В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья ЮЖАНОВ: `Я не вижу в изменении статуса министерства ничего страшного` Назад
Илья ЮЖАНОВ: `Я не вижу в изменении статуса министерства ничего страшного`
В конце прошлой неделе в Париже прошел Глобальный форум по конкуренции Организации экономического сотрудничества (ОЭСР). Впервые специальная сессия форума этой организации, объединяющей 30 самых развитых стран мира, была посвящена стране, еще только претендующей на членство. С подробностями происходившего на форуме обсуждения министр по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Илья ЮЖАНОВ откровенно поделился с корреспондентом `Финансовых Известий` Татьяной РЫБАКОВОЙ.

- Что именно происходило на форуме?

- Форум ОЭСР прошел в Париже 12-13 февраля. Вся третья сессия форума - это половина второго дня его работы - была посвящена обсуждению доклада о конкурентной политике в России. Этот доклад - около ста страниц - подготовлен экспертами ОЭСР под руководством Сары Рейнольдс. Она провела очень тщательную работу, изучала состояние дел и у нас, в Москве, и в наших территориальных управлениях. Надо сказать, что для ОЭСР это первый случай, когда страна - не член этой организации подвергается столь тщательному изучению.

Нашими официальными оппонентами были ЕС в лице руководителя генеральной дирекции по конкуренции Филиппа Лоу и Бразилия в лице одного из руководителей ее конкурентного ведомства Даниеля Крепеля Голдберга. Само обсуждение состояло из 10-минутного изложения доклада госпожи Рейнольдс, моего 15-минутного выступления. А затем на протяжении двух с половиной часов я отвечал на вопросы оппонентов и других участников форума - руководителей конкурентных ведомств более 50 стран. Это было достаточно серьезное обсуждение. Зато было высказано единодушное мнение, что это было лучшее за всю историю ОЭСР обсуждение - как по качеству доклада, так и по содержанию и открытости ответов на вопросы.

- Какие основные замечания были со стороны ОЭСР к конкурентной политике России?

- Основные замечания касались трех блоков.

Отмечали, что наше министерство как конкурентный орган перегружено несвойственными функциями: поддержкой предпринимательства, регулированием тарифов естественных монополий.

Говорили, что контроль за рекламой в таком объеме тоже излишен; здесь, правда, я немного поспорил. Дискуссия шла очень откровенная: рассуждали даже о возможной конфигурации нашего ведомства в новой структуре правительства. Например, о том, будет ли сохранен статус министерства в случае отсечения несвойственных конкурентному ведомству функций. Я честно сказал, что не вижу в изменении статуса ничего страшного. Главное - чтобы это был достаточно сильный и независимый орган.

Отмечали, что нам явно не хватает полномочий в получении информации: права на вход в офисы компаний, выемку документов, опросов сотрудников, то есть квазисиловых функций. У конкурентных ведомств развитых стран такие функции есть.

Критику вызвала и наша система штрафов. Отмечали, что она не стимулирует соблюдение антимонопольного законодательства - настолько смехотворны наши штрафные санкции.

То есть замечания развитых стран совпадают с теми, которые мы сами не раз озвучивали.

- Как оценивали на форуме ОЭСР саму конкурентную среду в России?

- Уточняли, почему у нас нарушения касаются в основном естественных монополий, то есть отношений `монополист - потребитель`. В развитых странах, как правило, основные нарушения происходят в области отношений `конкурент - конкурент`. По-видимому, это специфическая особенность конкурентной среды в странах с переходной экономикой. Должна произойти реструктуризация естественных монополий, чтобы появились конкуренты, которые будут выяснять между собой отношения. А пока монополистам не с кем бороться - кроме как со своими потребителями - путем создания необоснованных выгод для себя.

- Но и в тех областях, где есть конкуренция, у нас очень высок уровень влияния на рынок властей, особенно это касается крупных компаний.

- Бюрократизация экономики действительно очень высока. У нас 39.7% нарушений антимонопольного законодательства связаны с нарушениями со стороны власти разного уровня. Но это характерно и для других стран. Например, для Китая это тоже свойственно. В чем тут дело? Наверное, в особенности постсоциалистического управления.

