В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Яков УРИНСОН: Стоит снизить затраты РАО, регулирующие органы сразу же срежут тариф ровно на эту величину Назад
Яков УРИНСОН: Стоит снизить затраты РАО, регулирующие органы сразу же срежут тариф ровно на эту величину
Правительство только что установило предельные планки роста тарифов на услуги естественных монополий в 2004 году. Но вслед за разработкой финансового плана и среднесрочной программы экономического развития, которые правительство теперь принимает на три года, министры обдумывают и возможность установления предельных планок тарифов на такой же срок. Для РАО `ЕЭС России` была установлена крайне низкая планка роста тарифов на 2004 год - 13%. Как руководство энергетического монополиста собирается работать до тех пор, пока цены на электроэнергию не будет устанавливать рынок, корреспонденту `Финансовых Известий` рассказал заместитель председателя правления РАО Яков УРИНСОН.

- В соответствии с поручением правительства ФЭК установила дифференцированные планки роста тарифов по регионам. Обосновано ли это, на ваш взгляд, экономически?

- Идея дифференцированного подхода к принятию верхней планки роста тарифов по регионам в принципе вполне здравая. Средний рост энерготарифов на 13% не может устраивать все регионы, ведь слишком отличаются стартовые условия. В последние годы в одних регионах энерготарифы устанавливались на экономически обоснованном уровне, в других - искусственно сдерживались, а потому там накопилась значительная кредиторская задолженность. Многое зависит и от структуры производственных мощностей. В одних регионах высока доля дешевой гидрогенерации, в других преобладают тепловые электростанции. Опять же, тепловая энергетика Европейской части России ориентирована на газ, а Сибири и Дальнего Востока - на уголь, что требует дополнительных расходов.

Однако задача `вписаться` в эти пресловутые проценты весьма непроста. Я могу сказать, что при установленных `планках` тарифов энергокомпании РАО в 2004 году смогут выйти на безубыточный уровень, только если реализуют целый комплекс сложных по исполнению мероприятий. Вместе с тем есть ряд энергосистем, например `Каббалкэнерго`, `Кубаньэнерго`, `Челябэнерго`, `Магаданэнерго`, `Рязаньэнерго` и `Кузбассэнерго`, устойчивость экономики которых при заданных тарифных ограничениях вызывает у нас серьезные опасения.

- Что предпримет руководство РАО для того, чтобы энергохолдинг не понес слишком серьезных потерь в связи с установлением планки роста тарифов на уровне 13%?

- Прежде всего будем экономить на издержках. Во всех дочерних энергосистемах РАО с 2001 года идет реализация программ управления издержками. Они предусматривают конкретные меры по оптимизации загрузки генерирующих мощностей, снижению затрат на топливо, сокращению потерь электроэнергии и тепла. В рамках борьбы с ростом затрат наши `дочки` переходят от планово-предупредительных ремонтов к ремонтам по диагностике, проводят различные организационно-экономические мероприятия, направленные на совершенствование системы управления, мотивацию персонала. В результате за 2001-2002 годы в целом по холдингу удалось сократить затраты на 24.4 млрд. рублей. Это эквивалентно снижению энерготарифа на 2 коп. за 1 кВт-ч, то есть на 4.2% среднего тарифа 2001 года. В 2003 году ожидаемая экономия составит около 17.6 млрд. рублей.

Что же касается проблемных энергокомпаний, скорее всего потребуются дополнительные меры, такие, как оптимизация численности работников, сокращение инвестиционных программ, ускоренное освобождение от непрофильных активов.

Вместе с тем мы хорошо понимаем, что все наши административные усилия ставят генеральных директоров региональных энергокомпаний и электростанций в весьма противоречивую позицию. Все они на своем опыте много раз убеждались: стоит им в этом году снизить затраты, в следующем году регулирующие органы срежут тариф ровно на эту же величину или даже больше: `Ах, ты научился экономить? Ну тогда экономь и дальше`. И это, как показал весь опыт еще советской экономики, неизбежное, неотвратимое зло затратного ценообразования.

- Предлагало ли РАО `ЕЭС России` правительству установить планку роста тарифов на более высоком уровне? Если да, то насколько?

- Наши первоначальные предложения выводили рост предельных тарифов в 2004 году на уровень примерно 20%. После горячих дискуссий в ФЭК, в Минэкономразвития, на совещаниях в правительстве у топливного вице-премьера Виктора Христенко этот рост был сначала снижен до 16%, а после выхода в свет послания президента - еще больше. По законодательству последнее слово остается за регулирующим органом. Федеральная энергетическая комиссия сказала: 13%.

- Каков взгляд РАО на тарифную политику государства в энергетической отрасли в целом?

- Сегодня большинство российских предприятий живет в условиях рыночного ценообразования. Энергосистемы как регулируемые компании лишены возможности такого маневра. Цены им на год вперед устанавливает ФЭК или РЭК на основе уже упомянутого затратного принципа со всеми вытекающими из этого последствиями.

Поэтому РАО внесло в правительство предложение, суть которого в том, чтобы перейти от регулирования энерготарифов только на ближайший год по затратному принципу к установлению пределов их изменения на весь переходный период в зависимости от прогнозируемой инфляции. Под переходным я имею в виду период с 2004 по 2006 год, когда в соответствии с распоряжением правительства будет выполняться план мероприятий по реформированию электроэнергетики. А дальше, надеюсь, и в нашей отрасли заработают рыночные механизмы, а значит, и энерготарифы приблизятся к равновесным.

- Как это скажется на тарифах?

- Для гарантированного сохранения в тарифах энергосистем экономии на издержках необходимо устанавливать не только максимальные, но и минимальные предельные уровни тарифов. Определять минимальные предельные уровни тарифов можно исходя из прогнозируемых темпов инфляции и роста регулируемых цен на газ, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития на 2004-2006 годы.

В переданных нами в ФЭК и Минэкономразвития предложениях предусматривается, что после выравнивания стартовых условий в 2004 году к новым условиям тарифного регулирования можно будет установить тарифы в 2005 году на уровне не выше 8.5%, а в 2006 году - не выше 7.5% в среднем по России, то есть не выше темпов инфляции по прогнозу правительства на эти годы.

Переход от ежегодного регулирования тарифов к установлению их предельной динамики на трехлетнюю перспективу будет означать отказ от изжившего себя еще в советское время затратного принципа тарифообразования и решительный шаг в сторону рыночных механизмов, которые сегодня господствуют в экономике. Кроме того, такой подход избавит правительство, министерства и ведомства от огромного объема работы по проверке калькуляций затрат и финансовых планов энергокомпаний, споров по отдельным их статьям, мучительных и длительных бюрократических процедур их согласования. Он позволит и потребителям энергии правильно выстроить свою бизнес-политику.

02.09.2003

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-629450http://nvolgatrade.ru/

Док. 199530
Перв. публик.: 03.03.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 491

  • Уринсон Яков Моисеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``