В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей МИЛЛЕР, председатель правления ОАО `Газпром` и Пьер ГАДОННЭКС, президент компании `Газ де Франс`: Большой бизнес в России становится все более социально ответственным. Назад
Алексей МИЛЛЕР, председатель правления ОАО `Газпром` и Пьер ГАДОННЭКС, президент компании `Газ де Франс`: Большой бизнес в России становится все более социально ответственным.
Руководители крупнейших компаний начинают понимать, что без опоры на то общество, которое их породило, их империи стоят на глиняных ногах. Западные топ-менеджеры поняли это давно. `Известия` предложили обсудить эту тему двум руководителям всемирно известных компаний - партнеров по газовому бизнесу: председателю правления ОАО `Газпром` Алексею Миллеру и президенту компании `Газ де Франс` Пьеру Гадоннэксу.

- Когда решается вопрос, какую культурную акцию поддержать, играют ли роль ваши личные вкусы и пристрастия?

- Я бы не сказал, что мои личные вкусы тут играют роль. Нашими основными партнерами являются Эрмитаж, Пушкинский музей, Русский музей, Третьяковка, Большой театр, Мариинка - все это фундаментальные культурные центры. Если я скажу, что люблю Клода Моне, Сислея и Писсарро, то это не означает, что именно поэтому мы выбрали для сотрудничества Эрмитаж. Ведь там представлены практически все направления мирового изобразительного искусства. Если же речь идет об отдельных выставках, то и здесь едва ли сказываются мои личные вкусы.

- На днях `Газпром` совместно с `Газ де Франс` открыл в Эрмитаже выставку Никола де Сталя. Почему именно его?

- Этот выбор продиктован лишь тем, что родился он в Петербурге, то есть наш соотечественник, а раскрылся как художник в эмиграции во Франции. Когда мы устраиваем совместные проекты с нашими партнерами из других стран, нас, конечно, в первую очередь интересуют проекты, которые демонстрируют пересечение культур: России и Германии, России и Украины, России и Казахстана, России и Франции.

- Например?

- Совместно с `Газ де Франс` мы устраивали еще одну выставку - она прошла в Государственном Историческом музее и была посвящена Наполеону и Александру I. Хочу отметить выставку, проведенную совместно с крупнейшим покупателем нашего газа в Германии - компанией Wintershall. Она была посвящена придворной охоте. Мы также стремимся инициировать дни российской культуры в разных странах. В этом году спонсировали дни российской культуры на Украине, в Казахстане, в Китае, год российской культуры в Германии. Это страны, куда мы поставляем газ, они являются нашими партнерами. Газовый бизнес строится на долгосрочных контрактах, поэтому очень важно хорошо знать своих коллег по бизнесу. Культурное сотрудничество является неотъемлемой частью сотрудничества делового.

- Общаясь с зарубежными партнерами, вы чувствуете разницу культур? Накладывает ли культурная принадлежность людей, руководящих такими крупными компаниями, свой отпечаток на стиль ведения бизнеса, и в том числе на стратегию благотворительности?

- Если говорить о бизнесе - у нас один рынок, и мы работаем по единым правилам. Что же касается культурной ментальности, то, конечно, все мы люди своих культур, и это отражается на ведении бизнеса, но эти особенности ни в коей мере не затрагивают вопросов долгосрочного сотрудничества и нашего общего стратегического видения рынка.

- А каковы особенности благотворительной деятельности `Газпрома` внутри России? К вам обращается огромное количество деятелей культуры. Почему вы решаете одним помогать, а другим нет?

- Отчасти проблема в том, что мы просто не можем помочь всем. Но не только в этом. Знаете, чего не хватает? Не хватает программных, интересных предложений. Таких, которые при всей своей всеохватности давали бы конкретные результаты. Пример - мы поддерживаем фестиваль детского рисунка `Теплый дом`. Но этот проект не ограничивается самим конкурсом. Рисунки его лауреатов мы представили на выставках в тех странах Европы, куда поставляем газ - в Германии, Нидерландах, Австрии, Италии, Франции. И это уже конкретный результат. Я обращаюсь к деятелям культуры: мы очень нуждаемся в подобных предложениях. Это может быть все что угодно - поддержка юных дарований, пополнение материальной базы культуры, фестивали, отдельные проекты. Но нам хотелось бы, чтобы все это было объединено какой-то общей идеей и чтобы результат этого проекта можно было бы увидеть, ощутить, оценить и в масштабах страны, региона, города. Конечно, мы спонсируем мероприятия национального значения - такие как 300-летие Санкт-Петербурга. Конечно, мы финансируем отдельные мероприятия, даем деньги под имена. Но у нас в компании есть свое видение того, как мы могли бы совершенствовать наши взаимоотношения с культурой, и новые формы сотрудничества еще ждут своего часа. Я надеюсь, что такие проекты в ближайшее время будут нам адресованы и уже в нашей программе на 2004 год мы их начнем воплощать в жизнь.

- `Газпром` - крупнейшая российская бизнес-структура. На него завязаны интересы сотен российских крупных и средних предприятий. Вы задаете тон в стратегии и тактике ведения бизнеса. Приходилось ли вам замечать, что на вас ориентируются и в вопросах благотворительной деятельности - подражают, стараются от вас не отставать.

