В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В прямом эфире радио `Эхо Москвы` Александр Шохин, председатель наблюдательного совета компании `Ренессанс капитал`. Назад
В прямом эфире радио `Эхо Москвы` Александр Шохин, председатель наблюдательного совета компании `Ренессанс капитал`.
3 марта 2004 года
Эфир ведет Ольга Бычкова

О. БЫЧКОВА - Мы продолжаем экономическую тему с нашим гостем в прямом эфире, это Александр Шохин, председатель наблюдательного совета компании `Ренессанс капитал`. Добрый день, Александр Николаевич.
А. ШОХИН - Добрый день.
О. БЫЧКОВА - Александр Николаевич - человек с большим политическим и экономическим опытом, работавший в разных структурах власти, как в законодательной, так и исполнительной. Именно к Александру Шохину я обращаюсь сейчас за комментарием сразу по нескольким важным темам. Прежде всего, свежая новость, которая касается компании `Сибнефть`, министерство по налогам и сборам России уведомило `Сибнефть` в том, что в 2000-2001 гг. компания недоплатила, так утверждает МНС, налогов на сумму в миллиард долларов. Все сразу заговорили, что это та же схема, которая была применена в свое время к компании ЮКОС, развивается такая же история. Такая же или не такая же, что это такое?
А. ШОХИН - Власти, налоговые в том числе, демонстрируют беспристрастность и равноудалено от различных олигархов, как велено всем чиновникам несколько лет назад действовать.
О. БЫЧКОВА - Демонстрируют или как?
А. ШОХИН - В смысле после событий с ЮКОСом все ждали, на кого же налоговые власти наедут, если использовать этот можно термин на радио, в следующий раз. Тот факт, что претензии предъявлены к `Сибнефти`, можно сказать, на следующий день после того, как Московский арбитражный суд признал эмиссию дополнительную акций ЮКОСа недействительной, это позволило акционерам `Сибнефти` вернуть под собственный контроль более половины акций `Сибнефти`, это позволило налоговым властям предъявить этот иск именно тем владельцам `Сибнефти`, которые недоплачивали налоги два-три года назад. Если бы этот иск был предъявлен в конце прошлого года, учитывая, что `Сибнефть` на тот момент была дочкой ЮКОСа на 92%, это бы воспринималось бы как продолжение давления на ЮКОС. Именно реальное начало процесса развода этих двух компаний позволило предъявить ЮКОС именно к `Сибнефти` и к акционерам `Сибнефти`, которые, с точки зрения налоговых властей, неправомерно оптимизировали налоги по схемам, по которым действовал, в принципе, и ЮКОС, и многие другие нефтяные компании.
О. БЫЧКОВА - Это финансовое, налоговое и экономическое объяснение.
А. ШОХИН - Есть, безусловно, и политическое. О нем я уже, в принципе, сказал, это демонстрация того, что у нас нет избирательного применения права, что все, кто чрезмерно увлекался оптимизацией налогов. Кстати сказать, если мне не изменяет память, по налогу на прибыль ЮКОС и `Сибнефть` были лидерами по оптимизации, по-моему, даже `Сибнефть` на первом месте, поскольку использовались все возможные схемы, труд инвалидов, оффшорные внутренние зоны, оффшорные внешние зоны и т.д. В итоге реально приставки в 24% налога, ЮКОС платил 10-11% налога на прибыль, а `Сибнефть`, по-моему, 6-7%. Другое дело, что эти схемы, в принципе, были законны, но они были неприличными с точки зрения политического, нравственного аспекта. В этой связи эта чрезмерная оптимизация, от которой многие добровольно отказались. Я напомню, что где-то год назад, когда `Лукойлу` был предъявлен иск налоговой службой по поводу неправомерной оптимизации по так называемой байконурской схеме, когда оффшор в Байконуре использовался для снижения налогов, то `Лукойл` добровольно вернул соответствующую разницу в бюджет, вопрос был закрыт. Коль скоро другие компании добровольно так не поступали, то сначала возникло дело ЮКОСа и конкретных акционеров, дело Шахновского, который оптимизировал налоги по схеме `предприниматели без образования юридического лица`. Сейчас `Сибнефть`, возможно, и по другим крупным плательщикам налогов, которые не доплачивали, увлекаясь этой оптимизацией, будут предприняты соответствующие действия, и тогда с политической точки зрения будет доказано, что избирательного применения права нет, все равны перед законом.
