В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь ЦЫПЛАКОВ: Не хотим терять престиж страны Назад
Игорь ЦЫПЛАКОВ: Не хотим терять престиж страны
Отечественный ВПК по-прежнему является одной из немногих отраслей экономики России, которая остается конкурентоспособной на мировом рынке. О важности `оборонки` в экономике страны говорят и новые назначения в правительстве - теперь контролировать ВПК и экспортные заказы будет новое ведомство, руководителем которого назначен крепкий профессионал Борис Алешин. Впрочем, вряд ли его приход сможет в одночасье решить все проблемы, стоящие перед отраслью. Среди важнейших это и проблемы использования при выполнении новых экспортных заказов оборудования и механизмов, взятых со складов. Подобная практика не только приводит к межгосударственным скандалам (вспомним хотя бы историю с поставкой на рынки Юго-Восточной Азии российской авиатехники), но и рушит вертикальные связи в российской оборонной промышленности: предприятия-смежники, лишенные возможности работать над новыми заказами, теряют квалифицированный персонал, технологии, а зачастую и вынуждены прибегать к перепрофилированию своего производства. О важности этой проблемы для ВПК рассказывает председатель наблюдательного совета одного из крупнейших машиностроительных предприятий страны - ОАО `Пролетарский завод` Игорь ЦЫПЛАКОВ.

- Игорь Николаевич, что предприятие представляет собой сегодня?

- На сегодняшний день ОАО `Пролетарский завод` представляет собой предприятие, занимающееся разработкой, производством и продажей изделий судового, энергетического и общего машиностроения. Завод активно сотрудничает с такими структурами, как РАО `ЕЭС России`, РАО `Газпром`, Министерство путей сообщения РФ, Министерство обороны РФ, с рядом иностранных заказчиков. Наличие солидных партнеров позволяет мне утверждать, что `Пролетарский завод` занимает лидирующие, а в некоторых сегментах рынка и уникальные позиции в отечественном машиностроении.

Хочу особо отметить: производство завода является высоконаукоемким. Поддержание надежности серийно выпускаемой продукции и продление срока ее службы требует осуществления значительного объема работ в сфере НИОКР. Научно-техническими разработками для или в интересах ОАО `Пролетарский завод` занимается ЦНИИ СМ, который обладает мощным научно-техническим потенциалом и имеет собственную испытательную базу.

- Если говорить о процентном соотношении видов выпускаемой продукции, то какие направления деятельности завода вы считаете основными?

- Безусловно, на предприятии уделяют большое внимание развитию всех направлений, но если пытаться выделить основные, то это в первую очередь судовое машиностроение, причем по большей части речь идет о производстве изделий для боевых кораблей.

Именно работа над военными заказами является для `Пролетарского завода` приоритетной, так как их доля в общем объеме превышает 60%. Это же можно сказать и об ОКР - примерно 76% от общего объема работ проводится в области военного судостроения.

- Приведенные вами цифры говорят о важности военных заказов для завода. А чем `Пролетарский завод` важен для оборонной промышленности, в чем исключительность его роли на рынке?

- Скажу без ложной скромности: без продукции `Пролетарского завода` невозможно построить ни один российский, в том числе поставляемый за рубеж, боевой корабль. И это отнюдь не натяжка - предприятие является единственным в стране производителем успокоителей качки, питательных насосов и других судовых механизмов, без которых сложно представить любой современный корабль. Продукция завода пользуется хорошей репутацией, и, несмотря на то что страна живет в совершенно иных экономических реалиях, чем раньше, `Пролетарскому заводу` удалось сохранить исключительное положение на рынке, начиная с советских времен и по сей день. Впрочем, иногда мы сами становимся заложниками собственной исключительности.

- Что вы имеете в виду?

- Понимаете, завод работает на разных рынках. На разных не по профилю, а по принципам организации работы, по взаимодействию между партнерами. Если, к примеру, работая с `Газпромом` или с некоторыми нефтяными компаниями, завод по сути выполняет заказ коммерческой структуры и регулирует свои отношения только экономическими методами, то при выполнении оборонных заказов всегда велика роль иных факторов.

