В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Бовин: что будет с Востоком Назад
Александр Бовин: что будет с Востоком
Как известно, `Восток - дело тонкое`. Сейчас к этому можно добавить, что Восток - дело опасное. Наводненный талибами Пакистан обладает ядерным оружием, и хотя генерал Первез Мушарраф крепко держит в руках рычаги управления, он человек, а стало быть - может заболеть, сделать ошибку, да и врагов, желающих ему чего похуже, достаточно.

Неопределенно и туманно будущее Афганистана. Непонятно, как пойдут дела в Иране, светский глава которого Хатами приезжал в Давос с мольбой о помощи - но чем могли помочь ему в Давосе? Не заживают раны Ирака, в котором американцы, несмотря на колоссальные финансовые и значительные человеческие потери так и не могут навести порядок. В постоянном режиме боевой готовности живет с момента своего создания Израиль. У многих складывается впечатление, что Восток навеки останется регионом неразрешимых проблем.


Там где есть проблемы - там всегда идут политические игры - как внутри региона, так и вокруг него. Посаженный в клетку Саддам Хусейн, если верить прессе, ежедневно вынужден смотреть сквозь закаленное стекло на лица убитых сыновей (если, конечно, это правда, и кто-то из американских охранников опустился до такой низости). Изловили Усаму бен Ладена. И странное дело - как только ухудшились показатели американской экономики, поймали Саддама. Как только стало ясно, что вот-вот определится соперник Буша на президентских выборах - как туз из рукава вылетает на политический стол бен Ладен... Ариеэль Шарон продолжает строить `Великую Еврейскую Стену`. Что же ждет Восток в ближайшем будущем? Какова роль США в этом регионе - положительная или отрицательная? Услышим ли мы из этого региона хорошие новости?


ЭКСПЕРТ: журналист, писатель и дипломат Александр Бовин:


- Я не вижу совпадений в том, что события внутри Америки немедленно `скрашиваются` поимкой какого-то негодяя на Востоке. Возможно, администрация Буша что-то такое и использует, но думаю, что ничего подобного не планируется заранее. Американцы ведь не думают на десять шагов вперед. Это у нас `большая стратегия` определяет внутреннюю политику, взять ту же ситуацию с отставкой правительства. У них стратегическая линия покороче, шаги помельче. Не нужно видеть в этом что-то вроде византийских заговоров американской `закулисы`. Главный враг аналитика - избыточная фантазия.


Пойдем по региону с Востока на Запад. Укрепить режим в Пакистане - нужно и можно. Но вот как именно станут это делать американцы (надеюсь, нам это делать в голову не придет) - будем смотреть. Етодов же назвать я не могу. Для этого надо быть представителем президента США в Пакистане. Кого-то надо дустом посыпать, кого-то - чем-то еще. Практика должна быть основана на информации - и вот когда она будет в руках, тогда можно строить прогнозы и сценарии.


Пойдем западнее. Ирак. Проблема серьезнейшая. Но вот как раз там все достаточно ясно. Что там придется делать американцам? Да сделать как раз то, что они и обещали - построить в Ираке демократию, наладить нормальную политическую жизнь. Конечно, это не будет демократия по Джефферсону, или по европейскому образцу. Как жители Ирака будут голосовать? Да, вопрос. Ну а как голосуют у нас? Все ведь очень условно. Скорее всего, в Ираке появится авторитарный строй, такого, какой существует в Египте или Марокко - ну так дай Бог хотя бы так. Прыгать из диктатуры прямо в либеральную демократию - это невозможно. Это точно не будет теократическая монархия и не будет светская тоталитарная диктатура. Что будет? Мусульманская страна с зародышами демократического развития. Конечно, у многих появится желание придушить демократию в этом зародыше... Тем сложнее задача - но уж взялись, придется доводить до конца.


Северный сосед Ирака - Иран тоже переживает не лучшие времена. Однако, если брать дальний прицел, в Иране режим будет трансформироваться в демократическую сторону. Но будут и откаты назад, как сейчас, потом - снова шаг вперед.


Для нас в этой ситуации тоже заложен урок. Все надо изучать на собственном опыте. Посмотрим на самих себя - и мы увидим сами, как сложно все это делать. Как сложно уходить от ксенофобии, отучиться махать атомной бомбой. Мы смотрим на собственную историю, сравниваем - и видим, что другим порой приходится и потяжелее.


В современном мировом раскладе сил американцы играют позитивную роль. Они пытаются стабилизировать ситуацию и гасить конфликты. Конечно, делают они это в свою пользу, альтруизма тут ждать не надо. Но вспомним свежий пример - Гаити. Разве война лучше? Так `не лучше ль на себя оборотиться?`


Израилю опасность угрожает с сорок восьмого года. Но опасность меняется, и Израиль меняется. Ничего нового и сверхопасного для Израиля сейчас нет. Я бы сказал - `патология в норме`. Шарон пытается нас научить, как нужно бороться с терроризмом. И поэтому, если у нас что-то не получается - так ведь и у Шарона не все получается, и нам немножко легче - не у одних нас есть такие проблемы, есть возможность обмена опытом.


Восток сейчас пережил значительную трансформацию. Коренным образом изменилась ситуация в Ираке и Афганистане. Многие режимы, пусть под давлением, но встали в ряды антитеррористической коалиции. Из всего этого выйдет обязательное положительное изменение ситуации. Только процесс этот - длительный процесс. Все будет меняться в лучшую сторону, но `хорошо станет` не завтра и не в понедельник.


Конечно, остается важнейшая проблема. Есть люди - `золотой миллиард` - которые живут хорошо, и есть люди, которые живут голодно, бедно и плохо. Но и в Вашингтоне, и в Брюсселе об этом давно задумались и работают над этим. Америка оказывает бедным народам гораздо большую помощь чем, скажем, мы - возможности есть. Но опять-таки, `революции` и немедленного успеха быть не может. И все же, бедные народы живут уже получше, чем двадцать лет назад, все движется в нужном направлении. Оркестры в честь американцев не играют, ковры не растягивают... Но плохо живущий человек на Гаити живет уже гораздо лучше, чем несколько лет назад.


И я смотрю на ситуацию с оптимизмом. Это не свойство характера - просто я не ипохондрик. Я не смотрю телевизор, и без него знаю, знаю, что на свете есть что-то кроме землетрясений и бедствий.


Материал подготовил Андрей Цунскийhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199617
Опублик.: 04.03.04
Число обращений: 425

  • Бовин Александр Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``