В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Яковлев: Кризис модели Назад
Андрей Яковлев: Кризис модели
-Андрей Александрович, чем вызвана новая волна интереса к промышленной политике? Можно ли вообще это считать новой волной подъема, и если можно, когда была первая, вторая, третья? Как этот процесс позиционируется в пространстве экономической политики? Заявка, которая сделана на сегодняшний момент, на уровне идеологии достаточно интересна и серьезна, чтобы это каким-то образом комментировать.

-На мой взгляд, нынешняя волна вызвана тем, что либеральный уклон в экономической политике в последние три года, после обсуждения и принятия стратегии Грефа, к сожалению, не дал внятных результатов в экономике. По оценкам большинства экспертов, если бы правительство ничего особенно не делало, то результаты были бы примерно те же самые. У большинства экспертов есть ощущение, что с ухудшением внешней экономической конъюнктуры ситуация внутри страны тоже существенно ухудшится. Именно из этого и вытекает интерес к поиску других инструментов, которые позволяли бы стимулировать экономический рост.

Если брать какие-то этапы в этом процессе (волны интереса к промполитике), то первая волна стала явной уже в начале 1990-х гг., когда для многих людей, с одной стороны, была очевидна неадекватность принимаемых правительством Гайдара мер, а с другой стороны, не было внятного представления, понимания, какой должна быть промышленная политика. Поэтому, к сожалению, тогда это все вылилось в преференции, субвенции, субсидии для конкретных предприятий, которые старались поддержать на плаву в силу тех или иных причин. Это очень часто было связано с коррупцией. Подобного рода вмешательство государства в экономику, не только в России, но и других странах, в принципе связано с риском коррупции - и у нас не было механизмов защиты от коррупции. Поэтому можно говорить о негативном опыте промышленной политики середины 1990-х гг., когда ради поддержки национальной промышленности финансировались программы, которые были чрезвычайно неэффективны, тратились немаленькие деньги, которые не давали особой отдачи. Это все породило стойкое предубеждение к самому понятию промышленной политики. И в каком-то смысле привело к тому, что в период 1997-1998 годов, когда произошла относительная стабилизация, можно было начать что-то делать, никаких реальных шагов в этом направлении не делалось. Вторая волна была связана уже с послекризисным периодом.

Если говорить о первой волне промполитики в негативных терминах, то это были просто рефлексивные действия государства, собственные представления власти? Писалось ли что-нибудь на эту тему концептуальное? Участвовало ли экспертное сообщество в этой деятельности?...Полностью интервью читайте на Экспертном канале ОРЕС.RU...

02.10.2003http://nvolgatrade.ru/

Док. 199516
Перв. публик.: 03.03.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 26


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``