В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Белоусов: `Ведомства потеряют весьма разную часть своих полномочий, передаваемых бизнес-сообществу` Назад
Андрей Белоусов: `Ведомства потеряют весьма разную часть своих полномочий, передаваемых бизнес-сообществу`
Генеральный директор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андрей Белоусов прокомментировал в интервью обозревателю Страны.Ru предстояющие сокращение и перераспределение функций министерств и ведомств.

-Андрей Ремович, президент в понедельник встречаясь с исполняющими обязанности министров, сделал акцент на административной реформе. Понятно, что это не только выделение так называемых лишних функций министерств, но и перераспределение их между министерствами. Что вы думаете на этот счет?

-Административную реформу на той фазе, которая уже реализована, нельзя сводить только к перераспределению функций. Там есть два ключевых момента, и трудно сказать, какой из них более важный. Первый момент состоит в том, чтобы повысить эффективность работы государственного аппарата по реализации, прежде всего, конституционных полномочий, закрепленных за правительством.И здесь важно не только перераспределение функций, но и повышение ответственности министерств. Именно поэтому административная реформа была сцеплена с реформированием федеральных целевых программ и повышением целевой компоненты в деятельности ведомств.

А второй момент - это то, что должно укрепляться конструктивное взаимодействие государства и бизнеса, правительства и бизнеса. Именно поэтому бизнесу отходит целый ряд бывших полномочий правительства. Прежде всего, самоорганизующимся структурам бизнеса - для того чтобы обеспечить эффективность и одновременно ответственность бизнеса по реализации этих функций. Когда президент говорит о перераспределении полномочий между ведомствами, на мой взгляд, речь идет в первую очередь о том, что разные ведомства по-разному сейчас позиционированы во взаимоотношениях с бизнесом. Соответственно, разные ведомства потеряют весьма разную часть своих полномочий, передаваемых бизнес-сообществу.

-Михаил Фрадков сказал, что он сможет представить структуру правительства уже через неделю. Как вы думаете, успеет он за такой срок нарисовать новую структуру правительства? Или она уже готова, поэтому он так уверенно прогнозирует свою работу?

-Раз Фрадков сказал, значит, по-видимому, успеет. Я думаю, что он ответственно это говорил. Но на самом деле уже та работа, которую проделала комиссия по административной реформе, дает основания для того, чтобы сформировать новую структуру правительства под те функции, которые остаются за правительством. Я могу сказать, что довольно существенно меняется роль Минтранса и МПС, существенно меняется роль Минприроды. Я бы сказал, усиливается роль Минэкономразвития в рамках опять же тех функций, которые перераспределяются. Меняются в значительной мере функции Минфина, прежде всего надзорные функции. Существенно меняются функции Минтруда.

-Вы не могли бы уточнить, как именно меняются функции названных Вами министерств?

-В части Минтранса и МПС это связано прежде всего с тем, что образовалось ОАО `Российские железные дороги`, и поэтому, естественно, те функции, которые раньше были закреплены за МПС, будут пересматриваться. Это очень значительный шаг в реформировании железнодорожного транспорта, и изменения будут связаны прежде всего с этим. Что касается функций других ведомств, то здесь речь идет прежде всего о том, что должны существенно измениться функции по лицензированию, во-первых, И во-вторых, должен всерьез заработать закон о техническом регулировании, и, соответственно, вся деятельность, которая связана со стандартизацией, с формированием параметров рынка. И, на мой взгляд, организационная и методическая часть в значительной мере ляжет на Минэкономразвития. Мне кажется, усиление роли Минэкономразвития прежде всего в этом.

-Как вы думаете, каким образом будут перераспределены инструменты экономической политики? Я имею в виду, то, что касается сферы Минфина - разработку бюджета, страховой надзор, регулирование бухгалтерского учета, правила аудита и т.д.

-Что касается разработки бюджета, то это, безусловно, останется за Минфином. Судя по тому, что Фрадков обратился с просьбой делегировать в состав правительства Жукова, там возможны какие-то изменения, но какие именно, пока трудно комментировать. Все, что касается надзора, аудита и всего остального, то если административная реформа пойдет так, как задумывалась, значительная часть этих функций перейдет в бизнес-сообщество. За государством в лице Минфина прежде всего останется контроль за аккредитацией, за тем, чтобы те органы бизнес-сообщества, которые будут осуществлять эти функции, соответствовали государственным нормам, государственным стандартам, государственным требованиям и выполняли эти функции ответственно. А все, что касается регулирования бухучета, аудита и другие надзорные функции, этим всем в значительной мере будет заниматься само бизнес-сообщество. Но это только при условии, если реализуется в полном объеме административная реформа.

-Вам что-нибудь известно о создании некоего суперминистерства, в которое якобы будут объединены все нынешние отраслевые министерства - Минатом, Минэнерго, Министерство промышленности и т.д.?

-Насколько я знаю, сейчас есть несколько проектов реформирования правительства. В том числе и такой вариант существует, по крайней мере, на бумаге. Я лично считаю, что это вряд ли правильный подход, но какое решение примет руководство страны, сказать сложно.

-Как вы считаете, что необходимо сделать с многочисленными федеральными агентствами, надзорами комиссиями и т.д.?