О. БЫЧКОВА - Это мы посмотрим, сейчас у нас краткий выпуск новостей на `Эхе`, затем продолжение разговора с Александром Шохиным, председателем наблюдательного совета компании `Ренессанс капитал`.
НОВОСТИ
О. БЫЧКОВА - Александр Шохин, председатель наблюдательного совета компании `Ренессанс капитал`, возвращаемся в наш прямой эфир, мы обсуждаем последние события в области экономики и политики, а это уже почти одно и то же, когда речь идет об отставке правительства и назначения нового кабинета, нового премьер-министра. Довольно странно, на самом деле, обсуждать эту ситуацию вокруг формирования кабинета по очень разрозненной официальной информации. Но, тем не менее, о том, что будет, известно сейчас не очень много достоверно. Известно, что премьер-министром предложен Михаил Фрадков, известно, что первым вице-премьером предложен Александр Жуков. Что еще известно?
А. ШОХИН - Известно то, что фракция `ЕР` настаивает на нескольких кандидатах в состав правительства, либо членов партий, таких, как Сергей Шойгу или Алексей Гордеев, либо на депутатах, которые обладают профессиональным и политическим опытом.
О. БЫЧКОВА - Из не очень большого интервью господина Фрадкова стало известно также, что будет меняться структура кабинета, будут укрупняться министерства и т.д. Тоже не вполне понятно, но тоже уже судить можно, наверное?
А. ШОХИН - Судить можно, в частности, я считаю, что даже первые кадровые намеки Михаила Фрадкова и его короткие интервью о структуре правительства позволяют, на самом деле, делать далеко идущие выводы. В частности, экономическая политика будет продолжаться. Более того, Александр Жуков, который явно претендует на роль экономического царя в этом кабинете, будет проводить, на мой взгляд, более энергично эту линию, поскольку у него колоссальный опыт в ГД, с 93 г. он там работает, причем 7 лет как председатель бюджетного комитета отработал, поэтому проводить в Думе наработки правительства ему будет достаточно легко. Это первое. Второе, ясно, что с точки зрения административной реформы это правительство продвинется очень серьезно. Если бы Александр Жуков, если это не оговорка была, первым вице-премьером, и административная реформа все-таки будет как-то не только заявлена, но и запущена этим правительством, то очевидно, что вторым вице-премьером и, наверное, последним вице-премьером будет человек, который будет заниматься административной реформой и возьмет на себя всю ответственность за структурирование органов власти в ближайшие месяцы, в 2004 г. в целом.
О. БЫЧКОВА - Почему вы считаете, что административная реформа должна резко продвинуться при этом правительстве? Уже не один год идут эти разговоры, реформы разрабатываются, называется колоссальные цифры того, сколько лишних структур и лишних функций сейчас у государства и у органов исполнительной власти, откуда такой оптимизм?
А. ШОХИН - Я исхожу из того, что административная реформа, необходимость ее ускорения была одной из мотиваций смены кабинета, о которой говорил Владимир Путин, во-первых. Во-вторых, это одна из реформ, ее отсутствие реально тормозит экономический рост и будет тормозить экономический рост. Кроме того, это одна из тех реформ, где можно показать результаты, если иметь в виду и освобождение государства от избыточных функций государственного регулирования, бизнеса в частности, если показать новую оптимальную структуру правительства и если ввести на госслужбе новые модели, в частности, электронные стандарты, электронные карты, в введение чиновников и ведомств, реально изменить систему найма работников, перевести чиновников на срочные контракты и т.д. Это все можно сделать достаточно быстро, по крайней мере, первый этап, тут ограничение во многом связано с финансированием, первый этап можно показать уже в этом году. Я думаю, что вторым вице-премьером должен быть действительно человек, который знает административную реформу, что называется, не понаслышке. Либо это Игорь Шувалов, либо Борис Алешин, либо любой высокопоставленный чиновник, который является идеологом и разработчиком реформ.
