В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Член правления ФЭК Павел ГОРКИН: Население должно полностью начать платить за электроэнергию через два года Назад
Член правления ФЭК Павел ГОРКИН: Население должно полностью начать платить за электроэнергию через два года
Цены на тарифы и услуги монополистов будут постепенно расти. Но повышение будет плавным: экономика должна успеть адаптироваться к новым условиям. О системе формирования тарифов монополистов рассказал начальник управления экономического анализа и ценовой политики, член правления Федеральной энергетической комиссии Павел ГОРКИН.

- Размер предельных тарифов на электроэнергию оказался ниже уровня, которое правительство определило в июне. Но тарифы на газ и железнодорожные перевозки остались неизменными. Чем это объясняется?

- 20% - это экономически обоснованное повышение цен на газ, которое может выдержать экономика. Цены на газ на внутреннем рынке занижены, и они едва обеспечивают рентабельность продаж. Это аномальная ситуация. В течение ближайших лет цены выйдут на уровень, который будет и обеспечивать расширенное воспроизводство газовой отрасли, и побуждать потребителей к эффективному потреблению топлива. Газ в стране используется крайне неэффективно как раз из-за того, что он крайне дешев. Одна только энергетика пережигает 25 млрд. кубометров газа в год. Поэтому повышение цены на газ не какая-нибудь антинародная акция, а четко выверенная государственная политика.

- Если газ используется крайне неэффективно, почему не повысить на более значительный уровень, тогда и эффект был бы больше?

- Сильно поднять цены на газ мы тоже не можем - экономика не выдержит. Уровень энергоемкости в России очень высокий - в три раза выше, чем в развитых странах. Поэтому повышение цен на энергоносители более чем на 20% может вызвать резкое увеличение затрат, что обернется резким ухудшением финансового состояния предприятий, а в конечном итоге и снижением ВВП.

- Но в `Газпроме` говорят, что только при повышении тарифов на 28% компании удалось бы выйти на уровень безубыточности. При 20% это невозможно.

- У `Газпрома`, как у любой естественной монополии, есть загашники, с помощью которых они могут поджаться. Надо учитывать и то, что, хотя `Газпром` львиную долю газа продает на внутреннем рынке, на внешний рынок идет не больше 40%. Но в стоимостном объеме примерно 80-90% доходов монополист получает за счет экспорта. Так что на внутренний рынок приходятся основные затраты, а уже их покрытие осуществляется за счет экспортной выручки.

- Значит, повышение внутренних цен вообще не столь важно для `Газпрома`.

- Целиком полагаться на внешний рынок тоже не стоит. Представим, что повторится сценарий, который мы уже переживали, когда цены на нефть падали до $10-12. Значит, цены на газ тоже сильно упадут. А если цены на внешнем рынке снизятся, за счет чего `Газпром` будет развиваться?

- Почему все же правительство изначально ориентировалось на 16% роста цен на электроэнергию, а в итоге был утвержден уровень в 13.1%, хотя основное сырье для энергетиков - газ будет дорожать более быстрыми темпами?

- Не вся энергетика полностью завязана на газ. Если оценивать по количественному параметру, в топливном балансе в Европейской части страны 80% составляет газ. Но в стоимостном выражении он занимает гораздо меньшую долю. Поэтому повышение цен на газ на 20% вызовет рост в тарифах на электроэнергию всего на 2.8%. И кстати, ни во всех АО-энерго вообще есть газ: вся Сибирь, Дальний Восток работают на другом топливе. Газ не везде оказывается критичным ресурсом. Рост всех остальных федеральных факторов - тарифов с ФОРЭМом, платы за услуги оптового рынка в сумме - дает повышение на 6.1%. Вот на такой уровень мы бы и должны были повысить тарифы на электроэнергию, не будь инфляции. К тому же только 50% затрат на электроэнергию в АО-энерго составляют факторы, которые не являются федеральными: они имеют региональную природу. Вот эти 50% факторов мы проиндексировали на темп инфляции и получили, что они должны вырасти на 5%. Плюс 6.1%. Получается 11.1% - вот это экономически обоснованное повышение тарифов на электроэнергию. Но когда мы провели консультации с РЭК, выяснилось, что в регионах еще `висит` кредиторская задолженность, а где-то давно не повышали тарифы. То есть выплыл набор эксклюзивностей, в результате которых следовало бы повысить их в среднем на 13.1%.

- Один из проектов постановления правительства, подготавливаемый МЭРТом, предполагает отмену одного из пунктов постановления 793 - изменение принципов функционирования оптового рынка и сокращение полномочий ФЭК по выводу компаний на ФОРЭМ. Как вы это прокомментируете?

- Постановление 793 состоит из двух частей: из собственно постановления и приложения. В проекте МЭРТа речь идет о отмене третьего пункта приложения. Таким образом, полномочия ФЭК не сокращаются.

- Почему предельные тарифы для населения вырастут сильнее, чем для промышленности, - на 16%? Электроэнергия для населения стоит дороже?

- Затраты на передачу электроэнергии населению значительно выше, чем промышленным потребителям. Не только население, но и все потребители, которые получают электроэнергию на низком напряжении, - ЖКХ, бюджетники - обходятся энергетикам дороже. Содержание низковольтных сетей - дорогое удовольствие. Кроме того, мы пытаемся уйти от перекрестного субсидировавания.

- А сколько население в идеале должно платить, чтобы покрывались все затраты и не было перекрестного субсидирования?

- В Москве 1.8 рубля за кВт ч. Сейчас платят 1 рубль. Но на проблему можно посмотреть и с другой стороны: почему мы всех записываем в группу малоимущих. Уже сейчас есть те, кто может платить больше. Для таких групп мы готовы были бы устанавливать двуставочные тарифы. Посмотрите, сколько потребляет коттедж с полным набором электроприборов - как маленький заводик. Для таких потребителей необходимо установить экономически обоснованный тариф. Мы считаем, что тот, кто может платить, должен платить уже сейчас.

- Как можно поделить население на богатых и бедных и определить, кто сколько должен платить?

- Можно, конечно, проверять доходы, но это бессмысленно. Любой богатый найдет массу способов доказать, что он бедный. Но вот спрятать свое энергопотребление никто никак не сможет. Так что надо оценивать уровень жизни по уровню энергопотребления - по счетчикам. Есть категории, которые никогда не смогут платить даже экономически обоснованный тариф, и это надо учитывать. А самая большая категория граждан, которая подпадает под перекрестное субсидирование, это люди среднего достатка. И этих людей надо вывести из-под перекрестного субсидирования на обоснованный тариф. Это самая главная задача.

- За какое время это можно сделать?

- Необходимо это сделать в течение как минимум двух лет, потому что создать конкурентный рынок в электроэнергетике без прекращения практики перекрестного субсидирования невозможно. Сейчас нагрузку перекрестного субсидирования несут потенциальные участники конкурентного рынка - крупные и средние предприятия. Как только они выйдут на оптовый рынок, они сбросят с себя эту нагрузку, и с этого момента население должно начать полностью за себя платить.

04.09.2003

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-631849http://nvolgatrade.ru/

Док. 199529
Перв. публик.: 03.03.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 28


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``