В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим ШКАДОВ, первый заместитель генерального директора производственного объединения `Кристалл`: За бриллиантами становятся в очередь Назад
Максим ШКАДОВ, первый заместитель генерального директора производственного объединения `Кристалл`: За бриллиантами становятся в очередь

Максим ШКАДОВ, первый заместитель генерального директора производственного объединения `Кристалл`: За бриллиантами становятся в очередьСмоленский завод `Кристалл` - одно из крупнейших в мире предприятий по огранке природных алмазов в бриллианты. Природные алмазы завод покупает у российской компании `АЛРОСА` и у транснациональной корпорации `Де Бирс`. Недавно руководство `Де Бирс` пересмотрело список своих доверенных покупателей - сайтхолдеров (компаний-покупательниц, получающих сырье непосредственно от `Де Бирс`. - `Известия`), существенно его сократив. Однако смоленское предприятие сумело сохранить свои позиции и остаться в элите ювелирного бизнеса, продавая в год бриллиантов на сумму около $250 миллионов. О том, как это удалось, первый заместитель генерального директора СГУП `ПО `Кристалл` Максим ШКАДОВ рассказывает корреспонденту `Известий`.


- Чем закончилась история с сайтхолдерами `Де Бирс`? Кого исключили, кого оставили?

- Исторически сложилось так, что `Де Бирс` со штаб-квартирой своего торгового подразделения DTC (Diamond Trading Company) в Лондоне сконцентрировала в своих руках 35 процентов общего числа мировой добычи алмазов и контролирует более 60 процентов продаж этого драгоценного сырья. Система товародвижения построена так, что алмазы просматриваются в Лондоне на так называемых сайтах (в переводе с английского - просмотрах). Происходит это десять раз в году, а участвуют в просмотрах представители доверенных компаний (сайтхолдеров). И поскольку мировая политика `Де Бирс` состоит в поддержании относительно высоких мировых цен на алмазы, число желающих получать сырье напрямую, `из первоисточника`, значительно превышает число тех, кто к нему допущен. Кроме того, до недавнего времени `Де Бирс` единолично занималась маркетингом бриллиантов, ежегодно тратя около $180 миллионов на рекламные компании во всем мире.

Однако в последнее время, после полемики с Европейской комиссией, занимающейся вопросами соблюдения антимонопольного законодательства, `Де Бирс` решила отказаться от роли монополиста на мировом алмазном рынке, представив новую стратегию сотрудничества с партнерами, которая получила название `Поставщик выбора`. В соответствии с ней был значительно сокращен общий список партнеров компании и отдано предпочтение тем из них, кто наиболее грамотно действует на рынке. Компаниям-сайтхолдерам было предложено представить собственные планы развития бизнеса.

Специалисты нашего предприятия разработали новую стратегию, подготовив квалифицированные ответы на 18 вопросов, которые задавали всем претендентам на статус сайтхолдера `Де Бирс`. В начале июня было объявлено, что наше предприятие сохранило за собой статус сайтхолдера. При этом нам дали понять, что если в 1998 году включение нашего предприятия в список сайтхолдеров было решением скорее политическим, то к сегодняшнему дню завод полностью доказал свое право быть полноправным участником мирового алмазного рынка, подтвердив свои репутацию экономическими и, что не менее важно, маркетинговыми показателями.

Быть сайтхолдером в первую очередь престижно, поскольку из 10 000 существующих в мире производителей бриллиантов этим статусом обладают лишь 90. Лишились этого статуса около 30 компаний, чья деятельность не соответствует новой маркетинговой политике `Де Бирс`. Среди них оказались и очень известные в мире фирмы с многолетней историей, например компания Шмуэля Шнитцера - президента Израильской алмазной биржи и одного из основоположников алмазной индустрии этой страны. А также ряд других известных фирм из Израиля, Бельгии, США.

- Кто сегодня покупает смоленские бриллианты? Какие выгоды получат розничные российские покупатели от того, что ваше предприятие упрочило свои отношения с `Де Бирс`?

