В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений ЛИСОВ: В малом и среднем бизнесе работают 8 млн. человек Назад
Евгений ЛИСОВ: В малом и среднем бизнесе работают 8 млн. человек
С августа по сентябрь Главное контрольное управление президента (ГКУ) провело в четырех регионах страны проверку работы по ограничению административного вмешательства государства в дела малого и среднего бизнеса. Результаты оказались настолько неутешительными, что президент, получив результаты проверок, дал поручение правительству принять меры по устранению недостатков. О том, что и кто конкретно мешает малому бизнесу, с руководителем ГКУ Евгением ЛИСОВЫМ беседует корреспондент `Известий` Татьяна РЫБАКОВА.

Почему Главное контрольное управление президента занялось проверкой именно в этой области?

- В послании президента Федеральному собранию на 2003 год есть задача провести работу по радикальному сокращению функций госаппарата и минимизации вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов. Мы для себя сделали вывод, что это высказывание в наибольшей степени относится к малому и среднему бизнесу. Здесь сейчас работают 8 млн. человек, зарабатывая деньги для себя и своей семьи. И увеличение этого класса, его развитие - одна из тех масштабных задач, которая встает перед нашим государством на этом этапе. Кроме того, мы увидели, что очень многие предприниматели устали жаловаться или даже разуверились в том, что их жалобы могут быть действенными.



- Никакой связи. Мы эту проверку запланировали провести еще в апреле, после послания президента. А теперь подошло время выполнения плана, мы его выполнили - вот и все.

И какие основные выводы можно сделать по результатам проверки?

- Что государство, власть развитию и расширению малого и среднего бизнеса пока уделяет недостаточно внимания - в материалах много тому подтверждений. Это видно из истории с правительственной комиссией по снятию административных барьеров. Старая комиссия, возглавляемая вице-премьером Алексеем Кудриным, после перераспределения обязанностей в правительстве работу прекратила. А новая, возглавляемая вице-премьером Алешиным, занимается этими вопросами в рамках более общих проблем по административной реформе.

То есть государство малому бизнесу не помогает. Почему? Не хочет?

- Я бы не сказал, что государство или власть не хочет. Больше того, изучив проблему, мы пришли к выводу, что помощь предпринимателям должна осуществляться в большей степени не правительством, а руководителями и главами субъектов федерации.

- То есть больше всего мешают малому бизнесу на местах...

- Совершенно верно. Зачастую на местах воспринимают предпринимателей как дойную корову, а не как курочку, несущую золотые яйца. Ведь чем больше они бьют предпринимателя, создавая препоны, тем больше лишаются возможности положить деньги в свой собственный бюджет в качестве налогов.

- Правительство может как-то это изменить?

- Может. Есть конкретные законы, которые регулируют те или иные взаимоотношения в сфере малого и среднего бизнеса, особенно отношения между самим бизнесом и административным чиновником. И эти законы часто несовершенны, а то и противоречат друг другу. Есть противоречия в этой сфере и между федеральным законодательством и местными законами. Правительство это видит, но руки у него, видно, не доходят. Изменение и совершенствование этого законодательства - главные выводы нашей проверки. Когда внесут изменения в законы, тогда у чиновников будет меньше возможности, меньше права лезть в дела предпринимателей.

- Например?

- Например, зачем работнику милиции заниматься проверкой санитарного состояния ларька, киоска или парикмахерской? Но они идут и проверяют это. Потому что положение о милиции дает им такую возможность. Или госторгинспекция, пожарная инспекция, санэпиднадзор - надо разграничить их полномочия, конкретно определить, кто что может проверять, а что нет. Упростить получение лицензии: сегодня для того, чтобы заняться каким-то бизнесом в сфере здравоохранения, например, нужно ехать за лицензией в Москву, ибо территориальные органы здравоохранения права выдавать лицензии не имеют. Таких вещей очень много. И если по отдельности они кажутся не такими уж важными, то все вместе они просто бьют бизнес по рукам.

- А на какие структуры больше всего жалуются предприниматели?

- Больше всего жалоб от малых предпринимателей на милицию: 17% всех жалоб. То есть больше всего мешает развитию малого и среднего бизнеса милиция. Они больше других мучают проверками и больше всех выставляют требований.

- Наверное, потому что милиция не несет ответственности за развитие малого бизнеса.

- Наверное. Поэтому и нужно принять ограниченный конкретный круг проверок, которыми милиция может заниматься.

- А как вы относитесь к идее передать в региональные и местные бюджеты все налоги с малого бизнеса?

- Здесь есть здравый смысл. Конечно, если губернатор или глава крупного города будет заинтересован, чтобы те налоги, которые платит малый бизнесмен, пошли ему в казну, он будет стараться развивать этот бизнес, будет устранять барьеры - сам, не по велению сверху. Не потому, что так президент требует, а потому что так жизнь заставляет.

- Как вы оцениваете работу Министерства по антимонопольной политике, которое занимается господдержкой малого бизнеса?

- По нашему мнению, его работу нельзя пока назвать хорошей, хотя оно многое делает. Бизнес получает поддержку в этом министерстве, например, при антимонопольных расследованиях. Главное, на мой взгляд, этому министерству вместе с Минэкономразвития надо усовершенствовать законодательство. Мы внесли свои предложения президенту об ускорении принятия закона `Об особенности принятия решений в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности`, поправок в закон, упорядочивающий проверки предпринимателей, в закон о лицензировании, в Градостроительный кодекс, в положение о милиции, но это далеко не все.

- Но то же сокращение ведомственных функций сталкивается с ярым противодействием. Часто соответствующий законопроект просто не удается согласовать. Может, для решительного прорыва здесь требуется какая-то поддержка президента?

