

- В сравнении с западными лесозаготовительными предприятиями на российских занято огромное количество работников. У вас нет желания подсократить штаты?

- Нет, в старых леспромхозах все останется на своих местах, сокращать никого не будем. Будем организовывать вахтовый метод. То есть люди будут выезжать на две-три недели, может, месяц в новые леспромхозы, где будут только вахтовые поселки, и возвращаться домой. Существующие леспромхозы будут некими базовыми станциями - там будут железнодорожные, авторемонтные службы и так далее, где тоже будет занята часть имеющихся людей.

- Не планируете ли вы совсем отказаться от экспорта из-за плохой конъюнктуры, которая сейчас наблюдается в мире?

- Нельзя уходить с рынка, где являешься постоянным участником. Даже если будем работать в убыток, мы все равно останемся на этих рынках. Конъюнктура изменчива: два года цены поднимались, потом падали, сейчас есть ощущение, что со второй половины 2003 года снова начнется подъем. Мы уже сделали ошибку в 99-м году, когда цена целлюлозы на мировых рынках доходила до $700-900: бросили наш внутренний рынок и отправились на Запад. А сегодня мировые цены рухнули до $300. Вернулись на российский рынок, а он практически весь занят. Лучше всего держать паритет: 60% экспорта на 40% внутренних продаж - или наоборот.

Хотелось бы и лучшего госрегулирования внешней торговли - пошла вверх цена на целлюлозу - увеличились ставки пошлины, пошла цена вниз - оперативно снизились.

- А как вы относитесь к планам правительства построить четыре-пять ЦБК в Европейской части России?

- Я считаю, в перспективе нужно строить новые очереди на базе существующих комбинатов. Здесь уже сложившаяся инфраструктура, подведенная железная дорога.

- По будущим инвестициям можете что-то сказать?

- На Архангельском ЦБК будем развивать картонное производство, на что потратим $20-30 млн. Предполагаем построить завод по выпуску мелованной бумаги и картона в Центральной России, может быть, рядом с Москвой. Кроме того, в Подмосковье планируем создать предприятие по производству картона из макулатуры. Это выгодный проект: сегодня из Москвы очень много макулатуры везется в Петербург, в Набережные Челны, на Украину. На строительство завода уйдет примерно 2-3 года, думаем, проект будет утвержден уже в 2003 году.

- Но на днях было заявлено, что в 2003 году вы не будете привлекать кредиты, а будете только отдавать прежние - каким же образом эти проекты будут осуществляться?

- Когда говорили о кредитах, имелся в виду действующий Архангельский ЦБК, который действительно в 2003 году новые кредиты привлекать не будет. У нас есть планы восстановления 1-й очереди Архангельского ЦБК, закрытой с 1996 года. Она способна дать 200-250 тыс. тонн целлюлозы по варке, стоимость проекта порядка $200 млн. Но это проект 2004-2005 годов.

Если говорить о будущем заводе в Подмосковье, то его мы будем строить на партнерских началах с иностранными компаниями. Приблизительно 20% инвестиций составят средства партнеров, остальное займем у западных банков.

- А почему не у Промстройбанка, имеющего 20% в вашем бизнесе?

- У нас есть и свой банк - Архангельский железнодорожный банк. Банк дает кредиты небольшим нашим предприятиям: лесозаводам, лесхозам. Но для Архангельского ЦБК, например, он очень маленький. Промстройбанк предлагает крупные суммы кредитов, но у него, как у любого российского банка, они дороже западных. Российские банки дают кредиты максимум на год-полтора, а западные банки дают длинные инвестиционные кредиты, на 3-5 лет. При этом если ставки кредитов у нас 14% годовых, то западные банки могут дать нам кредит и под 6%.

28.01.2003
httр://www.finiz.ru/сfin/tmрl-аrt/id_ аrt-7723
Татьяна РЫБАКОВАhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199723
Перв. публик.: 28.01.03
Последн. ред.: 21.03.07
Число обращений: 461

  • Крупчак Владимир Ярославович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``