-Дело в том, что с ними надо разбираться поштучно, на мой взгляд. Здесь абсолютно не подходит кампанейщина. Понятно, что ломать - не строить. Но мы очень быстро можем всего насокращать, а потом обнаружится, что определенные функции попали в вакуум, и мы очень быстро все начнем возвращать обратно, причем, как всегда, в более худших вариантах. Значит, главная проблема состоит в том, что реформирование государственного аппарата должно идти одновременно и скоординировано в реформой судебной системы. Потому что ведь речь идет не только о том, чтобы ликвидировать соответствующие органы государственного надзора и снять, соответственно, эти функции. Речь идет о том, что эти функции должно взять на себя бизнес-сообщество, и должна быть повышена ответственность хозяйствующих субъектов за выполнение соответствующих правил. То есть эти функции по сути перекладываются на бизнес-сообщество и на судебную системы.

Судебная система сейчас реализовать это не может, поэтому речь идет о том, что судебная система должна реформироваться, должны быть созданы административные суды, которые должны оперативно решать все эти вопросы. Возвращаясь к вашему вопросу о комиссиях и т.д., на мой взгляд, конечно, их нужно в значительной мере сокращать. Но сокращать, я еще раз говорю, очень аккуратно, имея в виду то, что должны соответствующие структуры развиваться в нашем обществе.

-А какие функции будут, на ваш взгляд, возложены на аппарат правительства? Ведь не секрет, что в предыдущем кабинете министров он зачастую дублировал функции министерств.

-Аппарат правительства никогда, на мой взгляд, функции министерств не дублировал. Видимо, вы имеете в виду то, что аппарат правительства осуществлял экспертизу тех проектов решений, которые готовили ведомства.

-Я имею в виду те слова Алексея Кудрина, которые он говорил на коллегии Минэкономразвития весной прошлого года.

-Я был на этой коллегии и слышал выступление Кудрина, но у меня не сложилось впечатление, что речь идет о том, что аппарат правительства подменяет министерства. Конечно, аппарат правительства будет реорганизовываться в соответствии с теми требованиями, которые к нему будут предъявлять премьер и другие члены правительства. Но, на мой взгляд, сейчас аппарат правительства функционирует достаточно эффективно, насколько я это мог судить. Сейчас достаточно эффективно организован документооборот. Иногда документы застревают в секретариатах, скажем, вице-премьеров отдельных, но это уже технический вопрос. И второе, аппарат правительства достаточно эффективно осуществляет экспертизу. В чем узкое место? В том, что эта экспертиза носит, в общем-то, ведомственный характер пока. То есть в недостаточной, на мой взгляд, степени к этой экспертизе привлекаются независимые эксперты. И здесь огромное поле для деятельности, и я думаю, что могут быть соответствующие изменения в этом направлении.

-В конце прошлого года, когда Владимир Путин давал поручение правительству, очень большая часть этих поручений - две трети - были расписаны на министерство экономического развития и торговли. Почему именно так, и отражает ли это какую-то тенденцию? Что-то в этом плане изменится при новом составе правительства?

-Это действительно так, и это происходило потому, что основной акцент в деятельности правительства Касьянова состоял в том, чтобы создавать среду, готовить нормативную базу для устойчивого развития экономики. И эту функцию взяло на себя в значительной мере Минэкономразвития. Отсюда и, я бы сказал, непропорционально большая доля функций и работ, которые взяло на себя ведомство Грефа. И, я считаю, слава Богу, что это так, потому что в прошедшее четырехлетие это было оправданно. Что касается перспективы, то здесь ситуация, на мой взгляд, немножко другая. Дело все в том, что сейчас в повестке дня в полный рост встал вопрос о создании новой модели конструктивного взаимодействия государства и бизнеса.

Мы подошли к такой ситуации, когда государство должно выдвигать стратегические цели и правила игры, а бизнес должен под эти цели и правила игры давать ресурсы. Причем понятно, что строить такие взаимоотношения можно только в рамках взаимной ответственности и взаимного интереса. Бизнес заставить что-то делать невозможно. Поэтому, если эта линия будет реализовываться, будет создаваться более плотный механизм взаимодействия государства и бизнеса. Опять же существенный шаг делается в этом направлении, на мой взгляд, в рамках административной реформы. Как я уже сказал, передача определенных функций от государства бизнесу. Кто будет локомотивом этого процесса, сказать сложно. Возможно, опять же, Минэкономразвития.

-Андрей Ремович, вы как человек, который знаком подробно, я подозреваю, с планом административной реформы, можете пояснить, что будет происходить уже не с правительсвом, а внутри самих министерств? Как они будут меняться? Их организационная структура, будет ли менять вообще?

-Опять же весь вопрос в том, какое направление в административной реформе получит преимущественное развитие, потому что она состоит из нескольких направлений, как я уже сказал. Будущее, как говорится, покажет. Но если нужен прогноз, или если нужно говорить о каком-то оптимальном развитии событий, то развитие будет идти в трех направлениях. Во-первых, будут не только сокращаться функции, но, что более важно, усиливаться регламентация функций. То есть, грубо говоря, к функциям ведомств будут подходить с точки зрения закона о техническом регулировании. Функции будут подвергаться стандартизации, они в этом смысле станут регламентированы и достаточно прозрачны.

Второе - будет усиливаться целевая или программно-целевая компонента в деятельности ведомств. То есть часть средств, которые выделяются ведомствам из бюджета, будет тратиться не по смете, не на содержание аппарата, а на реализацию определенных целей.

И третье направление - это то, что одновременно будут меняться требования к самому аппарату ведомств, прежде всего, будут повышаться квалификационные требования. Будут меняться также и нормы материального обеспечения.


Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199480
Перв. публик.: 03.03.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 389

  • Белоусов Андрей Рэмович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``