В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Иванов: взаимодействие России и НАТО - это изюм, выбранный из булочки Назад
Сергей Иванов: взаимодействие России и НАТО - это изюм, выбранный из булочки
`Россия никогда не вступит в НАТО, во всяком случае, ни при моей, и ни при вашей жизни`, - уверенно заявил министр обороны Сергей Иванов после завершения третьего в этом году Совета Россия-НАТО в Брюсселе. В контексте нарастающего двустороннего сотрудничества эти слова прозвучали несколько странно. Но, как отметил сам глава российского военного ведомства, честно и откровенно. Ни Москва, ни Брюссель, считает Сергей Иванов, не заинтересованы в более тесном сближении и хотели бы оставить все как есть.

Человеку, впервые попавшему в штаб квартиру Североатлантического альянса в Брюсселе, трудно в первый момент поверить, что он находится в стенах военной организации, долгие годы представлявшей реальную угрозу безопасности своей страны. Это впечатление не меняет традиционное КПП, немногочисленная охрана в штатском, некоторые ее представители со служебными собаками, больше похожими на дворняг. Несмотря на то, что все подъезды к воротам комплекса перегорожены шлагбаумами, а тротуары рядом с ними защищены со стороны проезжей части бетонными блоками (месяц назад в забор штаб квартиры блока врезался грузовик за рулем, которого сидели пьяные сербы), паспортный контроль минимальный.

Для журналистов в НАТО введена упрощенная форма регистрации - открываешь интернет-сайт блока, находишь на нем ссылку на электронную форму-анкету, заполняешь, прикрепив к ней же собственную фотографию в электронном виде и можешь спокойно ехать в Брюссель: на проходной НАТО тебя будет ждать пластиковый бэйдж-пропуск. Правда, нововведение пока дает сбои. Моя анкета дошла до Брюсселя, но к ней оказалась прикреплена женская фотография. Казус разрешили прямо на месте. Пока мои коллеги журналисты стояли в очереди за своими пропусками, меня под честное слово пропустили внутрь здания, где с помощью видеокамеры сфотографировали и тут же напечатали на специальном принтере бэйдж-пропуск.

Внутри штаб-квартира НАТО еще меньше похожа на военный офис. Людей в военной форме минимум. Толпа журналистов, внимательно следящих по многочисленным мониторам за ходом заседания - выступает министр обороны США Дональд Рамсвельд, говорит о ситуации в Ираке, и по его словам, там все хорошо, мирная жизнь налаживается сама собой. О том, что в этот день американцы расстреляли несколько десятков мирных жителей - ни слова.

Последние новости обсуждаются в кафе-баре. Это, пожалуй, любимое всеми место. В отличие от города, цены здесь на кофе, пиво и другие спиртные напитки в два раза ниже. Если вы захотите выпить пива в городском кафе, то оно обойдется Вам в 2,60 евро. В натовском баре всего в 1,20 евро. Возможно, поэтому здесь постоянно сидят не только представители прессы, но и сами члены официальных делегаций. Халява сплачивает всех.

Пресс-конференция российского министра обороны Сергея Иванова и генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона через десять минут. С сожалением оставляю гостеприимный бар, где окруженный российскими журналистами местный бармен уже разучил пару слов по-русски - `пожалуйста` и `спасибо`. На пресс-конференцию Иванов выходит один, несмотря на это, вполне довольный собой и результатами проделанной работы.

Оказывается, с этого дня между Москвой и Брюсселем начинает работать горячая линия телефонной связи. Добивались этого достаточно долго, и теперь Иванов очень доволен, что она заработает еще при нынешнем секретаре организации Джордже Робертсоне, полномочия которого заканчиваются 1 января. Министр надеется, что еще до этого срока им наконец-таки напрямую удастся переговорить друг с другом по телефону, прямо из рабочих кабинетов. Важность этого недооценить нельзя. На следующий, 2004, год Россия и НАТО спланировали более 100 совместных учений, 20 из которых должны пройти на нашей территории, и здесь без прямой оперативной связи не обойтись. Второй момент, на котором акцентирует внимание Иванов, это то, что и Москва, и Брюссель переходят от теоретических рассуждений к практическому взаимодействию, поэтому связь важна вдвойне.

`Сейчас мы имеем достаточно ясные и четкие ориентиры в этой работе, -- заявил Иванов. - В первую очередь это касается деятельности штабов и совместимости средств связи. В принципе всего того, без чего ни о какой нормальной совместной работе говорить не приходиться`.

Правда, совместная работа будет строиться не со всем блоком, а с отдельными его членами на двусторонней основе. Это удобней. Меньше согласований и прочей бюрократической волокиты. Благодаря этому в следующем году станут двусторонними учения кораблей и авиации ВМФ России и ВМС США в Северной Атлантике. Последний раз оба флота - вот так, борт о борт, - работали в этом районе во времена Карибского кризиса. Но тогда они решали каждый свою задачу. Теперь же им предстоит решать одну, общую. Как говорится: почувствуйте разницу.