- Основные покупатели смоленских бриллиантов - наши многочисленные зарубежные партнеры - компании из Антверпена, Тель-Авива, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Гонконга, Токио и других мировых центров. Мы называем обычно таких людей диамантерами. Суть работы этих посредников между производителями бриллиантов и ювелирами заключается в том, чтобы, покупая широкий срез произведенных драгоценных камней у гранильщиков, отсортировать их и обеспечить спрос на калиброванные бриллианты (бриллианты определенных характеристик и размеров), необходимые для изготовления украшений. Кроме того, наши торговые представительства работают в таких странах, как США, Бельгия, Китай (Гонконг), Израиль.

Смоленский завод обладает одним из самых крупных оперативных стоков (запасов) высококачественных бриллиантов в мире, что является серьезнейшим конкурентным преимуществом в производстве ювелирных украшений. То есть мы способны в максимально короткий срок обеспечить практически любой заказ покупателя индивидуального ювелирного украшения по цене `от производителя`. А это уже совсем другой бизнес.

Как бы ни был прекрасен неоправленный бриллиант, он все же является полуфабрикатом для ювелира. Стремление к вертикальной интеграции привело нас к созданию собственного ювелирного производства, выделенного сейчас в дочернюю компанию `Ювелирный центр `Кристалл`, который работает с известными дизайнерами из Италии, США, привлекая молодые таланты из нашей страны и строя собственную розничную торговую сеть. Он призван обеспечить растущий спрос на украшения с бриллиантами в нашей стране.

Обслуживая крупных зарубежных бриллиантовых дилеров, многие из которых находятся на листе ожидания, чтобы купить наш товар, мы уделяем все больше внимания российским потребителям, постепенно смещая приоритеты в направлении розничной торговли ювелирными украшениями. В подтверждение нашего статуса сайтхолдера `Де Бирс` позволит нам расширить ассортимент и увеличить объемы производства.

Кроме того, специалисты из маркетингового подразделения этой корпорации готовы поделиться с нами своими бесценными секретами в продвижении бриллиантов. Этот опыт мы намерены применить на рынке России. Таким образом, в выигрыше окажутся и отечественные покупатели, которым мы предложим более богатый выбор бриллиантов. Соответственно возрастут и отчисления в российский бюджет.

- Как влияет факт тесных отношений с `Де Бирс` на отношения с вашим основным поставщиком алмазного сырья - якутской компанией `АЛРОСА`?

- Мы неоднократно заявляли и продолжаем утверждать, что, несмотря на все наши зарубежные связи, стратегическим партнером номер один является для нас российская компания `АЛРОСА`. Наши связи складываются на протяжении 40 лет. Помимо отношений покупателя и продавца нас связывают ряд серьезных совместных проектов в области огранки алмазов и просто дружеские отношения между нашими специалистами и руководителями на разных уровнях. Еще раз заявлю о том, что мы готовы существенно увеличить объемы сырья, которое покупаем у акционерной компании `АЛРОСА`.

- Завод сегодня является государственным предприятием. Что вы думаете о возможной его приватизации и как бы вы могли прокомментировать информацию о желании Льва Леваева приобрести это предприятие?

- Идет процесс акционирования, в результате которого государство получит 100 процентов акций. Что оно намерено делать дальше с этими акциями, нам не известно. Что касается слухов о намерении господина Леваева приобрести это предприятие, то могу сказать, что, может, он и намеревается выступить одним из участников торгов в случае если государство решит продать тот или иной пакет акций, а может - нет. Он своими планами с нами не делится. Могу сказать, что наше предприятие, являясь государственным, с успехом работает на мировом рынке, принося России не только славу производителя знаменитой `русской огранки`, но и значительную экономическую выгоду в виде налоговых поступлений и заработной платы 3000 сотрудников.

Зарплата специалистов завода - одна из самых высоких в Смоленске и области. Кроме того, при наличии достаточного количества сырья мы готовы увеличить объем производства до $500 миллионов в год без каких-либо существенных капитальных затрат. Абсолютно уверен, что смена собственника негативно скажется на работе уникального предприятия. А если это будет зарубежный собственник, то он тем более не будет заинтересован в пополнении активов на территории России. Кроме того, наш бизнес достаточно узок, конкуренция на рынке серьезная, а устранить конкурента, как известно, можно путем его покупки. Так стоит ли резать курицу, несущую золотые яйца?

02.07.2003

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-589734http://nvolgatrade.ru/

Док. 199586
Опублик.: 04.03.04
Число обращений: 37


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``