В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андреас ГРОСС: `Российский капитализм становится более авторитарным` Назад
Андреас ГРОСС: `Российский капитализм становится более авторитарным`
На минувшей неделе в Москве побывала делегация Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), которая ознакомилась с ходом подготовки к выборам в Госдуму. В ее составе находился заместитель руководителя бюро ПАСЕ, докладчик ассамблеи по Чечне Андреас ГРОСС. Своими выводами о ситуации в России и планами работы в Чечне он поделился с корреспондентом `Известий` Александром БРАТЕРСКИМ.

- Какова была цель вашего визита в Россию и какие выводы вы сделали в ходе этой поездки?

- Наш визит был приурочен к началу избирательной кампании в России. Наиболее пристальное внимание мы уделяли тому, чтобы предстоящие выборы были свободными и справедливыми. Чтобы каждая партия могла свободно выражать свое мнение и участвовать в общественных дебатах. У нас вызвало некоторую озабоченность то, что, хотя агитационная кампания в стране начнется только 7 ноября, на телевидении доминируют представители пропрезидентской партии. Мы были обеспокоены и ограничениями деятельности СМИ во время предвыборной кампании, но мы удовлетворены решением Конституционного суда, который исправил эти нарушения.

- Вы находились в России во время событий, связанных с арестом главы `ЮКОСа` Михаила Ходорковского и отставкой главы президентской администрации Александра Волошина...

- Мы обсудили эту ситуацию с лидерами думских фракций. Трудно делать объективный анализ, но я согласен с трактовкой этих событий как борьбы за власть между выдвиженцами президента Ельцина и чиновниками `петербургского крыла`. Ясно, что государство хочет иметь больший контроль над экономическими вопросами. Это, с одной стороны, положительно и свидетельствует о том, что власть заботится о людях. Но, с другой стороны, это означает, что российский капитализм становится более авторитарным, чем ранее.

- Собирается ли Совет Европы делать какие-то заявления о ситуации в России в связи с этими событиями?

- Мы выпустили пресс-релиз и выразили уверенность, что закон будет соблюдаться. Но в данном случае важно, как диктатура закона применяется к представителю бизнеса, который использует свое право на финансирование оппозиционных партий. К тому же этот человек не покупает футбольные клубы на Западе, а вкладывает деньги в благотворительность и финансирует университеты.

- Вы считаете, что причина ареста Ходорковского - политическая?

- Конечно. И отставка Александра Волошина свидетельствует об этом, как и тот факт, что премьер-министр выразил несогласие с действиями президента. Самый главный вопрос сегодня: какова роль президента Путина в принятии решений, касающихся деятельности правоохранительных органов?

- Когда вы собираетесь поехать в Чечню?

- Я очень огорчен, что российские власти не пускают меня туда уже на протяжении полугода, хотя я прошу об этом каждый месяц. В Думе извиняются, ссылаются на выборы и говорят об отсутствии возможности организовать мою поездку. В июле, находясь в Казани, я встретился с заместителем руководителя президентской администрации Дмитрием Козаком, и он отнесся к моей просьбе с пониманием, но я так и не получил `зеленый свет`. Это заставляет думать, что существуют какие-то препятствия, хотя создавать проблемы для Совета Европы не в интересах российского правительства и общественности. Я бы хотел к следующей весне внести свои предложения и идеи по поводу урегулирования ситуации в Чечне, но я не могу собрать информацию, сидя за рабочим столом в Страсбурге или в Швейцарии, где я живу. Я должен увидеть своими глазами, что происходит в Чечне. Я не могу делать выводы, опираясь на газетные статьи и книги!

- Как вы думаете, когда вы все-таки сможете съездить в Чечню?

- В Москве я сказал, что собираюсь приехать в Россию 16 ноября и отправиться на две недели в Чечню, и получил положительный ответ. Также было решено, что я буду наблюдать за ходом выборов в Госдуму на территории Чечни 7 декабря. Я не уверен, что это будет подходящим моментом для поездки, но это лучше, чем ничего. Мне хотелось бы вернуться в Чечню после выборов, встретиться с господином Кадыровым, его оппонентами, обычными людьми.

- Европейские представители выражали недоумение по поводу президентских выборов в Чечне. Означает ли это, что Ахмат Кадыров не будет считаться ими легитимным президентом?

- Легитимность выборов зависит от их открытости, честности и плюрализма предвыборной кампании. Все эти критерии не могут быть в полной мере применены к выборам в Чечне. Нельзя говорить, что Кадыров нелегитимен, но, я думаю, у него слабая легитимность. Как бы то ни было, мы его считаем президентом, и я хочу узнать у него, как он собирается удовлетворить надежды чеченцев, которые хотят избавиться от всех видов насилия: боевиков, федеральных сил и частной `армии` сына самого господина Кадырова.

- Ваш предшественник лорд Джадд выступал за переговоры с представителями противоборствующей стороны. Какова ваша позиция в этом вопросе? Считаете ли вы, что действия Москвы в Чечне являются политическим урегулированием?

- Есть известное высказывание бывшего израильского лидера Ицхака Рабина: `Нельзя выбирать врагов, с которыми надо говорить о мире`. Надо быть готовым говорить с теми, кто согласен сесть за стол переговоров. Конечно, это не касается тех, кто использует мирных людей в качестве средства для достижения целей. Тех же, кто готов говорить, надо принимать как партнеров, даже если вам не нравится, что они делали в прошлом. Что касается `политического урегулирования`, то мы должны точно определить, что означает этот термин. Когда я встречался с господином Путиным в январе 2000 года, перед его первыми президентскими выборами, он согласился с необходимостью политического решения. Но в нынешних посттоталитарных обществах понятие `политический` очень размыто. Политическое решение означает поиск общего языка с теми, кто придерживается иной точки зрения, а не навязывание своей точки зрения другим. Вот еще вопрос, который я хотел бы задать моим собеседникам в Кремле, который я часто задаю сам себе: `Не является ли принятие Кадырова в качестве президента Чечни слабостью со стороны Кремля, боязнью определенных людей перед той военной силой, которая за ним стоит?` Это может означать, что Кремль делает не все возможное для урегулирования и не может сделать большего.

- Вы обсуждали ситуацию в Чечне с кем-то из чеченских политиков, находящихся за границей?

- Конечно. Когда я рассматриваю различные варианты и возможности, я должен говорить со всеми сторонами. Но я не хотел бы называть их по именам: некоторые из этих людей ищут политического убежища.

- Каким вы видите будущее рабочей группы Дума-ПАСЕ?

- Я надеюсь, что группа продолжит свое существование в обновленном виде. Мы должны всех интегрировать в систему взаимопонимания.

03.11.2003

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-681156http://nvolgatrade.ru/

Док. 199468
Перв. публик.: 02.03.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 31


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``