На `двусторонке` будет организована и боевая учеба с вооруженными силами Италии, Франции и Германии. С двумя последними у России еще и широко идущие планы в области военно-технического сотрудничества. По словам Сергея Иванова, `конкретные примеры взаимовыгодного сотрудничества в области разработки систем вооружения`. В рамках расширения подобной формы сотрудничества с государствами-членами Североатлантического альянса, в штаб-квартире блока был введен пост советника по военно-техническим вопросам. Им стал Владимир Чернов. Откуда пришел этот человек, министр уточнять не стал. Сам же `виновник торжества` тоже об этом скромно умолчал, лишь заверив журналистов, что за то время, что он исполняет свои обязанности, дело налаживания военно-технического сотрудничества со странами НАТО идет и, видимо, в гору.

По словам Чернова, главным, из того, что сегодня удалось добиться, можно считать решение вопроса модернизации российских вертолетов Ми-8 и Ми-26 под натовский стандарт связи, управления полетом и оружием. Сделано это не просто так, а для поддержки контингента войск Североатлантического альянса в Афганистане. Оказывается у них там всего три вертолета. Да и те летают на честном слове, так как оказались полностью технически неприспособленными для выполнения полетов в афганских условиях - они не могут с равнины подняться в горы. Российские могут и, скорее всего, именно они скоро полетят в Афганистан.

`У них там точно такая же ситуация, как и у нас была в Чечне, - констатирует Иванов, - `вертолетопад` называется. Не приспособлены их вертолеты к полетам в жарком и пыльном климате, валятся как горох с неба. Всего три машины, это же курам на смех. Они там в провинциях действовать хотят, и без наших машин, в случае чего, им попросту драпать оттуда будет не на чем. По дорогам же не поедешь, всех положат.`

Помощь в обеспечении вертолетной техникой - тоже деталь сотрудничества. Другая состоит в том, что в штаб-квартире альянса на постоянной основе начинают работать специалисты Главного разведывательного управления Генштаба. В Брюссель их пригласили сами натовцы. Им сегодня крайне важна разведывательная информация по Афганистану и другим регионам мира. И если раньше спецов ГРУ приглашали на эпизодические консультации, то теперь они должны стать постоянными членами соответствующей рабочей группы, которая изо дня в день будет заседать в штаб-квартире.

Договариваться об этом нюансе в Брюссель прилетел сам начальник ГРУ генерал армии Валентин Корабельников. По его словам, в рамках совместной антитеррористической деятельности было достигнуто соглашение о проведении совместных экспертных консультаций, а так же выработан алгоритм обмена разведывательной информацией. В чем он состоит - секрет. Но важно то, что НАТО признало необходимость подобного обмена, и то, что не может обходиться в этом вопросе без российской помощи.

Несмотря на столь оптимистические планы совместного сотрудничества, в целом впечатление от поездки в Брюссель было подпорчено. После того, как Сергей Иванов покинул штаб-квартиру альянса, началась пресс-конференция министра обороны Украины, которого, как ни странно, сопровождал Джордж Робертсон. Пассажи главы украинского военного сводились к интеграции с Западом, вступлению в НАТО и т.д. и т.п. Про сотрудничество с Москвой - полный молчок.

В таком же духе выступили и молдаване. Дескать, молодец ОБСЕ. Удержали страну от сепаратного договора с Приднестровьем. А то Москва все уши прожужжала этим договором, а он нам не нужен, мы будем делать так, как скажете вы, в НАТО. И не хочет Кишинев признавать, что без предложенного объединения двух враждующих территорий ни о каком вступлении в ЕС и НАТО речи быть не может, и не поможет им теперь ни Джордж Робертсон, ни сам папа Римский.

Что же до российско-натовских дел, то Сергей Иванов был предельно откровенен. `Вступление в НАТО - это взятие на себя определенных обязательств, - уточнил он, - нужны ли они нам и им? Нет. Натовцы откровенно говорят, что не станут в случае нашего вступления в альянс решать наши проблемы, случись что на российско-китайском или российско-северокорейском направлении. Мы так же не хотим участвовать в некоторых их проектах. Так что наше сотрудничество будет строиться на двусторонних контактах. Так, как если бы мы во время еды выбирали из булочки только изюм.

Видимо, такой подход действительно устраивает всех, и никого особенно не напрягает. Хотя, как говорят специалисты, в этом есть еще и проявление защитной реакции. Джордж Робертсон, при котором российско-натовское сотрудничество достигло своего пика, уходит с поста секретаря организации. И пока нет смысла прогнозировать, как сложатся отношения с новым главой блока. А в такой ситуации не стоит брать на себя слишком много обязательств.

Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199681
Опублик.: 09.03.04
Число обращений: 50


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``