О. БЫЧКОВА - Александр Николаевич, вы меня извините, но вы говорите сейчас как бы о тех пожеланиях, которые высказываются и представителями бизнеса, и представителями власти тоже, представителями общественности уже достаточно давно. Но все-таки каковы признаки того, что эти пожелания реализуются во что-то материальное?
А. ШОХИН - Сейчас можно лишь предполагать и строить гипотезы, но мне кажется, что все-таки мы должны ориентироваться на некие догадки относительно поведения президента, прежде всего.
О. БЫЧКОВА - Это так сложно.
А. ШОХИН - У меня такое впечатление, что президент для того и затеял довольно неожиданную смену кабинета, чтобы не просто, условно говоря, дать возможность кому-то выиграть на тотализаторе, кто стане премьером, в том числе и `Эхо Москвы` сэкономило большие деньги, не направив призы победителям.
О. БЫЧКОВА - Никто не догадался, да.
А. ШОХИН - Не думаю, что эту цель преследовал президент Путин. Речь идет, действительно, об обновлении и команды, и об обновлении политики. Судя даже по первым этим назначениям, еще реально не сделанным, но нет оснований сомневаться в том, что они будут сделаны, вектор идет именно в эту сторону, в сторону более энергичного продвижения экономических реформ, более энергичного продвижения административной реформы. Я думаю, что эти два параметра - это то, с чем можно идти президенту на выборы, я думаю, за неделю ясность наступит, в том числе и по структуре кабинета, в том числе по оставшимся назначениям. У меня, например, это моя собственная догадка, мне кажется, что на ключевых экономических постах останутся Алексей Кудрин, министр финансов, Герман Греф, министр экономики, ряд других влиятельных членов кабинета, может быть, понизив свой статус вице-премьерский до министерского, тем не менее, останутся влиятельными фигурами в проведении соответствующей политики, поскольку сама логика административной реформы, о чем, кстати, Михаил Фрадков уже намекнул, выступая в ГД, связана с повышением статуса министерств. Вице-премьер - это не начальник, это не промежуточный уровень управления, это, скорее, координатор соответствующей деятельности. В этом смысле тот факт, что Алексей Кудрин станет простым министром финансов, а Герман Греф останется простым министром экономического развития и торговли, на самом деле, не понизит их статус, а, наоборот, с учетом того, что новые функции будут передаваться этим ведомствам, в частности, Минфину, скорей всего, будет передана налоговая функция, может быть, таможенная функция и т.д. Эти ныне самостоятельные ведомства станут службами или департаментами Минфина, в этом смысле сфера влияния министра расширится и будет равна сфере влияния вице-премьера, курировавшего в прошлом в правительстве финансовый блок. В этом смысле такая композиция правительства и персональный состав, который можно уже заявить на следующей неделе, буквально накануне выборов, это будет, видимо, если не окончательным сигналом, то более внятным, нежели мы можем услышать и увидеть сейчас.
О. БЫЧКОВА - Т.е. вы считаете, что к моменту голосования, к выборам 14-го числа, уже основные предложения будут сделаны?
А. ШОХИН - Мне хотелось бы, чтобы это было так, поскольку это было бы как минимум уважительно по отношению к электорату, который готов, в том числе, голосовать за Владимира Путина или даже для тех, кто в некоторой растерянности находится, пытаясь понять, куда же повернется стрелка и чаша весов. Я думаю, что президенту, в принципе, не нужно собирать голоса электората, он побеждает в первом туре с большим запасом и без этого. Но есть такое ощущение, что у него есть внутренняя потребность объясниться с избирателями, дать им более четкий сигнал, благодаря которому, вполне возможно, получит максимальную цифру своей поддержки на выборах.
О. БЫЧКОВА - По крайней мере, в таком случае вся эта затея со сменой правительства будет иметь какую-то логику.
А. ШОХИН - Мне кажется, что Владимиру Путину не хотелось бы, чтобы даже оппозиционно настроенные политики продолжали его сравнивать с Ельциным, употребляя такие термины, как рокировка, загогулина и т.д., ему надо показать логику поведения. Логика, на мой взгляд, выражается именно в тех вещах, о которых я говорил, в активизации административной реформы, в получении результата уже в ближайшее время, в более активной и деятельной политике по продвижению экономических реформ.
