В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Галина БАЛАНДИНА: Достаточно сложно вышибить посредников с рынка Назад
Галина БАЛАНДИНА: Достаточно сложно вышибить посредников с рынка
До 1 октября российские таможенники должны урегулировать все спорные вопросы, связанные с вступлением в силу нового Таможенного кодекса. О том, что ждет бизнес со следующего года, руководитель правового управления ГТК Галина БАЛАНДИНА рассказывает корреспонденту `Финансовых Известий` Екатерине ВЫХУХОЛЕВОЙ.

- По последним оценкам правительства, новый Таможенный кодекс оставляет слишком много полномочий за таможней.

- Эти опасения исходят от Минэкономразвития - ведомства, которое отвечает за переговорный процесс о вступлении России в ВТО. ВТО представляет прежде всего интересы внешнеторгового бизнеса, и в ее уставе есть принцип снятия всех внешнеторговых барьеров. С нашей точки зрения, таможенные процедуры, которые прописаны в новом Таможенном кодексе, - это средства, с помощью которых государство защищает свои интересы. И здесь мы более профессиональны, мы лучше знаем, как в похожих случаях поступает остальной мир.

- Какие именно процедуры вы имеете в виду?

- Например, ограничение мест декларирования товаров. Таможенный кодекс с точки зрения логистики внешнеторговых грузов содержит даже более гуманные правила, чем прописано в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, которой пользуются многие страны. По правилам этой конвенции таможня вправе навязывать перевозчику маршрут движения, срок перевозки товара. Когда принимался кодекс, многие боялись, что ГТК подобными нормами будет злоупотреблять. И таможня не стала с этим спорить, хотя это было непростое решение. Единственный рычаг, который остался у нас в руках, - ограничение мест декларирования товаров как концентрация информации о них. В тех случаях, когда для оформления товара необходимы специальные знания. Или когда к товарам применяются нетарифные ограничения, квоты.

- То есть участникам внешнеэкономической деятельности, имея дело с такими `сложными` товарами, придется подчиняться правилам таможни и оформляться в строго определенных пунктах пропуска?

- За ГТК осталось право ограничивать места декларирования товара - но не в привязке к фактическому нахождению товара, а в привязке к тому, в какой таможенный орган пойдут документы о товаре. В кодексе нет принудительного размещения товаров по отдельным постам и терминалам. Места хранения выбирает сам перевозчик или импортер. Нам сегодня необходимо для обеспечения собираемости таможенных платежей и упрощения товарооборота концентрировать документы и сведения о товарах в определенных таможнях. Импортерам от этого тоже легче: если на пост не будут идти сложные товары, требующие специальных, товароведческих познаний, он будет быстрее работать. Многие страны - участницы ВТО выступают против действующего порядка, когда ГТК России устанавливает определенные СВХ для отдельных групп товаров. Но в кодексе заложен иной механизм. Его применяют многие страны.

- С нового года отменяется лицензирование околотаможенной деятельности и вводятся суммы
финансового обеспечения для тех, кто хочет заниматься посредническими услугами на таможне. Правительство считает, что это нововведение будет способствовать монополизации сферы этих услуг и повышению коррумпированности.

- Проблема вот в чем: сегодня уплата платежей не является прямой обязанностью таможенного брокера. По сути брокер - это почтовый ящик между таможней и клиентом. Новый ТК построен на финансовых механизмах. Брокер вступает в посреднические отношения и берет всю ответственность за финансовые расчеты импортера с государством. Сегодня мы удерживаем на границе товар, пока не урегулируем все связанные с ним вопросы. По новому кодексу товар надо будет отдать сразу после пересечения им границы. На период урегулирования споров (например, мы подозреваем, что код неправильно определен, пошлина занижена) мы отдаем товар, но требуем финансового обеспечения. До тех пор пока мы не убедимся, что все в порядке. Для того чтобы эта норма была работающей, брокер получает права финансового гаранта. И мы знаем: если что-то будет не так, мы с него взыщем.

- С нового года брокерам придется для включения в реестр заплатить около $1.5 млн., для складов и перевозчиков эта сумма в два раза меньше. Не завышена ли она?

- Сегодня эта сумма не критична для того, чтобы требовалось вносить изменения в закон, а институт таможенных брокеров не мог развиваться. Мы с Минфином пришли к выводу, что пока нужно посчитать и взвесить обоснованность размера финансового обеспечения. Теоретически снижение сумм обеспечения быть может. Окончательного решения - насколько и нужно ли это вообще - нет.

- Будут ли изменения на рынке околотаможенных услуг?

- Мы понимаем, что этот барьер преодолеют не все. Речь идет о мелких посреднических фирмах. Мы сталкиваемся с тем, что мелкие организации с незначительным уставным капиталом и незначительной кредитной историей - не реальные экспортеры или импортеры. Реальные стоят за их спиной. На внешнеэкономическом рынке играют крупные игроки, но мы их не видим. С этим юридическим эффектом ничего сделать нельзя. У мелких организаций одна задача - забрать товар и уйти с ним. А после вступления в силу нового кодекса ускорение таможенного оформления будет осуществляться через так называемый пост-контроль: проверки после выпуска товара в свободное обращение. И нам просто будет не к кому приходить. И именно поэтому мы не можем себе позволить работать на доверии с мелкими фирмами-однодневками в этой сфере.

- То есть мелкие посреднические конторы просто вымрут как класс?

- Этого не произойдет автоматически после 1 января. Они будут еще какое-то время действовать. Я уверена, что их бизнес не рухнет сразу. Профессионально работающие люди найдут выход - они могут объединиться, могут пойти под крыло к более крупным компаниям. Первое время у нас была определенная паника и опасения, что к 1 января мы вообще останемся без брокеров. Сейчас мы уже видим, что есть компании, которые готовы этим заниматься. И монополизма не будет - мы видим, что это не одна компания и даже не десятки. Посредники какое-то время еще будут оставаться. Если импортер приносит декларацию, сложно доказать, кто ее составил - сам импортер или посредник. Достаточно сложно вышибить посредников с рынка и у нас не стоит такой цели. Но вставать на защиту мелких фирм, которые работают без какой-либо ответственности и помогают импортерам нарушать законодательство и ищут лазейки, мы не будем.

15.09.2003

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-639348http://nvolgatrade.ru/

Док. 199522
Перв. публик.: 03.03.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 34


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``