В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий ЗЕЛЕНИН, президент Ассоциации менеджеров России: Бизнесмен должен работать на рывок всей страны в будущее Назад
Дмитрий ЗЕЛЕНИН, президент Ассоциации менеджеров России: Бизнесмен должен работать на рывок всей страны в будущее
Ассоциация менеджеров России подвела итоги социологического исследования `Корпоративная социальная ответственность`, которое проводилось в течение года. Жители 32 городов в интервью говорили о том, как, с их точки зрения, бизнес и общество должны выстраивать отношения друг с другом. Итоги исследования `Известиям` прокомментировал президент Ассоциации менеджеров Дмитрий ЗЕЛЕНИН. Сейчас Дмитрий Зеленин занимает пост заместителя председателя Госкомспорта, ранее входил в советы директоров ЗИЛа и `Пермских моторов`, возглавлял Ресурс-банк и руководил в ранге первого вице-президента `Норильским никелем`.

- Дмитрий Вадимович, совпали ли результаты социологического исследования с вашими ожиданиями?
- Если честно, полученные данные нас удивили. Мы ждали, что нам скажут что-нибудь вроде: `Ответственность бизнеса перед обществом заключается в преодолении перекосов в уровне жизни богатейших и беднейших слоев населения`. Это если наукообразно. А если просто по-русски, то `ребята, делиться надо`.

На практике мы получили другой, по сути почти противоположный ответ. Важнейшими признаками социально ответственного поведения предпринимателей россияне назвали (в порядке убывания) производство качественной продукции, обеспечение надежных рабочих мест, защиту окружающей среды, законопослушание, внесение весомого вклада в национальную экономику.

Иными словами, общество требует от бизнеса, чтобы он производил побольше товаров, чтобы товары эти были высокого качества и чтобы производство не вредило экологии.

А перераспределение средств должно производиться через справедливые зарплаты и отчисления в бюджет. Оказалось, что рыночная психология укоренилась в российском обществе гораздо глубже, чем мы могли ожидать.

- Нужна ли в России благотворительность, или вы считаете, что `рынок сам все расставит по местам`?
- Благотворительность нужна несомненно. Но это личное дело каждого человека: кто-то, имея свободные сотни тысяч, строит храм, кто-то, имея свободные пять рублей, оставляет их в церковной кружке. Принципиальной разницы между этими пожертвованиями я не вижу. Главное - делать посильный взнос, или, говоря высоким стилем, по велению души. Так что благотворительность само собой, а под социальной ответственностью бизнеса я подразумеваю некие более широкие, системные усилия.

- А разве благотворительность не может быть системной?
- Когда бизнесмен вкладывает деньги в отечественное образование, в именные стипендии, в учебу чужих детей за границей, это, на мой взгляд, не благотворительность в чистом виде. Это забота о будущем страны, в которой будут жить дети всех россиян, в том числе и бизнесменов.

Вложения в лучшее будущее - это и есть, по-моему, социально ответственное поведение предпринимателя.

- То есть бизнес все-таки должен обществу что-то, кроме налогов?
- Мы вообще напрасно противопоставляем эти понятия. Бизнес является частью общества. Отличие бизнеса только в том, что он аккумулирует свободные деньги.

От того, как бизнес эти средства потратит, во многом зависит развитие общества. В этом роль бизнеса похожа на роль государства, которое так же располагает свободными средствами и так же ищет им точку приложения. Однако усилия государства по определению направлены на развитие страны. А бизнес может в этом государству содействовать, работать с ним в одном стратегическом направлении.

- Так ведь, насколько я понимаю, результаты социологического исследования говорят о том, что между бизнесом и обществом царит полное взаимопонимание.
- Не все так просто. Те, кого мы опрашивали, нарисовали некоторую идеальную модель поведения бизнеса. Но относительно практики они заявили следующее: 87% не верят в серьезность деклараций компаний о социальной ответственности, а 85% считают, что нет возможности узнать, является ли конкретная компания социально ответственной.

Это значит, что бизнес ведет себя не вполне правильно. Предприниматели только учатся быть прозрачными для инвесторов и государства, а о прозрачности перед лицом всего российского общества и речи нет. То есть нет тех самых системных усилий, о которых я говорил вначале.

- Вы хотите сказать, что бизнес мало информирует о своем социально ответственном поведении?
- Я хочу сказать, что если бы поведение бизнеса в целом можно было назвать социально ответственным, люди об этом знали бы. Вложение денег в школы и больницы, науку и новые технологии никогда не остается незамеченным.

- То есть похвалы за добрые дела вы не ждете?
- Бизнесмен может быть сентиментален и прекраснодушен сколько угодно. Но бизнес как система прагматичен.

Нельзя не заметить, что выгоды бизнеса сейчас полностью совпадают с государственной стратегией - с идеей быстрого прогресса России. И это стратегическое совпадение как можно полнее должно быть использовано и государством, и бизнесом на благо всего общества. Это и есть социально ответственное поведение.

14.10.2003

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-663726http://nvolgatrade.ru/

Док. 199505
Перв. публик.: 03.03.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 501

  • Зеленин Дмитрий Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``