О. БЫЧКОВА - Слушатели присылают свои суждения и вопросы на наш эфирный пейджер. Мне нравятся вопросы от слушателей, вроде бы простые, на первый взгляд, на самом деле, совершенно в точку, как от Ивана Петровича.
А. ШОХИН - Рыбкина?
О. БЫЧКОВА - Нет, `Рыбкин` не написано, вопрос хороший, Иван Петрович просит объяснить, что такое технический премьер, каким он должен быть на самом деле?
А. ШОХИН - Российская конституция делает не очень определенными взаимоотношениями между президентом и премьером. С одной стороны, председатель правительства - глава исполнительной власти, по конституции, а президент - глава государства. Но у нас часто государство и исполнительная власть отождествляются. В принципе, есть две более четких модели распределения власти. Это американская модель, где президент возглавляет правительство и должности премьера нет, а вице-президент исполняет отдельные поручения, как председательствование в Сенате, например. И континентальная европейская модель, островная тоже, я имею в виду Великобританию, где правительство формируется парламентом, роль главы государства номинальная, типа английской королевы или президента-карандаша, как называют немцы своего президента, карандаша в том смысле, что он подписывает все указы, которые готовит правительство. Я думаю, что нам придется рано или поздно выбирать одну из этих моделей. Когда говорят о техническом премьере, то, скорей всего, имеют в виду американскую модель, где президент берет фактически на себя функцию главы правительства. Но коль скоро конституция требует, чтобы глава правительства был, это не самостоятельная политическая фигура, которая на этот пост выдвигается парламентским большинством или в результате некоего компромисса между политическими силами. Давайте вспомним Примакова, например, это фактически его парламентское большинство выдвинуло в 98 г., когда Борису Ельцину не удалось провести своего кандидата Виктора Черномырдина. Так вот, технический премьер, если говорить о политической конструкции назначения его, это тот премьер, который действительно является старшим сотрудником президента, вице-президентом, но не в политическом смысле этого слова, а в том, что он как бы в тени президента стоит. Я думаю, что это, прежде всего. И второй аспект, о котором, кстати, сказал сам Михаил Фрадков, это технократичность кабинета, т.е. во главе кабинета стоит человек, который знает не только, что надо делать, получая соответствующие указания от президента, но и как делать.
О. БЫЧКОВА - Он занимается организационной работой?
А. ШОХИН - Фактически это технократ-технолог по проведению идей, которые формулирует президент, в жизнь. В этом смысле технический премьер - это шаг к американской модели, насколько я понимаю, т.е. премьер без политической амбиции, не персональный, а политические амбиции институциональны, он не претендует на то, чтобы должность премьера была ключевой политической конструкцией. А такое у нас было, достаточно сказать, в последнее время премьерство Черномырдина, когда он стал самостоятельной политической фигурой, уже на выборы готов был идти вроде бы, по крайней мере, внутренний голос ему об этом говорил, тот же Примаков. Даже до того, как Владимир Путин стал преемником на должность главы правительства, его предшественник Сергей Степашин многими рассматривался как политический пример в том смысле, что он преемник. Здесь надо иметь в виду еще и это обстоятельство, Михаил Фрадков не заявляется сейчас ни президентом, ни сам он не дает понять о том, что он имеет политические амбиции после 2008 г. В этом смысле он тоже технический премьер. Поэтому тут много разных аспектов, но я думаю, что самое главное для Михаила Фрадкова в ближайшие, как минимум, два года показать результаты. Если, тем более, ему не будет везти так, как везло Михаилу Касьянову с ценами на нефть, например, с конъюнктурой на сырьевые товары, ему придется работать, действительно, засучив рукава. А если эти 2-3 года пройдут таким образом, что результаты будут, невзирая на ухудшение конъюнктуры, там всякое возможно. Там возможны, в том числе, перемещения на площадку политического премьера.
О. БЫЧКОВА - Александр Шохин, председатель наблюдательного совета компании `Ренессанс капитал`, был в нашем прямом эфире.http://nvolgatrade.ru/

Док. 199552
Опублик.: 04.03.04
Число обращений: 618

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``