В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья КЛЕБАНОВ: О чем можно думать, разговаривая с президентом? Назад
Илья КЛЕБАНОВ: О чем можно думать, разговаривая с президентом?
Назначение Ильи Клебанова на пост северо-западного полпреда было весьма неожиданным. На интервью он согласился лишь спустя почти 100 дней. `Известия` стали первой общенациональной газетой, которой представитель президента дал интервью.

На стенах - российская атрибутика и портрет Владимира Путина. `Абсолютно стандартный чиновничий кабинет`, - говорит полпред корреспонденту `Известий` Елене РОТКЕВИЧ. Единственное, что не вписывается в типовой набор, - ваза со сливами на письменном столе. Это - вместо обеда, на который не хватает времени. Впрочем, в огромном дворце на Петровской набережной, где располагается полпредство, буфета просто нет.

- Как произошло ваше назначение?

- Очень романтично. На высоте 10 тыс. метров при подлете президентского самолета в Москву из Перми. Президент посещал Пермь и Коми-Пермяцкий автономный округ, я был в составе делегации. Он меня вызвал в свой салон и спросил, давно ли я был в Петербурге. Я говорю, что бываю иногда, что порой даже стараюсь придумать повод, потому что у меня там мама живет... А он говорит: `Это можно исправить`.

- О чем вы подумали в этот момент?

- А ни о чем. О чем можно думать, разговаривая с президентом? Я смотрю ему в глаза и жду следующий вопрос. Он говорит: `А вот есть такое предложение... Согласен?` Я ответил сразу, не задумываясь. Это было где-то в девять вечера. А наутро вышел указ. Я очень был рад.

- Скоро вы будете отмечать 100 дней. Что вы уже успели сделать в округе, какие шаги предприняли?

- Я - не исполнительная власть, поэтому отчитаться по пунктам не смогу. Побывал почти во всех регионах округа: где-то есть продвижение вперед, а где-то оно вообще не идет. Оказалось, не у всех губернаторов имелись долгосрочные концепции социально-экономического развития, что, честно говоря, меня удивило. Но за эти 100 дней планы развития до 2010 года мы получили из всех регионов. Не буду скрывать: во всех планах обязательно есть удвоение ВВП. Сейчас мы со специалистами эти документы анализируем и готовимся к их защите. Губернаторам на защите, конечно, двойки не поставят, но пора уже научиться разрабатывать то, что потом выполнимо.

- Что сегодня приоритетно для округа в целом?

- Мы уделяем повышенное внимание вопросам экономического развития в контексте удвоения ВВП. Эта стратегическая задача многие вещи ставит на свои места - показывает, что важно, какие отрасли и в каком регионе нужно развивать. Полпредство будет помогать обращать внимание федерального правительства на эти проекты.

- Институт полпредства в свое время создавался для выстраивания вертикали власти. Задача практически выполнена. Какая задача теперь главная - будете вмешиваться в экономику?

- В экономику очень сложно вмешиваться. А функции полномочных представителей не меняются со дня выхода указа о создании полпредств. Этот документ абсолютно актуален и сегодня. Просто в определенные моменты - в соответствии с указаниями президента - полпредства сосредотачивают свои усилия на одном чуть больше, чем на другом. Сегодня представляется, что более серьезной становится задача удвоения ВВП.

- За счет чего вы планируете удваивать ВВП в округе?

- Во-первых, регион обладает серьезным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом. В округе сосредоточены высокотехнологичные предприятия, в том числе - выполняющие оборонные заказы. Округ входит в тройку ведущих по оборонной промышленности, которая способна стать точкой роста для будущей новой промышленности России. Кроме того, необходимо активизировать процесс, при котором `оборонка` использует свой технологический потенциал для создания рыночной гражданской продукции - такой, которая позволит предприятию чувствовать себя достаточно независимо, даже если у него будет не 30% оборонного заказа, а 10%.

Во-вторых, на Северо-Западе есть мощнейшие запасы нефти, газа, леса. Но мы не должны превращаться в сырьевой придаток развитых стран. Скоро наши страны-соседи, активно использовавшие нас как сырьевую базу, начнут строить перерабатывающие заводы здесь. Перерабатывать лес в России и вывозить уже готовый продукт станет выгоднее, потому что пошлины на него в ближайшее время будут вообще обнулены.

- А что делать с воровством леса, масштабы которого сегодня сравнимы с объемами легальных заготовок?

- В первую очередь - бороться с коррупцией. Но надо собраться с духом и понять, что этот процесс займет много лет. В Италии, например, жесточайшие меры по борьбе с коррупцией - когда чиновников стали сажать повально - начали применять несколько лет назад. Для этого мы тоже, видимо, должны созреть.

- Есть ли в округе регионы - кандидаты на объединение? Ведь известно, что вы - сторонник укрупнения субъектов.

