Во всем мире продажа открыток, брелков и одежды со спортивными эмблемами приносит громадные прибыли. У нас на этом зарабатывать не привыкли, поэтому и приходится каждый раз выпрашивать деньги у государства. О том, что делается, чтобы изменить сложившуюся систему, Вячеслав ФЕТИСОВ, председатель Госкомспорта РФ, рассказал обозревателю `Известий`.
- Финансирование спорта из федерального бюджета сейчас составляет чуть более 4 млрд руб. А какой объем средств поступает из других источников?
- Сейчас мы как раз стараемся понять, сколько денег в целом идет на спорт. Помимо федерального есть еще местные, муниципальные бюджеты. Есть спонсоры и благотворительность. Точную цифру назвать сложно. Пока идет работа по сбору информации и правильному, эффективному использованию денег.
- А сколько денег нужно?
- Последняя цифра - 19 млрд руб. под программу, рассчитанную на 5 лет. Это необходимый минимум только для того, чтобы основные базы построить. Мы заявляли гораздо больше, но после заседания Госсовета заявленная сумма сократилась. Нужно иметь и спортплощадки, чтобы дать детям возможность заниматься, и базы для подготовки национальных команд. Многие из них не переоборудовались уже десятки лет. Сейчас идет только латание дыр и нет возможности построить современные базы. Этот вопрос для нас сейчас самый главный - чтобы спрашивать со спортсмена, нужно сначала создать ему условия.
- Раньше спортивные фонды имели таможенные льготы при ввозе товаров и спорт финансировался во многом за счет этих денег. Не предполагается ли ввести что-то подобное сейчас?
- Наш президент считает, что любые льготы развращают, поэтому мы на них и не рассчитываем. И не собираемся ввозить ни алкоголь, ни табак - это уже пройденный этап, хотя идея была неплохая. Нужно развивать спортивную индустрию, а в ней, как и в любом бизнесе, интерес должен быть взаимным. Инвесторы должны иметь возможность вкладывать деньги в спорт и получать от этого отдачу. Но у нас сейчас спонсорские средства облагаются налогом. А это большие деньги, которые мы потом опять ищем в бюджете, чтобы снова вложить в спорт. То же самое с рекламными средствами. На прошлых Олимпийских играх у нас было около 20 логотипов спонсоров, но реальной отдачи они не получили.
- Как можно привлечь спонсоров в спорт, особенно в детский?
- Вот, например, у нас не хватает в школах мячей. Если какая-нибудь компания поставит в любую из них мячи со своим логотипом, дети будут играть в них каждый день и знать название этой компании. И родители про компанию узнают. А наша задача сейчас - построить нормативную систему, которая была бы прозрачна и понятна инвесторам.
- Какие-то законопроекты по этому поводу уже готовятся?
- У нас недавно создано правовое управление. Работает также комиссия по правовым проблемам при президентском совете - она уже провела одно заседание. Работа ведется, кое-какие предложения уже внесены в Госсовет.
- А когда можно ожидать конкретных документов?
- Это процесс довольно долгий, но мы надеемся его сократить. Люди готовы к изменениям, но двигаться вперед без нормативной базы было бы неправильно.
- Можно ли оценить объем нашей спортивной индустрии?
- Такая индустрия есть в США, там она дает $200 млрд в год, хотя еще 10 лет назад цифра была в четыре раза меньше. Только чемпионат по американскому футболу приносит за выходные около $2 млрд. Там продают майки, бейсболки, открытки. если человек играл в колледже в футбольной команде, он потом всю жизнь заказывает себе эту форму. Все дети ходят в шапочках с надписью Red Bulls - это и моральная, и материальная поддержка команды.
А в России спортивной индустрии как таковой пока не существует. Хотя, я думаю, баскетбольная или хоккейная лига имеет довольно большие бюджеты. К нам уже приезжают играть спортсмены из-за рубежа, это говорит о том, что по зарплатам мы можем конкурировать с Западом. А вообще спортиндустрия - это сложный механизм, надо начинать его строить, и строить правильно.
- И как это сделать?
- В Америке, как только спортсмен начинает играть, выпускают открытки с его фотографиями, производство которых обходится в полцента. А если он становится знаменитым, открытку можно продать и за $0.5 млн. То же самое можно сделать и у нас. Еще можно выпустить коллекции монет, марок с изображениями известных спортсменов. Их будут покупать даже люди, далекие от спорта. Я не верю, что в России нельзя построить такую же индустрию, как в Америке.
19.03.2003
http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-9563http://nvolgatrade.ru/
Док. 199658 Опублик.: 05.03.04 Число обращений: 507
Фетисов Вячеслав Александрович
|