Хочу отметить, что бюрократизация касается самых разных отраслей. Очень много вмешательства в конкуренцию властей в сфере страхования, могут быть неоправданные вмешательства даже в сфере малого бизнеса. Представители развивающихся стран интересовались злободневным для них вопросом - не боимся ли мы, привлекая инвестиции, что транснациональные компании придут на наш рынок и станут на нем монополистами. На что я ответил, что размеры и объем нашего рынка таковы, что любой крупной транснациональной корпорации трудно не то что стать монополистом, но даже захватить 35% доли рынка, с которой начинается антимонопольный контроль.

У нас скорее обратная ситуация: растут наши компании и мы, давая согласие на концентрацию, учитываем их деятельность не только на внутренних, но и на внешних рынках. Это касается и слияний на рынках, где значительная часть продукции идет на экспорт. То есть мы фактически стимулируем создание российских транснациональных корпораций.

- Как к этому относятся ваши европейские коллеги?

- Они не стали на этом концентрировать внимание - их больше интересовала ситуация внутри России. Период транснационализации бизнеса проходили и развитые страны. Сегодня, если мы посмотрим, как зачастую принимают совершенно разные решения конкурентные ведомства (например, ЕС и США), можем сделать вывод, что здесь идет уже не конкуренция компаний, а конкуренция экономик.

- Общий вывод форума: как в России обстоят дела с конкуренцией?

- Общий вывод сделал руководитель конкурентного отделения ОЭСР Фредерик Женни. Мы видим, сказал он, что Россия за небольшой исторический срок сделала большой шаг вперед. На форуме отметили, что мы за 12 лет сумели создать современное конкурентное законодательство, но наши планы создания нового закона о конкуренции впечатлили их еще больше.

А на вашем рынке конкуренция честная?

Вице-президент НКО `Союз независимых производителей газа` Валерий СОРОКИН:

- Конкуренция на нашем рынке есть, но она так же искажена, как любое экономическое поведение в нашей стране. Когда есть огромная естественная монополия и небольшие независимые производители, она напоминает ситуацию с `царем горы`: на вершине - монополия, а у подножия идет конкуренция за право вскарабкаться на гору.

Многое можно изменить, повысив прозрачность принятия решений монополистом. Например, когда между независимыми производителями газа идет конкуренция за доступ к трубе, невозможно понять, обусловлен ли выбор `Газпромом` одной из компаний объективными факторами или здесь имеет место нарушение принципов конкуренции: мотивы выбора остаются неизвестны.

Президент ГК `Игроник` Никита ПИТКО:

- Условия конкуренции сильно зависят от сектора рынка. Общее правило: чем ближе к рознице, тем честнее конкуренция. Самая честная - на рынке розничных продаж товаров и услуг, минимально честная - в крупном бизнесе, где запределен уровень субъективности. Хотя влияет и близость бизнеса к местным или региональным властям, но здесь положение в последние годы улучшилось. Практика последних лет с усиливающимся антимонопольным контролем и обязательностью тендеров на поставки положение улучшила: крупные компании и сейчас сложно `перебить` на тендере, но не невозможно.

Директор департамента общественных связей ОАО `Связьинвест` Олег МИХАЙЛОВ:

- На рынке телекоммуникаций конкуренция очень высока. В первую очередь это касается сотовой связи и Интернета - тех секторов, где тарифы не регулируются государством. Я думаю, конкуренция идет честная, что чувствуется и самими потребителями: посмотрите, как изменились тарифы на эти услуги за несколько лет.

Президент агентства массовых страховых коммуникаций `АМСКОМ` Николай НИКОЛАЕВ:

- Конкуренция у страховщиков страшная, особенно на рынке обязательной `автогражданки`: все ломятся в ворота только открывшегося рынка. В такой момент важна деятельность исполнительной власти и регуляторов рынка. Влияния антимонопольных органов на нашем рынке пока маловато: МАП обратил внимание на страховщиков недавно и прецедента еще не было.

17.02.2004

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_ art-780939http://nvolgatrade.ru/

Док. 199429
Перв. публик.: 02.03.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 380

  • Южанов Илья Артурович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``