В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей ГОРДЕЕВ: Если наш прогноз подтвердится, мы сможем экспортировать около 5 млн. тонн зерна Назад
Алексей ГОРДЕЕВ: Если наш прогноз подтвердится, мы сможем экспортировать около 5 млн. тонн зерна
Урожай зерновых в этом году будет не слишком велик. Аналитики предсказывают, что Россия соберет 62 млн. тонн зерна. Сегодняшний прогноз вице-премьера и министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, который он высказал в интервью корреспонденту `Финансовых Известий`, гораздо выше - 70 млн. тонн.

- Аналитики говорят, что зерна в стране мало, урожай будет низким, тем не менее Россия помогает поставками зерновых соседним странам. Украина, например, попросила у нас до 1 млн. тонн зерна, и мы сразу же отправили туда первую партию в 166 тыс. тонн. Украина получит все, что попросила?

- Пока идет уборка урожая, и от ее результатов будет зависеть точный ответ. На сегодня есть прогноз, что мы соберем около 70 млн. тонн. В случае если этот прогноз подтвердится, мы сможем экспортировать около 5 млн. тонн зерна. И решим, сколько сможем отправить на Украину. Этот вопрос мы сможем начать обсуждать в третьей декаде сентября, когда будут известны предварительные итоги уборки. К нам поступили заявки от Республики Молдовы, Армении. Но мы всем говорим, что сначала нам надо убрать урожай.

- Из-за низкого урожая резко выросли цены на зерно, в ряде районов они доходят до 4100 рублей за тонну пшеницы 3-го класса. Будет ли государство влиять на ценовой процесс, проводить в этом году товарные интервенции?

- Товарные интервенции - это вопрос наличия ресурсов в стране и реально складывающейся цены. При условии, что будет собрано 70 млн. тонн зерна, никаких товарных интервенций проводить не придется. Но ведь всякое может случиться. Например, в сентябре может выпасть снег. Форс-мажорные обстоятельства могут резко изменить сценарий развития событий. Но опять же, повторяю, если прогнозы сбудутся, то товарные интервенции будут ни к чему.

- Многие аналитики говорят, что в этом году России придется большими объемами импортировать зерно из соседнего Казахстана. Насколько возможно такое развитие событий?

- Мы никогда не ставили задачу закрывать импорт зерна из Казахстана. Оно все время учитывалось в зерновом балансе. И даже в прошлом, удачном, году Казахстан поставлял нам зерно. Прежде всего в приграничные регионы. Надо еще понимать, что Казахстан имеет очень сложные транспортные схемы, то есть у него нет выхода к морю. И в этом плане интеграция определена логистикой. У нас не стояло задачи в прошлом году закрыться от поставок зерна из Казахстана. Нет ее и в этом году.

- Низкий урожай и высокие цены на зерно создают проблемы в животноводстве. Сейчас многие хозяйства жалуются на то, что у них не хватает средств на корма.

- Высокая стоимость кормов может резко снизить рентабельность производства мяса и молока. Сейчас мы эту ситуацию анализируем. Я дал поручения соответствующим департаментам разобраться во всем процессе ценообразования, как в конечном итоге будет складываться себестоимость и рентабельность каждого вида животноводческой продукции.

- Если Минсельхоз придет к выводу, что низкая рентабельность в животноводстве получается из-за сверхприбылей в других сегментах, то какие шаги будет предпринимать государство? Будут ли предусмотрены какие-либо дотации?

- У нас нет таких возможностей - дотировать напрямую животноводство. Да и стратегии такой нет. Думаю, что мы должны найти способ, как на добровольной основе регулировать ценовые пропорции. Нужно посмотреть, где несправедливо распределяется прибыль среди партнеров, где есть резервы для того, чтобы каждый из них имел эффективное производство.

- Но вы же ведь не можете заставить компании держать определенный уровень наценки.

- Нужно будет давать определенные рекомендации регионам - чтобы они на местах рассматривали ценовые отношения. Во-вторых, при разработке законопроекта `О развитии сельского хозяйства` речь шла о ценовых пропорциях. Элементы такого регулирования в нем будут заложены как возможные варианты государственной политики. Это делается в Канаде, во Франции, в других государствах. Закон разрабатывается, к концу года мы планируем вынести его на рассмотрение.

- А будут ли меняться уже существующие законодательства в области регулирования АПК? В частности, сейчас в мясной отрасли идет бурное обсуждение, каким будет механизм квотирования мяса в следующем году. Особенно волнуются поставщики куриного мяса - будет ли меняться страновой принцип распределения квот, который уже привел к росту цен на этот вид мяса?

- По куриному мясу есть большие колебания в цене, это так. Но мы не вышли еще на тот ценовой уровень, который был 3-4 года назад. А страновой принцип по мясу птицы мы планируем сохранить на следующий год. Честно говоря, я не знаю, что именно импортеров беспокоит. Может быть, их тревожит то, что американские производители и экспортеры `подтянули` вверх свои цены. Ну и что ж? Я считаю, с учетом наращивания собственного производства мяса птицы высокие цены на импортную продукцию - это хорошо. Мы же понимали, что к нам идет мясо по демпинговым ценам. Отсюда и проблема появилась - нестабильность в отечественном птицепроме.

- То есть государство своей цели достигло - местных производителей защитило?

- Частично - да. Мы же видим, что опережающими темпами идет рост именно в производстве мяса птицы. За 7 месяцев этого года по мясной отрасли рост 6%. А производство мяса птицы увеличилось примерно на 8%.

- Считается, что каждый раунд переговоров о вступлении России в ВТО заметно снижает объем финансовой поддержки российского сельского хозяйства.

- Нет, не совсем так. Мы сегодня говорим об объеме поддержки так называемой желтой корзины, то есть о тех средствах, которые напрямую направляются в сельское хозяйство. Поддержка, которую мы заявили, превышает действующую сегодня примерно в 6-7 раз. Мы не ограничены по поддержке сельского хозяйства в рамках `зеленой корзины`, то есть непрямой поддержки, например, такой, как кредитование, участие в инвестиционном процессе, создание социальной инфраструктуры. И у нас есть колоссальный резерв. Есть проблема, и она очень чувствительна, в переговорном процессе она связана с таможенно-тарифным регулированием. Но это вопрос переговоров.

- В бюджете следующего года сколько запланировано средств на сельское хозяйство?

- Около 31 млрд. рублей. В новом году объемы финансирования намечаются больше текущих. Например, мы планируем направить на лизинг около 2 млрд. рублей. И это важно, потому что техническое состояние села сейчас находится на низком уровне, да и необходимо ликвидировать стагнацию в сельхозмашиностроении. Сегодняшний объем финансирования лизинга мало что решает. Для эффекта необходимо ежегодно направлять на эти цели 5-6 млрд. рублей. Это стимулирует производство техники и поддержит покупательную способность селян. Скажем, через 5-6 лет, вливая такие суммы в лизинг, мы могли бы добиться того, что у нас реинвестиции за счет возврата средств тоже составляли бы около 5-6 млрд. рублей.

05.09.2003

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-632720http://nvolgatrade.ru/

Док. 199528
Перв. публик.: 03.03.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 733

  • Гордеев Алексей Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``