Работая на оборону, надо всегда отдавать себе отчет в особенности этих заказов. Боевой корабль - это сложнейший механизм, и малейшая неполадка любой системы может привести к непоправимым последствиям. Особенно теперь, когда большинство наших судостроительных предприятий работают на экспорт, вооружая флоты иностранных государств. Ведь в этом случае, кроме репутации непосредственно производителя, на кон ставится репутация всей России. Поэтому к выполнению военных заказов `Пролетарский завод` относится с особенной тщательностью.

К сожалению, не все заказчики это понимают и иногда заводу ставят в вину излишнюю, как может показаться на первый взгляд, принципиальность.

- Нельзя ли привести конкретный пример?

- Могу привести в пример ситуацию, которая возникла при попытках сотрудничества с таким уважаемым судостроительным объединением, как ОАО `Судостроительный завод `Северная верфь`. Как известно, это предприятие работает над выполнением крупного экспортного заказа на поставку двух эсминцев для ВМФ Китайской Народной Республики. Учитывая положение `Пролетарского завода` на рынке, о котором я сказал выше, мы, естественно, рассчитывали принять участие в этом проекте. Здесь стоит отметить, что завод находился в состоянии ожидания достаточно долгое время, затрачивал значительные средства на поддержание наработанных технологий, однако когда исполнитель заказа все же обратился к нам, мы были сильно разочарованы его предложением.

- Вас неприятно поразили финансовые условия?

- Нет, по этому вопросу стороны, как правило, всегда могут договориться. Речь в сути самого предложения `Северной верфи`. Для этого типа кораблей `Пролетарский завод` по существу должен был быть изготовителем успокоителей качки и ряда иных изделий, однако представители `Северной верфи` довольно быстро остудили трудовой порыв заводчан - речь в их предложении шла не о размещении заказа на изготовление новых изделий на заводе, а лишь о восстановлении аналогичных механизмов, около 15 лет хранящихся на складах предприятия.

Не углубляясь в суть проблемы, отмечу лишь, что это противоречит требованиям контракта, подписанного КНР и Россией на строительство эсминцев. Вместе с тем особо хочу подчеркнуть, что по существу `Пролетарскому заводу` предложили принять участие в подлоге и со временем превратиться из крупного машиностроительного предприятия в заурядную ремонтную мастерскую. Официально заявляю: предприятие с самого начала было готово к сотрудничеству, но одно дело выполнить полноценный производственный заказ и совсем другое - заниматься примитивными операциями, терять наработанные технологии и квалификацию сотрудников. Для переборки ума большого не надо, а что, как и с кем мы будем делать, когда склады будут опустошены и возникнет необходимость созидать новое?

- И все-таки, почему вы отказались от хотя бы такого варианта сотрудничества с исполнителем заказа? Не легче ли было выполнить эту работу и получить немалые, надо полагать, деньги. Ведь по сути дальнейшая судьба отреставрированных изделий - это, так сказать, внутреннее дело заказчика, в данном случае `Северной верфи`.

- Это было бы внутренним делом `Северной верфи`, если бы применение устаревшего оборудования 1988-90 гг. выпуска, которое хранилось на складах предприятия, было бы согласовано с инозаказчиком. Понимаете, продукция `Пролетарского завода` высокотехнологична, и ее успешная работа во многом обусловлена не только собственным состоянием, но и состоянием остальных механизмов и комплектующих, которые с ними взаимодействуют при эксплуатации. Никто не дает заводу гарантию, что из-за применения состарившихся механизмов не произойдет аварии, не будет человеческих жертв. И что в результате не будет нанесен ущерб репутации `Пролетарского завода`, да и - если смотреть шире - репутации России на рынке вооружений. Подчеркну, это не перестраховка. Просто установка `подновленных` оборудования и механизмов на строящиеся эсминцы - это не что иное, как преступление. Кстати, доказательством незаконности подобных действий служит директива заместителя командующего ВМФ России Михаила Барскова, в которой черным по белому написано, что при строительстве эсминцев для КНР следует применять только новые детали и механизмы.

- И как же `Северной верфи` удается игнорировать мнение главного военного корабела?