- Это мое личное мнение, которое я не стесняюсь выражать. 89 регионов и 89 комплектов чиновников - это много для страны. Но этот вопрос требует серьезной проработки, и мы пока к нему не готовы. Нигде - ни в администрации президента, ни в правительстве - совещаний на эту тему пока не проводилось. К вопросу `пристреливаются`, идет подготовка общества. Но, наверное, надо начинать анализировать какие-то пилотные проекты. Если бы начинали мы, я бы изучил возможность объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа. В последнем живут чуть больше 40 тыс. человек при развитом чиновничьем аппарате. Но здесь ни в коем случае не нужна горячность.

- А как вы относитесь к возможности создания восьмого - Балтийского - округа в границах Калининградской области?

- Не буду комментировать вопрос о создании округа. Но сегодня Калининград оказался внутри ЕС, что накладывает определенные обязательства на Россию. Он требует особых условий развития, в том числе - более приближенных к ЕС. Сейчас идет разработка нового закона об особой экономической зоне Калининграда. Несколько дней назад я беседовал с Игорем Шуваловым, возглавляющим комиссию по Калининграду. Мы с ним договорились, что приложим усилия со всех сторон - активизируем работу комиссии и нашего полномочного представительства по скорейшему утверждению закона правительством. Я считаю, он однозначно должен быть принят на весенней сессии Думы.

- Откуда `Калининградская зона` будет управляться - из федерального центра или как-то иначе?

- Пока идут дискуссии. Это один из вопросов, который до конца не решен. Хотя для меня решение очевидно.

- Ваша предшественница, Валентина Матвиенко, едва вступив в должность полпреда, заявила, что намерена добиться переноса в Петербург части столичных функций. Идею она не оставляет и на губернаторском посту. Какие именно столичные функции, на ваш взгляд, могут быть перенесены?

- Давайте попробуем передать городу те функции, которые сейчас обсуждаются, - судов, прокуратуры. Кроме того, мы с Валентиной Ивановной встречались на рабочем уровне с главнокомандующим Военно-Морским флотом на предмет переноса части Главкомата ВМФ в Петербург. Но это пока даже с министром обороны не обсуждалось. Мы говорили также с г-ном Поспеловым, генеральным директором Россудостроения, о переносе сюда определенных функций его агентства. Все-таки Северо-Западный округ - лидер судостроения, поэтому это будет правильно. Но речь идет лишь о части функций, так как все их перенести очень трудно. Это сложные и финансово емкие проекты. Я бы дальше судов и Генпрокуратуры пока не замахивался.

- Но ведь для людей будет очень сложно сменить город, оставив в столице семью, жилье. Сами судьи не хотят переезжать!

- Чиновник должен жить по определенным правилам. Если он уважает себя и свою работу, для него не должно быть препятствием, где он живет и работает. А если для него это препятствие - значит, у него куча других проблем... Жизнь покажет.

- Прежде здесь рабочий кабинет принадлежал женщине. Вы какие перестановки сделали?

- Никаких. Когда я вошел, то увидел абсолютно стандартный чиновничий кабинет. Бесполый. Может, то, что там было женского, Валентина Ивановна унесла с собой? Своего я ничего не приносил. Знаю, правда, что должен поставить фотографии детей и внука - как это вообще-то принято.

- На днях Матвиенко отметила 100 дней на посту. Согласно исследованию петербургских социологов четверть петербуржцев оценивают ее работу на `четверку`. Какую оценку ставите губернатору вы?

- Положительную. Не буду скрывать, что мы - давние друзья. Она очень позитивный человек, поэтому все, что она делает, сразу либо со временем становится позитивом для всех. Ее 100 дней ушли на создание серьезных заделов в будущем развитии города. Я знаю, правительство Матвиенко сегодня готовится к решению сложных инженерных задач, которые существенно изменят облик Петербурга. Этого не сделать за 100 дней, может, этого не сделать и за 4 года... Валентина Ивановна - катастрофический трудоголик. Я иногда звоню ей вечером после десяти и говорю, что вообще-то пора бы слегка приостановиться, что надо поспать часов 6-7 хотя бы. Знаю, что иногда у нее и этого не получается.

- Почти за три месяца вы не сделали в полпредстве никаких кадровых перестановок или новых назначений. Неужели не испытываете нехватки кадров? Ведь особо перспективных Матвиенко `увела` с собой в Смольный.

- Она увела в основном технических работников. Не тех, кто определял идеологию. В высшем руководстве полпредства я перестановок делать не собираюсь, хотя со временем буду корректировать структуру: немного менять задачи будущего периода, может быть, усиливать экономический блок, блок работы со СМИ, который до сих пор был в зачаточном состоянии.

- Это что значит, цензура будет?

- От меня вы никогда не услышите вещей, которые имеют отношение к цензуре. Вычеркивать не будем ничего.

28.01.2004

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-747211http://nvolgatrade.ru/

Док. 199434
Перв. публик.: 02.03.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 785

  • Клебанов Илья Иосифович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``