В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей МЕЩЕРЯКОВ: `Мы кричали на каждом углу: `У нас кругом мафия`. Теперь страдаем` Назад
Сергей МЕЩЕРЯКОВ: `Мы кричали на каждом углу: `У нас кругом мафия`. Теперь страдаем`

Сергей МЕЩЕРЯКОВ: `Мы кричали на каждом углу: `У нас кругом мафия`. Теперь страдаем`Почти три месяца прошло с тех пор, как в России прекратила свое существование налоговая полиция, а ее функции были переданы в МВД - Главному управлению по налоговым преступлениям. Возглавил новую структуру Сергей МЕЩЕРЯКОВ, ранее руководивший управлением ФСНП Московской области. Первое интервью в новом качестве главный налоговый милиционер дал корреспонденту `Известий` Юрию СПИРИНУ.

- Честно говоря, многие так и не поняли, зачем нужно было ликвидировать налоговую полицию и создавать налоговую милицию. В чем, на ваш взгляд, была причина подобного решения?

- Практика показала, что в большинстве случаев налоговые преступления сопряжены с другими экономическими правонарушениями, и наоборот. Три года назад законодатель дал налоговой полиции широкие права по расследованию экономических правонарушений, в результате чего наступила такая правовая ситуация, когда по 70 процентам составов экономических преступлений была определена двойная подследственность - МВД и ФСНП. Причем в более выгодном положении зачастую находилась налоговая полиция, имевшая возможность комплексного подхода. Однако налоговой полиции в последнее время было очень непросто противодействовать преступлениям, носящим межрегиональный и международный характер. Возникла необходимость бороться с ними с помощью более мощного и политически устойчивого органа, нежели ФСНП. Выбор был небольшой. Прокуратура - это в первую очередь надзорный орган, ФСБ - спецслужба, которая выполняет специфические функции. Остается Министерство внутренних дел. Руководство страны приняло непростое решение - соединить две эти линии, экономическую и налоговую, в новом подразделении - Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. В результате появился орган, который может в комплексе работать по таким преступлениям, как криминальные банкротства, отмывание `грязных` денег, хищения, налоговые преступления, коррупция. Причем реально проиграли силы, которые заинтересованы в раздробленности усилий государства. А у них есть свои конкретные материальные цели. Я считаю такое решение абсолютно правильным. МВД - это правоохранительный тяжеловес в системе борьбы с преступностью. В качестве подразделения МВД становление новой службы произойдет намного быстрее, чем в любом другом формате. К тому же немаловажен и тот факт, что была решена двойная задача - одновременно на готовой материальной базе ФСНП создан Госкомитет по контролю за оборотом наркотиков.

- Не боитесь ли вы, что `тяжеловесность` МВД станет обременительной для вашей службы - в силу уже сложившейся своей косности и инертности?

- Любая система в какой-то степени инертна. Даже налоговая полиция, которой исполнилось только 11 лет. Принципы работы всех российских правоохранительных структур одинаковы, так как основаны на едином законодательстве - законе об оперативно-розыскной деятельности, УК и УПК. В то же время при реорганизации у нас появилась возможность не повторять старых ошибок. Скажем, в ФСНП была выстроена работа по международно-правовому обеспечению. Но, к сожалению, в последнее время она сводилась к заключению договоров, в то время как нам была необходима оперативная информация, помогающая выявлять преступления. Частично это произошло по вине организационных неувязок, штатных изменений. Теперь подобный отдел мы создали в структуре нашего главка. С учетом того, что в МВД есть мощное управление международного сотрудничества, оно будет обеспечивать договорную составляющую, а наша задача - используя их возможности, наладить оперативно-информационную работу с коллегами из других стран.

- Еще за несколько месяцев до ликвидации ФСНП многие бизнесмены стали игнорировать ее существование - наверняка образовался некий провал в работе. Расскажите, как сейчас обстоят дела, как прошла процедура передачи уголовных дел из ФСНП в МВД?

- Наверное, будет неправдой, если скажу, что в последнее полугодие все у нас в этой части было хорошо. Потеря государством позиций в борьбе с налоговыми преступлениями имеет место. При этом выводы ряда экспертов от экономики и права о том, что упразднение органов налоговой полиции не повлияло на собираемость налогов и сборов, принимать на государственном уровне не совсем правильно. Аналогичные структуры существуют во всех развитых странах, и не суть, как они называются. Важно другое - что качество работы указанных органов не следует определять только по сумме дополнительно привлеченных и возвращенных доходов в бюджет, основным критерием оценки должна служить неотвратимость наказания для правонарушителей. Сейчас мы делаем все возможное, чтобы наладить работу. Основные потери произошли в мае-июне, когда в спешном порядке прекращались, приостанавливались уголовные и оперативные дела. Однако на сегодняшний день большая часть уголовных и оперативных материалов уже передана в органы внутренних дел, по ним развернута соответствующая работа. Естественно, необходим определенный период, чтобы новые сотрудники адаптировать в системе МВД - получили кабинеты, оргтехнику, удостоверения, допуска. Но уверен, что уже в ближайшее время мы наверстаем упущенное при реорганизации. В системе МВД мы получили возможность работать гораздо оперативнее. Простой пример: раньше ответ на запрос из ФСНП в Главный информационный центр МВД приходил через несколько дней. Сегодня это делается в течение дня, а вскоре, после получения прямого доступа к информационным массивам, время будет исчисляться минутами. Еще одно немаловажное обстоятельство - теперь ГУНП и ГУБЭП работают в составе единой службы, ушла в прошлое нездоровая ведомственная конкуренция. Необходимо отметить, что руководство МВД оказывает нам колоссальную поддержку. Министр регулярно проводит совещания, вникая во все наши проблемы и вопросы. Подобное внимание обязывает ко многому, заставляет всегда держать спину прямо.

