В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир ЛИТВИНЕНКО: Трубопроводы должны принадлежать только государству Назад
Владимир ЛИТВИНЕНКО: Трубопроводы должны принадлежать только государству
В последнее время российские топливные компании живут достаточно нервно. Минприроды составляет реестр месторождений, что в дальнейшем может привести к созданию принципиально иной системы недропользования в России. Не прекращаются споры о возможном участии частного капитала в строительстве отечественной трубопроводной системы.

К мнению Владимира ЛИТВИНЕНКО, ректора Санкт-Петербургского государственного горного института, в прошлом научного руководителя российского президента, нефтяники прислушиваются особенно внимательно. На вопросы `Известий` Владимир Литвиненко ответил в беседе с корреспондентом агентства `Росбалт` Оксаной Чернышевой.

- Правительство никак не может согласовать вариант газовой реформы с `Газпромом`. Насколько мне известно, вы также направляли Владимиру Путину предложения по развитию газовой отрасли. И что же вы советуете президенту?

- Я уверен, что `Газпром` не надо делить на отдельные компании. Необходимо создать 100-процентные `дочки` по добыче, транспортировке и реализации газа, а за `Газпромом` сохранить функции управляющей компании. Основные фонды должны остаться на балансе головной компании и сдаваться `дочкам` в аренду, то есть разделив бизнес внутри корпорации, мы не ослабим ее. Одновременно нужно выходить на практику применения единых экономически обоснованных тарифов на транспортировку газа. Условия доступа к трубе должны быть равными для всех, а тарифы пусть утверждает государственный орган - Федеральная энергетическая комиссия или любой другой.

- Свободный доступ к трубе означает свободную продажу газа на экспорт. Получается, каждая компания будет самостоятельно определять, куда, по каким ценам и в каком объеме вывозить газ из России?

- Нет, в ближайшее время экспортный поток должен сохраняться в одних руках. Это должно продолжаться до тех пор, пока не закончится либерализация европейского рынка. Иначе российских поставщиков просто удушат, ведь сегодня в Европе не нужно, чтобы `Газпром` развивался. Недостаток газа европейские страны могут запросто возместить с помощью Алжира или Норвегии. России за этот рынок нужно бороться, поэтому, если наши поставщики пойдут на рынок самостоятельно, они фактически будут конкурировать между собой. Либерализация европейского газового рынка требует от российского правительства осознанного усиления `Газпрома` как единой вертикально интегрированной компании, способной конкурировать на сложном европейском газовом рынке.

- Как вы относитель к свободной продаже газа на внутреннем рынке?

- Прежде всего, надо разделить внутренних потребителей на несколько групп: население (здесь бизнес должен стать социально ориентированным), экспортно-ориентированные предприятия, которые производят продукцию и отправляют ее на экспорт, получая неплохие доходы - значит, эти предприятия должны оплачивать газ по отдельному тарифу. Третья группа - энергетики, которые напрямую зависят от поставок газа и должны их оплачивать также по другому тарифу. Если мы этого не сделаем, свободный рынок окажется слишком дорогим удовольствием для населения.

- Вы согласовывали свои взгляды с представителями нефтяных компаний, которые также имеют серьезные амбиции и в газовом бизнесе?

- Да, и в целом они меня поддержали.

- В последнее время между частными компаниями и государственными учреждениями обострился спор по поводу транспортной инфраструктуры. В чьей собственности должны находиться трубопроводы - в государственной или частной?

Уверен, что трубопроводы должны принадлежать только государству. И только правительство имеет право определить маршрут новых трубопроводов. Сейчас идут споры по поводу экспорта нефти на Восток и строительства нефтепроводов.
С геополитической точки зрения экспорт на Восток, безусловно, нужен, но есть ли сегодня на том конце России столько нефти, сколько требуется Японии и Китаю? Оба нефтепровода - и в Дацин, и в Находку - являются откровенно лоббистскими предложениями и прежде чем начать их выполнять, надо четко сбалансировать спрос и предложение. К реализации любой идеи надо подходить с очень точными экономическими расчетами. Зная состояние магистральных трубопроводов, хочу напомнить, что разработка долгосрочных инвестиционных проектов в трубопроводной системе зависит в меньшей степени от инвестиционной стратегии отдельных трансфертных компаний (в том числе `Транснефти`), а в основном, от состояния нефтяной и газовой отраслей страны и их перспектив на будущее. Однако за годы реформ в ТЭКе не создан необходимый инвестиционный климат.

- А что вы думаете по поводу споров между государством и нефтяниками по поводу лицензий и необходимости их пересмотра?

- К этому вопросу нужно тоже подходить с точки зрения экономической целесообразности. При министерстве или правительстве должна быть создана комиссия по лицензированию, в которую должны входить представители разных уровней власти. Конечно, в нее должны входить губернаторы тех территорий, о которых идет речь. Эта комиссия собирается, допустим, раз в квартал, решает вопрос о заключении договора с недропользователем по результатам аукционов, конкурсов или на условиях риска. Все должным образом оформляется и отправляется в территориальные органы для контроля. Не надо ни у кого ничего отнимать, надо просто начать соблюдать закон. Написано в лицензии, что разработка месторождения должна начаться в течение года, значит, так и должно быть. И если месторождение не разрабатывалось, лицензия должна быть возвращена. Не стоит спорить - все давно прописано в законе `О недрах`, нужно просто начать его выполнять и конкретизировать отношения государства с недропользователем.

- А рента?

- Если сегодня обложить дополнительными платежами нефтяные, газовые да и другие компании, мы добьемся только того, что они все станут нерентабельными. Другое дело, что необходимо решить задачу изъятия сверхдоходов у некоторых компаний. Но в таком случае нужно все это отрегулировать через государственные законы, при этом следовало бы ввести дифференцированные ставки налога с учетом качественных и количественных показателей месторождения.

08.04.2003

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-10330http://nvolgatrade.ru/

Док. 199652
Опублик.: 05.03.04
Число обращений: 49


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``