В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей ГОРДЕЕВ: Продовольственный рынок должен регулировать только Минсельхоз Назад
Алексей ГОРДЕЕВ: Продовольственный рынок должен регулировать только Минсельхоз
Подписанное месяц назад постановление правительства о квотировании импорта мяса всех видов вызывает нарекания многих участников рынка. Импортеры мяса говорят, что в документе есть много недочетов, они создадут напряжение на мясном рынке, которое приведет к дефициту продукции и росту цен. Однако, по мнению правительства, никаких эксцессов не произойдет. Более того, механизм квотирования, как считают в сельхозведомстве, очень выгоден, а потому будет распространяться и в других сферах. Одно из последних предложений Минсельхоза - ввести квоты на производство спирта. О том, как правительство намерено работать с различными квотами, корреспонденту `Известий` рассказал глава Минсельхоза Алексей ГОРДЕЕВ.

- Алексей Васильевич, сначала хотелось бы поговорить о `наболевшем` у импортеров мяса. Методика распределения квот на мясо есть; понятно, кто получает квоты. Однако импортеры говорят, что огромного количества компаний, которые их получили, сейчас просто не существует. Это, по их мнению, неизбежно приведет к тому, что квоты на мясо будут выбраны не полностью. По отдельным прогнозам, 50% квоты останется не освоенным. Предусматривалось ли подобное развитие событий и как правительство будет действовать в этом случае?

- Мы должны были дать квоты всем фирмам, которые, по данным таможни, значатся импортерами. Распределение прошло `по историческому принципу`, и какие-то компании сегодня действительно прекратили свое существование. Это прежде всего говорит о нечистоплотности таких импортеров, но этого не стоит бояться. Весь оставшийся объем квоты перейдет к тем компаниям, которые реально работают на рынке.

- Это закреплено в постановлении или в методике распределения квот?

- Это элементарная логика. Если после определенного на сегодня распределения квоты останется какой-либо объем - условно говоря, 100 тысяч тонн мяса, то он будет пропорционально разделен между действующими компаниями.

- Когда появится методика получения лицензии? Импортеры говорят, что ее пока нет.

- Это работа Минэкономразвития. Это не наша компетенция. Вообще-то лицензии в МЭРТ выдают в определенном порядке, который существует уже много лет. В случае с мясом нет ничего нового, никакого ноу-хау.

- Импортеры мяса высказывают такое мнение, что Минсельхоз, после того как квотное постановление было подписано, отстранился от распределения квот. Так ли это?

- При разработке квотирования мы были очень активны. Что же касается распределения, то это связано с разделением полномочий между ведомствами. Хотя я считаю, что все процессы на продовольственном рынке должен регулировать Минсельхоз.

Минэкономразвития, в которое было включено Министерство внешней торговли, приняло функции регулирования внешнеэкономической деятельности. Но мы, когда `пробивали` вопрос регулирования импорта мясной продукции, ставили задачу разработать саму концепцию, доказать необходимость регулирования импорта в балансе с собственным производством. Важно и дальше совершенствовать механизм квотирования, делать его реальным, адекватным и быстрым.

- В постановлении, по мнению компаний, есть прорехи. К примеру, не думали ли вы, что мясо вне квоты можно будет поставлять в Россию через страны СНГ?

- По отношению к ним действует такой же режим ограничения импорта мяса, как и к другим странам. Квотируются поставки мяса с той же Украины и из других стран Содружества, за исключением Белоруссии. С Белоруссией у нас единое таможенное пространство.

- На последнем заседании комиссии по регулированию алкогольной отрасли вы говорили о том, что нужно ввести квотирование производства алкогольной продукции. Что имелось в виду?

- У нас сейчас есть квота на покупку спирта ликероводочными заводами. То есть мы регулируем этот процесс. Совершенно логично, что по цепочке надо квотировать и производство спирта. Не может же так быть, что производим мы одно количество спирта, а прикрепляем - другое. Мы тем самым создаем злоупотребления. Поэтому, чтобы все сбалансировать в алкогольной отрасли, на мой взгляд, государство должно регулировать три момента. Первое: создание новых производственных мощностей, за этим надо жестко следить. Сегодня спиртовые мощности загружены всего лишь где-то на 27% по стране. Понятно, что это заниженные данные, и есть так называемый `левый` спирт, который не попадает под учет. Вот тут должен быть второй момент: квотирование самого производства спирта. И третье: надо квотировать потребление, что мы сейчас уже делаем. Тогда все будет логично. А сейчас мы не понимаем, на основании чего создаются мощности, а их все больше и больше, производство у нас без контроля. Из-за этого могут создаваться разрывы в цепочке, которые приводят, во-первых, к непрогнозируемому количеству спирта и, во-вторых, к желанию сбыть его любой ценой. А следствием этого становится `левая` продукция.

- Механизм будет разрабатываться?

- Это - изменения в закон `О государственном контроле за производством и оборотом алкогольной продукции`. Соответствующие поправки мы разработали и должны внести в Госдуму. Я так понимаю, что их можно было бы внести в марте, но опять же все будет зависеть от нашего `головного` ведомства -Минэкономразвития. Надо сказать, что в этом вопросе у нас есть определенное сопротивление, которое, впрочем, мы преодолеем.

- Кто препятствует - представители Минэкономразвития?

- Нет, сопротивляются представители спиртовой отрасли. Конечно, все это делается в неофициальном режиме. Каких-то депутатов ангажируют, наверное, каких-то чиновников. Это сопротивление понятно, ведь такая поправка означает потерю больших доходов.

- Раньше вы рассказывали о намерениях преобразовать федеральное государственное унитарное предприятие `Росспиртпром` в акционерное общество. Минсельхоз уже в конце года начал разрабатывать предложения по такой реорганизации. На каком этапе сейчас находится эта работа и каковы основные моменты акционирования `Росспиртпрома`?

- Мы продолжаем готовить документы. Я думаю, что в апреле-мае мы внесем их на обсуждение в правительство. Тогда уже можно будет говорить о конкретных положениях акционирования.

- В этом году Минсельхоз запланировал введение 3-летних льготных кредитов на приобретение техники. Льгота заключается в субсидировании процентной ставки. Зачем это делается, когда есть механизм лизинга?

- Во-первых, мы расширяем возможности для крестьян по приобретению техники. Во-вторых, мы создаем конкурентную среду, чтобы лизинговая компания и банковский сектор соревновались, тем самым удешевив лизинг. В-третьих, на мой взгляд, это более простая схема участия государства в стимулировании роста потребления и приобретения техники. Риски кредитования берет на себя банковский сектор, а наше дело - управление процентной ставкой, понижение ее за счет субсидирования. Поэтому это, на мой взгляд, со всех сторон выгодно.

- Как думаете, вы сумеете снизить этим стоимость лизинга? Что будет в конечном итоге более выгодно - лизинг или кредит?

- Это пусть как раз покупатель техники и выбирает. И чтобы существовали и лизинг, и кредит, мы будем добиваться снижения всех дополнительных издержек.

25.02.2003

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-8721http://nvolgatrade.ru/

Док. 199665
Опублик.: 05.03.04
Число обращений: 683

  • Гордеев Алексей Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``