- Очевидно, что эффективность борьбы с налоговыми правонарушениями упирается в законодательство. Какие необходимы изменения, чтобы ее повысить?

- Анализируя общий массив налоговых преступлений, можно выявить такую тенденцию: сегодня 20% налоговых преступлений наносят бюджету до 80% ущерба. Поэтому я сторонник такой идеи: особое внимание уделять тем случаям, когда идут на укрытие значительных сумм криминальным путем. Необходимо определить величину этой суммы и установить очень высокую планку ответственности за подобные нарушения. Чтобы человек понимал, что если он умышленно не уплатил, к примеру, 30 млн. рублей, то получит за это реальный и большой срок. Если сумма меньше, тогда и наказание другое. Действующая система измерения ущерба в МРОТ, а также конструкции известных статей УК устарели. Это несправедливо, когда один получает судимость за неуплату 500 МРОТ, а другой - за 500 тыс. МРОТ. Я считаю, что в первую очередь необходимо навести порядок среди вышеозначенных 20 процентов. Остальные сами поймут, что налоги надо платить. У нас вполне нормальные граждане, достаточно им показать, что система контроля и выявления преступлений работает исправно и безотказно.

- Уже много лет вы занимаетесь борьбой с налоговыми и экономическими преступлениями. Что бы вы назвали бичом российской экономики?

- Фиктивные или подставные фирмы, заключение ничтожных и мнимых сделок, проведение запутанных финансовых расчетов, незаконное обналичивания денежных средств. Этот вид преступной деятельности напрямую связан с `теневым` перемещением капитала, в том числе в преступную среду и за границу, и наносит серьезный ущерб экономике России и ее безопасности как в плане пополнения доходной части бюджета, так и в плане управления экономикой. Если говорить еще более конкретно, то главные проблемы в экономике страны - это фирмы-однодневки, офшоры и возврат экспортного и так называемого входящего НДС. Решить их - одна из главных задач. Попыток было немало, однако кардинального решения нет. Практика показывает, что без изменения в законодательстве правоохранительным путем и целевым администрированием их не решить. Что касается офшоров - это не российское изобретение. К сожалению, мировая, в том числе и западная экономика, несмотря на все красивые лозунги, не так чиста и прозрачна. Приукрашивать наш бизнес или чернить также нельзя. Он полностью соответствует нынешнему уровню развития общества и государства. Поэтому законодательство и государственные институты должны работать таким образом, чтобы минимизировать потери бюджета и экономики в целом от использования офшорных схем. Надо максимально укреплять имидж честного бизнеса. Пока даже очень крупные российские компании, декларируя свою законопослушность и прозрачность, обросли сотнями дочерних фирм, продолжают работать через сомнительные схемы в ЗАТО, офшорах.

- Российские эксперты дают разную оценку величины теневого сектора российской экономики - от 40 до 80 процентов. Какова ваша оценка этой доли?

- Я бы не рискнул называть какую-либо конкретную цифру. Да, доля криминального сектора по-прежнему велика. Поэтому, конечно, стоит задуматься, соответствуют ли доходы бюджета реальному уровню развития российской экономики. Я думаю, здесь есть перекос, который упирается в те десятки процентов, называемые экспертами. В развитых западных странах эта цифра меньше в силу разных причин: истории, особенностей развития гражданского общества. При этом у них очень жесткое законодательство, особенно в части экономических преступлений, и в первую очередь налоговых. И законопослушных граждан там на порядок больше. Но, не смотря на это, схожие с нашими проблемы и у них не сняты. По оценкам западных экспертов, доля теневого сектора в их экономике в среднем 12%. Вместе с тем они не афишируют эту проблему, так как это неблагоприятно отражается на деловом имидже страны. Это мы кричали на каждом углу, что у нас кругом мафия. Теперь страдаем - в аэропортах наших граждан держат сутками, проблемы с визами, а бизнесменов рассматривают сквозь лупу...

Справка `Известий`

Мещеряков Сергей Григорьевич, генерал-лейтенант милиции, родился в 1959 году в Липецкой области. В 1981 году окончил Липецкий политехнический институт. С 1983 года - в правоохранительных органах. С 1995 года - начальник налоговой полиции Липецкой области. С 2000 года - начальник налоговой полиции Подмосковья. В Июне 2003 года назначен начальником Главного управления по налоговым преступлениям МВД России.

09.09.2003

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-634640http://nvolgatrade.ru/

Док. 199525
Перв. публик.: 03.03.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 757

  • Мещеряков Сергей Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``