- Отринуть мнение заинтересованных людей никто не может, и президент тоже. Процедура согласования с заинтересованными ведомствами необходима. Другое дело, что инициаторы законопроектов должны жестче отстаивать свою позицию. Как раз здесь правительство должно действовать порешительнее и поэнергичнее. Мы в своих материалах отмечаем, что по многим изменениям в законы работа идет очень вяло. Нужно решить чисто технические вещи: например, отвести на согласование, которое сегодня идет месяцами, неделю или две. Заодно это поможет бороться с ведомственным лоббированием: чем меньше времени на раздумья, тем меньше возможностей лоббистам принять участие.

- Министерство по антимонопольной политике жалуется, что бюджетом выделяется недостаточно средств на поддержку предпринимательства.

- Знаете, я выражу свое мнение. У нас все министерства бьются за то, чтобы им дали больше денег, чтобы они потом могли эти деньги куда-то как бы расходовать. А бизнесу надо не столько помогать материально, сколько создавать условия. Все-таки бизнесмены - народ энергичный, и они должны уметь сами находить себе средства.

- Где? Обращаться к крупному бизнесу?

- Конечно. Я вообще не понимаю, почему у нас крупный бизнес не смотрит в сторону малого и среднего бизнеса, если только он не сопутствующий. А есть, например, малые научные разработки, можно было бы делать какие-то проекты. А пока здесь есть проблемы со спросом: по нашим данным, доля малого бизнеса в науке и научном обеспечении незначительна - всего 2.6%. Есть, конечно, проблема с менталитетом самих ученых: у них психология бессребреника. И в народе принято считать, что они не способны заниматься бизнесом.

- То есть, менталитет тоже играет негативную роль?

- У нас вообще до сих пор существует психология раскулачивания. Бизнесменов, предпринимателей считают некими `кулаками`, мироедами. И эта психология отношения к бизнесмену как к кулаку, мироеду, существует не только у простых людей, но и кое у кого повыше.

- Так вот потому у чиновников и есть возможность ставить предпринимателям палки в колеса...

- Конечно. Средний и малый бизнес благополучно существует в других развитых государствах - он же там веками создавался. А мы всего десять лет существуем в этой атмосфере.

- Может быть, время вылечит?

- Нет, время не вылечит. Не надо уповать на время. Надо, чтобы государство по-настоящему развернулось лицом к этой проблеме. Во всех аспектах. И законодательство усовершенствовало, и поддерживало предпринимателей не только на словах, а решениями всех уровней власти. Когда власть это поймет, тогда и милиционер по-другому начнет смотреть на возможность поживиться за счет малого и среднего предпринимателя.

А с милицией предприниматели сами договорятся

Представители президентской администрации проверили четыре региона: Москву, Владимирскую, Новгородскую и Челябинскую области. В Новгородской области, где власти давно занимаются развитием предпринимательства, грешат разве что протекционизмом в пользу местного бизнеса. Результат: прирост производства продукции малых предприятий только в прошлом году составил 39%, а их удельный вес в областном ВВП составляет 10-12%. А в Челябинской области, где малые предприятия вынуждены проходить ежегодную перерегистрацию и платить `добровольные` пожертвования, доля малого бизнеса в общем объеме продукции всего 7.4% и продолжает сокращаться. Как и число самих малых предприятий: за два последних года их стало на треть меньше.

Владимирская область начала активно работать с малым бизнесом с 2002 года, поэтому власти еще допускают `перегибы`, но тем не менее результат внимания - рост объемов продукции за этот период на 74.4% и доля в ВВП области почти 12%. А вот в Москве, где, по материалам проверки, давление чиновников на бизнес ненамного легче челябинского, хоть и растет число мелких бизнесменов, доля их продукции в общем объеме сокращается: на начало года - до 9.8% против 12.3% в 2001 году.

Между тем необходимые с точки зрения администрации президента изменения в законодательстве принимаются действительно неспешно. Например, законопроект `Об особенностях принятия решений в сфере государственного контроля предпринимательской деятельности`, подготовленный Минэкономразвития, только начал обсуждаться бизнес-сообществом и уже вызвал споры о том, какой орган должен обуздывать чиновничий произвол (см. `Известия` от 13 ноября). А необходимость поправок в закон `О милиции` еще только дискутируется.

Даже принятые в последние два года законы в этой области, говорит президент Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков, чиновники умудряются повернуть себе на пользу. `Чиновники быстро нашли в них лазейки, и теперь, по предварительным результатам наших опросов предпринимателей, воздействие этих законов скорее негативное`.

Глава Федерального фонда поддержки предпринимательства Александр Рунов уверен, что одними репрессиями чиновников не образумить. Нужно растить средний класс, в который должны входить и мелкие собственники, и чиновники, уверен он: `Состоявшийся предприниматель с чувством собственного достоинства не будет кланяться чиновнику, да и бедного чиновника купить легче, чем достойно зарабатывающего`. А пока федеральным органам надо построже контролировать свои подразделения на местах: `Сейчас контроль слаб, вот они и своевольничают`. Рунов приводит в пример пожарную охрану, которая, находясь теперь в подчинении не у МВД, а у МЧС, умерила свой `проверочный` пыл.

А руководитель департамента поддержки предпринимательства Министерства по антимонопольной политике Надежда Каллина говорит, что сами предприниматели при опросах больше жалуются на недоступность финансовых ресурсов, чем на чиновников. `Им легче договориться с той же милицией, чем жаловаться`, - говорит она.

19.11.2003

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-695327http://nvolgatrade.ru/

Док. 199458
Перв. публик.: 02.03.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 28


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``