В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Назначение Михаила Фрадкова как новый шаг к десакрализации верховной власти Назад
Назначение Михаила Фрадкова как новый шаг к десакрализации верховной власти

Назначение Михаила Фрадкова как новый шаг к десакрализации верховной властиВ понедельник утром страна узнала как имя будущего премьер-министра - Михаил Фрадков, так и основную идеологическую направленность нового кабинета - борьба с коррупцией. Кандидатура, на которой остановился президент, не упоминалась в списке потенциальных соискателей премьерского кресла, который, надо сказать, был достаточно широк. Сразу же приходит на ум аналогия с назначением в 1998 году премьером тогда еще малоизвестного политика Сергея Кириенко для, как потом выяснилось, решения одной очень непопулярной, но, говорят, необходимой задачи - санации финансового сектора путем объявления дефолта. Через два месяца Кириенко как премьера не стало, но мы уже жили в другой стране.

Перед будущим премьером Фрадковым, видимо, также стоит задача, решение которой не вызовет восторга у значительной части населения, - слом системы `теневой` экономики и всеобщая легализация капиталов.

Уверенности в том, что Фрадков `дотянет` до следующих президентских выборов в ранге премьера, нет. Но у президента, судя по всему, нет намерений снимать Фрадкова через пару-тройку месяцев, как в случае с Кириенко, - даже в воскресенье (`Касьянов день` по народному календарю) не стал называть его имя, как собирался, - очевидно, чтобы не сглазить.

В профессиональном багаже Михаила Фрадкова минимум три специальности - экономист, международник-переговорщик и полицейский. Определяющие, скорее всего, две первые, поскольку его двухлетняя служба в налоговой полиции стоит как-то особняком. Функции Фрадкова в полиции были скорее политико-организационными. О том, что Фрадкову в значительной степени чужды интересы и стиль жизни правоохранительного сословия, говорит хотя бы тот факт, что он просто замучил сотрудников ФСНП всевозможными реорганизациями и в итоге привел эту службу к полной ликвидации. После сегодняшнего объявления президентом имени кандидата в премьеры можно предположить, что Фрадков был назначен главой ФСНП именно по политическому решению Путина, поскольку к тому моменту эта служба создавала вокруг себя слишком много скандалов выполнением `избыточных` функций - участием в спорах хозяйствующих субъектов фактически в качестве силовой и юридической поддержки одной из сторон. И действительно, с приходом Фрадкова `маски шоу` как массовое явление пошли на убыль. Нет нужды говорить о том, что налоговые полицейские Фрадкова не любили, обвиняя его в развале хоть какой-то сложившейся системы фискального контроля.

Представляется, что среди главных достоинств Фрадкова, повлиявших на решение президента, вовсе не только его предыдущий опыт работы. Опытных чиновников высокого ранга в России много, однако выбор пал именно на Фрадкова. Скорее всего, для Владимира Путина ключевыми были два качества будущего премьера, одно из них он сам назвал применительно к кандидатуре Фрадкова. Это `порядочность`. Любопытно, что слово `порядочность` в первых комментариях политиков по поводу кандидатуры нового главы правительства звучало наиболее часто. Его произнесли помимо президента и первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков, и вице-спикер нижней палаты парламента Владимир Пехтин, и глава думского Комитета по гражданскому, уголовному и арбитражному законодательству Павел Крашенинников. Другое определяющее для президента качество, которое он нашел в кандидатуре Фрадкова, - несомненно, его дистанцирование от различных кремлевских, олигархических и прочих `партий` и кланов. Внеклановость Фрадкова позволит Путину полностью контролировать курс правительства, чего, видимо, не было в случае с кабинетом Михаила Касьянова.

С курсом нового российского правительства все более-менее ясно. Вкратце, без излишней детализации, Владимир Путин сам его изложил на недавней встрече со своими доверенными лицами. Михаил Фрадков же будет примерным и исполнительным топ-менеджером, нанятым президентом именно для того, чтобы жестко, без отклонений проводить этот курс. Любопытно, что Владимир Путин, став президентом, сам выступил против сакрализации образа верховной власти, выдвинув идею о том, что он - вовсе не царь, а топ-менеджер, нанятый страной по совокупности деловых качеств. То есть главные требования, которые к нему можно предъявить, - эффективность и исполнительская дисциплина. Точно такие же требования, видимо, он намерен предъявить и новому главе правительства. То есть от премьера президент хочет получить не игры в политику, не фигуру, консолидирующую вокруг себя общество, экономические и региональные элиты, а сугубо техническое исполнение своих прямых обязанностей - воплощения в жизнь решений вышестоящего начальника - главы государства.

Помимо административной реформы, частью которой является и модернизация самого правительства, одним из главных приоритетов нового курса будет борьба с коррупцией. Здесь уместно вспомнить и о намерении объединить все следственные органы (МВД, Генпрокуратуры и ФСБ) в Федеральной службе расследований, подчиняющейся лично президенту (теперь, может быть, и премьеру?), и об антикоррупционной экспертизе законопроектов. О том, какие именно секторы российской экономики в первую очередь подвергнутся антикоррупционной чистке, можно догадаться из слов самого Михаила Фрадкова, сказанных им в конце 2001 года. В России, согласно оценочным показателям, 40% финансов находятся `в тени`; утечка капитала составляет примерно 20 млрд долларов США в год, - заявил тогда г-н Фрадков . Однако ТЭК, по его словам, является лидером в области налоговых нарушений (за ним идут сырьевые товары, строительство, торговля и ВПК).

В заключение заметим, что итоги `политического интерактивного тотализатора` Страны.Ru, как, впрочем, и изысканий наших коллег из других СМИ, оказались далеки от реальности. Наши читатели в качестве наиболее вероятного премьера называли чаще всего Григория Явлинского, Сергея Иванова и Алексея Кудрина. Понятно, что читатели, скорее, учитывали не только реальные шансы тех или иных политиков, но и свои хотения. Президент своим решением еще раз подтвердил, что мыслит самостоятельно и нетривиально, не всегда опираясь на общественные ожидания. То есть берет всю полноту ответственности за свои решения на себя, не перекладывая части ее на общество и других политиков, в том числе и на партию парламентского большинства. Наверняка копилка оригинальных идей Владимира Путина включала в себя не только Михаила Фрадкова как премьер-министра. Так что нам предстоят четыре интересных года, полных всевозможных политических сюрпризов. Одним из них может стать и фигура преемника президента, которым, по мнению многих аналитиков, Михаил Фрадков рассматриваться пока никак не может.


Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199400
Перв. публик.: 01.03.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 31


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``