В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей УЛИН, вице-президент `АЛРОСА`: Почему я должен говорить только об алмазах? Назад
Сергей УЛИН, вице-президент `АЛРОСА`: Почему я должен говорить только об алмазах?
Через пять лет мировой алмазный рынок изменится до неузнаваемости, считают в "АЛРОСА". Нынешний договор между корпорацией De Beers и "АЛРОСА" о продаже российских алмазов вообще может потерять смысл: Россия попытается вместо алмазов поставлять на мировой рынок бриллианты и ювелирные украшения, а "АЛРОСА", возможно, займется добычей других полезных ископаемых вместе с австралийской BHP. Новая архитектура алмазного рынка - предмет жарких дискуссий в Еврокомиссии. Вице-президент "АЛРОСА" Сергей УЛИН вернулся из Брюсселя и рассказал о последних тенденциях на рынке драгоценных камней корреспонденту "Финансовых Известий".

- Учитывая вашу последнюю встречу с Еврокомиссией, когда вы ожидаете одобрения договора с De Beers?

- Думаю, нам вполне по силам найти решение до конца года. Надеемся, что теперь комиссия лучше понимает контекст соглашения. Осмыслив итоги этой встречи, мы будем готовить новые материалы в Еврокомиссию.

- Что за материалы?

- Комиссия хотела бы убедиться, что "АЛРОСА" выйдет на рынок с собственной продукцией и создаст свою сбытовую сеть. То есть станет самостоятельным участником рынка. Наша идея - развитие вертикально интегрированной компании, которое приведет к увеличению объема продукции по стоимости и диверсифицирует наш бизнес. У нас будут не только алмазы, но и бриллианты, и даже ювелирные изделия с бриллиантами. Это укрепит наши позиции на рынке.

Мы говорим не о сегодняшнем рынке, а о том, который будет через пять лет. Но принимать решения об отношениях между такими крупными компаниями, как "АЛРОСА" и De Beers, ориентируясь на сегодняшнее состояние рынка и его архитектуру, - серьезная ошибка. Даже если выбирается экстремальное решение - прекратить соглашение с De Beers, для этого тоже потребуется время.

- Если говорить о рынке будущего, нужно ли на нем сотрудничество "АЛРОСА" и De Beers?

- К тому времени компании изменятся до неузнаваемости. De Beers уже приступила к созданию вертикально интегрированной компании. Мы тоже начали свои проекты, но движемся не столь последовательно и решительно. Чрез пять лет задачи у компаний будут другие, а темпы принятия решений определят характер наших отношений. Все будет зависеть от того, насколько мы продвинемся в реализации новой продукции и насколько убедительно докажем нашу независимость на рынке.

Сегодня надо думать о новых отношениях не только с De Beers, но и с другими игроками. Например, с австралийской BHP. Сейчас BHP изучает наш опыт добычи в условиях Крайнего Севера.

- Вы ведете переговоры с BHP о совместном маркетинге?

- Пока не ведем, но мы изучаем возможности друг друга и не исключаем ни одного варианта развития отношений. Может, наши контакты с BHP сделают возможным совместную добычу полезных ископаемых (помимо алмазов) в России и за рубежом.

Мы все время говорим о Льве Леваеве (известный израильский торговец алмазами. - "Финансовые Известия"), но уже сегодня в Бельгии есть четыре компании, оборот каждой из которых приближается к $1 млрд. Раньше появление диамантеров (торговцев бриллиантами. - "Финансовые Известия") с такими продажами вызывало шок. Наш оборот - $1,6 млрд. Может, через пять лет они превзойдут нас?

De Beers резко сократила число сайтхолдеров (покупателей алмазов. - "Финансовые Известия"), а объем поставляемого сырья не уменьшила. Это означает, что оставшиеся сайтхолдеры станут гораздо крупнее. Что из них вырастет при такой сырьевой поддержке? Это будут наши конкуренты на новом поле деятельности. Многое изменится, появятся новые игроки, и характер отношений с ними "АЛРОСА" предстоит понять. Немного скучно все время упираться только во взаимоотношения с De Beers.

- Вы хотите донести эти идеи до Еврокомиссии?

- Да. И показать, каким образом мы могли бы обеспечить себе место на формирующемся рынке. Мы не собираемся затягивать этот процесс и к началу осени будем готовы представить все документы.

- Тогда что именно вы делаете для развития своей сбытовой сети?

- У нас есть проект "Алмазный двор" - это производственно-сбытовая кооперация с российской ювелиркой - и собственное производство бриллиантов - "Бриллианты АЛРОСА". Важно развивать два этих направления, чтобы производить те объемы, которые сделают осмысленной задачу создания собственной сбытовой сети.

- Но ведь вы говорите о бриллиантах?

- Конечно. А почему я должен говорить только об алмазах? Мы хотим продавать более дорогую продукцию, создать новую модель отношений "АЛРОСА" с рынком.

- То есть, "АЛРОСА" хочет переориентироваться с продажи алмазов на продажу готовых изделий?

- Совершенно верно.

- Но ведь в России пока мало потребителей...

- Не факт. В последние три года спрос на внутреннем ювелирном рынке увеличивается ежегодно на 30%. Если учесть "серый" экспорт, то динамика развития может быть еще больше.

Мы проанализировали итоги работы с Laser Kaplan International (LKI) в рамках совместного проекта и решили, что необходимо изменить условия нашей работы. Чтобы совершенствовать учет, распределение прибыли, мы изучаем возможность создания совместного предприятия.

- Какова должна быть его производительность?

- $150 млн в год. До сих пор совместно мы производили бриллианты на $100-120 млн в год.

- Когда планируется подписать документы?

- Думаю, если в середине осени мы решим, что СП необходимо, то до конца года должны договориться. Отдельно от LKI мы думаем о развитии отношений со смоленским "Кристаллом", расширении нашей деятельности в Барнауле и на "Алмазном мире" (московский завод "Кристалл"). Мы не исключаем, что в сотрудничестве с тремя этими производственными базами через пять лет компания будет производить бриллианты на $500-550 млн в год.

- Для улучшения продаж изделий с бриллиантами De Beers передала свой бренд компании LVMH. Вы не хотите организовать свой бизнес с известными торговыми марками?

- У нас есть такие намерения, сейчас изучаем возможности подобного сотрудничества. Это будут компании из первой десятки мировых ювелирных брендов. Например, Tiffany, Cartier, Van Cleef, Bvlgari, Harry Winston. С брендами мы будем делать эксклюзивную продукцию. Но наша задача - не продавать свою продукцию под известными брендами, а развивать свой собственный.

21.07.2003

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-601914http://nvolgatrade.ru/

Док. 199576
Перв. публик.: 04.03.04
Последн. ред.: 13.12.07
Число обращений: 241

  • Улин Сергей Арамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``