- Хотелось бы, чтобы наши начинания находили отклик и у других. Так и случается довольно часто. К примеру, `Газпром` - генеральный спонсор Мариинского театра - это само по себе значимо. Если есть такой флагман, уже легче искать других спонсоров. Такой же эффект наблюдается и с другими крупными компаниями, к ним всегда присоединяются более мелкие спонсоры. Хотелось бы, чтобы и эти компании в своей гуманитарной деятельности стремились к тому, о чем я уже говорил, - к комплексным, осмысленным проектам, нацеленным на конкретный результат, значимый для культуры.

- Российское законодательство пока должным образом не стимулирует спонсорскую деятельность. Сейчас все ожидают принятия закона о меценатстве. Способен ли такой законодательный акт урегулировать основные проблемы в этой сфере и облегчить вам жизнь?

- Такой закон, без сомнения, должен быть. Государство ответственно за сохранение национального культурного достояния страны. И отношения между меценатами и культурными организациями должны регулироваться законом. Другое дело, что разработка и принятие такого закона - дело государственных структур и учреждений культуры.

- Вы сказали об ответственности государства. Считаете ли вы, что крупный бизнес, может быть, даже в большей степени, чем власть, несет ответственность не только за сохранение культурного наследия прошлого, но и за настоящее и будущее культуры?

- Совместная ответственность учреждений культуры, бизнес-структур и государства становится все более распространенной и на Западе, и у нас. В их сотрудничестве - залог того, что Россия и в будущем останется страной великой культуры.
Записал Дмитрий СОКОЛОВ

Пьер ГАДОННЭКС, президент компании `Газ де Франс`:
Бизнес - это способ выполнить свои обязательства перед обществом

- Господин Гадоннэкс, как, на ваш взгляд, большой бизнес должен влиять на общество в целом? Расскажите, пожалуйста, что делают для этого крупные компании во Франции - не только в сфере культуры, но и в других сферах?

- Я считаю, что главы предприятий все больше осознают: общественность ждет от них так называемого долгосрочного развития - предложений по осуществлению природоохранных мероприятий, деятельности в области гуманитарных проблем и так далее... Я убежден, что главы предприятий должны в этом играть самую активную роль, находя нужное равновесие между этой деятельностью и экономическими целями компании. Сейчас уже никто не говорит лишь о предприятии как таковом. Речь идет не только об экономических успехах той или иной компании, но и о реальном ее вкладе в развитие общества. Тут главное - достичь экономической цели и одновременно выполнить обязательства перед обществом. Меценатство и развитие культурных программ - это та деятельность, которая всегда воспринимается очень положительно.
- Какие условия созданы для ведения подобных проектов во Франции? Я говорю об отношениях бизнеса и власти.

- Да, конечно, есть особые рычаги, стимулы для подобной деятельности, прежде всего в налоговой сфере. Главное, как я уже сказал, - найти равновесие. Деятельность во имя долгосрочного развития общества поднимает имидж предприятия или продукта.

- В России вас что-то удивляет? Каково ваше впечатление о том, как в России взаимодействуют бизнес и общество, бизнес и власть? Мы много говорим сейчас о построении гражданского общества...

- Мне трудно ответить на ваш вопрос о российском обществе - это за рамками моих знаний. Я вижу, что `Газпром` и мой коллега и друг господин Миллер интересуется тем, что мы делаем во Франции в сфере поддержки культуры и благотворительности, и хочет с нами сотрудничать. Это меня очень радует. Пока мы делаем что-то в России, но, наверное, сможем совместно действовать и во Франции.

- Можно ли узнать об участии вашей компании в жизни Франции? Какие гуманитарные проекты вы поддерживаете и обеспечиваете, кроме чисто культурных акций - таких, как выставка в Эрмитаже?

- Нужно сказать, что фонд `Газ де Франс` действует прежде всего в направлении социальной помощи. Мы называем это направление `Солидарность`. Например, много работаем с подростками, проживающими в `трудных` районах, организуем для них клубы, художественные мастерские, обучаем грамоте... Второе направление - это сохранение природного и культурного наследия. Восстанавливаем экологически неблагополучные места. Один из наших успешных проектов - работа на западной оконечности Бретани. Мы полностью восстановили экологию одного из мысов, и там стало очень чисто. Другое место - так называемый цирк Гаварни в Пиренеях. Это плоская и круглая, как арена цирка, равнина, которая была полностью затоптана туристами. Мы привели ее в надлежащее состояние. Ну и, наконец, если говорить о культуре, то это программа реставрации витражей. Вы, наверное, знаете, что Франция знаменита своими витражами, ну а мы единственная компания, которая серьезно занимается их реставрацией.

- Меценатство - это обязанность любого цивилизованного бизнеса или это просто внутренняя потребность руководителя?

- Мы не можем не думать о тех миллионах людей, которым доставляем газ. Меценатство - это абсолютно закономерное и естественное дело. Что же касается выставки Никола де Сталя в Петербурге, то этот проект отвечает нашим потребностям. Мы сохраняем культурное наследие и одновременно развиваем партнерские отношения между мировым производителем газа в России и основным покупателем этого газа во Франции. И мы хотели проявить политическую волю в тот момент, когда потребовалось такое сотрудничество - в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Никола де Сталь родился в Петербурге, а талант его расцвел во Франции. Многие отмечали в его картинах тоску по России. Так что можно воспринимать выставку его работ как некий символ.

Записала Алла БОРИСОВАБ

09.07.2003

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-594872http://nvolgatrade.ru/

Док. 199579
Опублик.: 04.03.04
Число обращений: 606

  • Миллер Алексей Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``