В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Георгий БООС: Непонятно, для кого мы снижаем налоги Назад
Георгий БООС: Непонятно, для кого мы снижаем налоги
Правительство поставило перед депутатами непростую задачу: до конца весенней сессии принять одобренные кабинетом законопроекты по налоговой реформе. Изменения налогового законодательства должны быть учтены при работе над бюджетом. О том, как в Думе воспринимают налоговые новации правительства и какие сложности могут возникнуть при прохождении через парламент проекта бюджета-2004, корреспонденту `Известий` Елене КОРОП рассказал вице-спикер Госдумы Георгий БООС.

- Как, по вашим прогнозам, пойдет обсуждение налоговых законопроектов в Госдуме? Возможно принять их в весеннюю сессию?

- При составлении бюджета учитываются изменения в налоговом законодательстве, принятые во втором чтении. Но провести второе чтение в весеннюю сессию малореально. Второе и третье чтения скорее всего состоятся в сентябре или октябре. Обсуждение будет непростым: депутатами разработаны альтернативные законопроекты, и у многих моих коллег есть понимание того, что правительство движется в неправильном направлении.

- Часть депутатов считает, что реформу надо начинать не с налога на добавленную стоимость (НДС), а со снижения ставки единого соцналога (ЕСН) как более чувствительного для предприятий.

- Я думаю, что правительство выбрало правильное направление. ЕСН нейтрален и одинаково значим для всех. НДС же более важен для реального сектора, ориентированного на внутренний рынок.

- Но почувствуют ли производители эффект от снижения ставки налога на 2%?

- Снижение НДС с 20 до 18% недостаточно. Оно не компенсирует реальному сектору повышение нагрузки по налогу на имущество.

Непонятно, для кого мы снижаем налоги. Правительство выводит из под обложения по налогу на имущество сырье, материальные ресурсы, оставляет недвижимость и повышает ставку налога. Это значит, что мы освобождаем сферу услуг и финансовый сектор, которые растут опережающими темпами. А нагрузка на фондоемкое производство - оборонную промышленность, машиностроение - увеличивается.

В законопроектах депутатов есть предложение сохранить налог с продаж при большем снижении НДС. Отмена налога с продаж - облегчение для сферы услуг и торговли. НДС - налог на процесс производства, производитель уплачивает его в бюджет, кредитуя таким образом государство, а потом получает эти деньги с потребителя. Было бы рациональнее оставить больше денег в реальном секторе, а налог с продаж сохранить. Это отвечает и интересам административной реформы: налог с продаж - четкий источник наполнения региональных и местных бюджетов.

- Есть точка зрения, на ней долго настаивал Минфин, что такие налоги, как НДС и ЕСН, в 2004 году вообще не стоило трогать - слишком большой риск для доходов бюджета.

- А вы считаете, что обязательно будет снижение налоговых поступлений? Минфин накладывает изменения на неизменность сценарных условий. Он не берет в расчет рост валового продукта и расширение налогооблагаемой базы. Кроме того, Минфин почему-то не учитывает сокращение госрасходов по всему консолидированному бюджету. Госрасходы осуществляются с НДС. Ставка НДС снижается, соответственно госрасходы тоже. Например, если раньше бюджет возмещал 200 рублей экспортерам, теперь будет возмещать 160 рублей.

Снижение налогов нужно было проводить еще в 2000-2002 годах, когда цены на нефть ползли вверх и бюджет имел большой профицит.

- Бюджет-2004 Минфин называет самым напряженным за последние годы. В правительстве ожидают, что его прохождение через Думу будет непростым.

- Самыми напряженными в плане продвижения через Думу были бюджеты 2002 и 2003 годов. В расчетах заведомо бралась более низкая цена на нефть, чем прогнозировалось, что давало возможность формирования значительного профицита. Принимать бюджет с маленьким профицитом политически проще. Но я думаю, что депутаты будут предпринимать попытки повысить расчетную цену нефти в проекте бюджета-2004 с $20 до примерно $22 за баррель. Хотя я бы балансировал бюджет при $18-18,5 за баррель, отказавшись от профицита и накопления нового резерва.

- У вас очень пессимистический прогноз.

- По этому году мы выйдем на достаточно высокую цену нефти за счет первого и второго кварталов. Но к концу третьего квартала цена нефти может снизиться до $18 за баррель. Это та цена, которая выгодна США и является компромиссом американских потребителей с американскими нефтяными производителями. Если в 2004 году цена нефти будет держаться на таком уровне - а, по моим прогнозам, это вполне вероятно, - нам придется либо залезать в резерв, либо секвестировать расходы.

- Минфин счел возможным сократить расходы бюджета-2004 на 0.6% ВВП за счет экономии по отдельным статьям. В Думе такое предложение поддержат?

- Возникнет проблема, связанная с сокращением социальных расходов и снижением роста реальных доходов населения. Если такой рост вообще сохранится. Когда занятость в бюджетной сфере невысокая, сокращение госрасходов - позитивная вещь. У нас 15 миллионов бюджетников.

- Депутаты последнее время сильно критикуют правительство. Опять звучат требования об отставке кабинета. Не может ли такая обстановка осложнить прохождение через парламент вносимых правительством законопроектов?

- Я ничего особенного не замечаю. К правительству нормальное отношение, критика рабочая. Вот если критики не будет, тогда надо разгонять либо правительство, либо депутатов.

16.05.2003

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-11562http://nvolgatrade.ru/

Док. 199601
Опублик.: 04.03.04
Число обращений: 728

  • Боос Георгий Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``