- Я не могу точно ответить на этот вопрос. Хотя понимаю, что существует `технология` превращения старого изделия в новое. Оказывается, разобрав на детали старое изделие, его можно обозвать производственным заделом, а потом маркировать после небольших реставрационных работ как новое. Насколько я знаю, `Северная верфь` пытается таким образом `отреставрировать` турбины и паротурбогенераторы будущего корабля на машиностроительных предприятиях Санкт-Петербурга и Калуги.

- Подождите, но опять-таки, если учитывать положение `Пролетарского завода` на рынке, то получается, что своим отказом завод ставит `Северную верфь` в производственный и технологический тупик и вольно или не вольно может стать виновником срыва сроков важного экспортного контракта?

- Категорически не согласен с такой постановкой вопроса. У руководства `Северной верфи` было много времени разместить заказ на нашем предприятии, и я гарантирую, что `Пролетарский завод` выполнил бы его с надлежащим качеством и в срок. Однако, вместо того чтобы сработать по этой единственно правильной и простой, в общем-то, схеме, `Северная верфь` пошла по крайне сомнительному пути и теперь вся ответственность за сроки исполнения заказа лежит на них самих. Не чем иным, как желанием получить дополнительную прибыль, я их действия объяснить не могу. Тем не менее я не считаю, что мосты сожжены, - я и сегодня могу заявить, что `Пролетарский завод` готов изготовить всю необходимую номенклатуру судового машиностроения в рамках специализации предприятия. А что касается сроков, то, по-моему, лучше сделать позже и качественно, чем совершать подлог. Уверяю вас, у инозаказчика хватит профессионализма, чтобы разобраться, что к чему и тогда Россия может забыть о китайском рынке вооружений, о перспективности которого, думаю, особо говорить не стоит.

- И что же происходит сегодня?

- К сожалению, фарс продолжается. Поняв, что вариант с перемаркировкой с нами не пройдет, `Северная верфь` сейчас ищет варианты размещения заказа на восстановление изделий, которые были выпущены на `Пролетарском заводе` в конце восьмидесятых годов прошлого века. К сожалению, люди, ответственные за проект эсминцев на Северном ПКБ, входят в положение `Северной верфи` и предоставляют всю необходимую документацию другим машиностроительным предприятиям. Здесь мне кажется вполне правомерно задать вопрос об этичности использования чужой интеллектуальной собственности и ответственности за ее несанкционированное тиражирование. Безусловно, заказ на переборку можно разместить и на других заводах, однако вряд ли предприятие, которое никогда не сталкивалось с выполнением подобных заказов в области судового машиностроения, сможет качественно выполнить пусть даже такой, на первый взгляд, несложный заказ.

- Интересно, а другие смежники, которых для выполнения этого контракта привлекает `Северная верфь`, в курсе происходящего?

- Это надо спросить у них, хотя, конечно же, на предприятиях ВПК работают профессионалы, ввести в заблуждение которых сложно. Так, не секрет, что `Балтийский завод` отказывается поставлять `Северной верфи` котлы по схожим причинам, что и `Пролетарский завод`. А котел, между прочим, - это сердце двигателя корабля, основополагающий элемент. Вот вы спросили про сроки `китайского` контракта. Так вот, я совершенно не понимаю, как они будут, согласно графику выполнения работ в декабре 2003 года, спускать первый корабль на воду. Фактически без двигателя, без основных судовых систем. Конечно же можно провести яркое шоу, и спустить на воду пустую коробку, и пытаться потом доустанавливать `отреставрированные` на непрофильных предприятиях агрегаты, но это же грубейшее нарушение всех технологий судостроения!

<>b- Как вам видятся перспективы развития ситуации?

- Считаю, что если мы хотим и в дальнейшем сохранить наше надводное судостроение, оборонную промышленность в целом, то порочной практике задействования складских запасов советских времен надо положить конец. Иначе мы растеряем и технологии, и людские ресурсы, и рынки сбыта. В итоге любые запасы истощатся и российская оборонка останется у разбитого корыта.

10.06.2003

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-12342http://nvolgatrade.ru/

Док. 199592
Опублик.: 04.03.04
Число обращений: 27


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``