В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Сокуров: В России мои картины не нужны Назад
Александр Сокуров: В России мои картины не нужны
Cегодня в Италии, сначала в Турине, потом в Милане, Флоренции и Венеции начинается ретроспектива картин российского кинорежиссера Александра Сокурова. В ходе ретроспективы будет показано 50 картин петербургского мастера - практически все фильмы, начиная с самых первых работ, которые были созданы Сокуровым еще в бытность его работы на телевидении в городе Горьком и заканчивая последней работой `Отец и сын`. Накануне отъезда на Апеннинский полуостров Александр Сокуров рассказал корреспонденту `РГ` о предстоящем событии и о запуске в производство своего нового проекта - `Солнце`.


- Для предстоящей ретроспективы итальянцы собирали материал по крупицам в течение нескольких лет. Они побывали в Нижнем Новгороде, встретились с моим учителем Юрием Беспаловым, режиссером, у которого я учился. В итоге 17 ноября состоится презентация книги о моем творчестве. А 29 ноября в Венеции вместе с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским мы представим специальный показ `Русского ковчега`. Он пройдет в рамках культурных программ Эрмитажа в европейских фестивалях, связанных с кино. Отрадно, что все мероприятия в Италии организованы правительством этой страны, что свидетельствует об огромном интересе итальянцев к культуре России и, в частности к кинематографу. Участие в предстоящем показе `Русского ковчега` итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони наглядно демонстрирует тот масштаб, с которым итальянцы готовились к предстоящему событию. Оно очень важное для меня еще и потому, что итальянцы с их базовым кинематографом редко пропускают чужое кино внутрь своей профессиональной культуры. И это значит, что наш кинематограф становится им все интересней и интересней.

- Александр Николаевич, какова прокатная судьба ваших картин в России?

- Парадокс, но прокатчикам в России мои картины не нужны. Всему миру нужны, а нашей стране нет. К сожалению, в России положение дел с прокатом отечественных фильмов очень сложное - пробиться в кинотеатры практически невозможно. И все разговоры о сдвигах в этом направлении - блеф. Даже `Русский ковчег` мы не можем показать по стране. Сейчас, эти усилия я лично уже прекратил. Поеду в январе в Иркутск, где будет ретроспектива моих фильмов, в том числе показ `Ковчега`, но это одноразовый показ в одном единственном кинотеатре и тоже в рамках недели Эрмитажа в Сибири. А так пробиться к русскому зрителю с картиной на русском языке уже невозможно.

- Что необходимо предпринять, что бы изменить сложившуюся ситуацию в отечественном кинопрокате?

- В первую очередь принять ряд законов о поддержке отечественной культуры в целом и кинематографа в частности. Хотя в сложившейся ситуации менее всего я склонен винить Министерство культуры и людей, которые занимаются со стороны государства кинематографом, потому что как раз со стороны нашего государства с точки зрения экономики делается все возможное, чтобы кино поддержать - я это вижу и ни перед кем в данном случае не раскланиваюсь. Действительно, все возможные средства, если учитывать положение страны, а оно очень тяжелое, государство находит возможным выделять на кинематограф. Но то, что разрушена система кинопроката и то, что весь российский кинопрокат скуплен европейскими и американскими богатыми людьми, - это уже факт определенный, и факт более чем политический. Думаю, что в конечном счете, если в ближайшее время ничего не изменится, смысла снимать на русском языке картины уже не будет. Налицо процесс, когда, с одной стороны, мы наблюдаем отвращение от кинематографа серьезного зрителя, зрителю в последние годы стало тяжело смотреть серьезные картины, а с другой стороны - трудное материальное экономическое положение населения страны, когда человек и рад бы купить билет в кино, да возможности такой нет. В этом смысле очевидно, что билеты в кинотеатры должны быть очень дешевыми. В России нужно разработать и внедрить в жизнь специальную протекционистскую экономическую и политическую программу с тем, чтобы российский кинематограф беспрепятственно был предложен аудитории собственной страны. Большая политика начинается тогда, когда огромная часть эфирного времени в кино и на телевидении занято нерусской речью - это катастрофическая проблема, которая четко свидетельствует о том, что это не наша эстетика, не наша этика и это все не имеет отношения к развитию ни культуры, ни человеческих отношений, ни исторических традиций в России.

Помните, в Петербург на один из кинофестивалей приезжала немецкий режиссер Лени Риффеншталь? Когда я узнал, что в нашем многострадальном городе будет ретроспектива ее фильмов, то отказался вообще участвовать в этом фестивале, потому что я все-таки сын ветерана войны и ясно понимаю, что есть на самом деле пропаганда нацизма. Фильмы Риффеншталь - очень серьезные, опасные пропагандистские вещи, сделанные очень профессионально. Они пропагандируют и внедряют в сознание людей независимо от национальности позиции нацизма. C нацизмом компромиссов быть не должно. И, конечно, больно смотреть на то, как молодые российские журналисты и кинематографисты публично вставали перед Риффеншталь на колени, как перед богом. Матрицы уже захватывают наше сознание.

- Расскажите о новом проекте - фильме о японском императоре Хирохито.

- Новый проект, который мы запустили буквально на днях, носит название `Солнце`. Это третий фильм из задуманной мной тетралогии. Фильмов об исторических личностях прошлого века, повлиявших на судьбы сотней миллионов людей на всей планете, должно быть четыре: `Молох` о Гитлере, `Телец` о Ленине и `Солнце` о Хирохито. Четвертый, замыкающий тетралогию фильм - картина-обобщение всего исторического опыта, связанного с диктаторами XX века. Она будет снята по мотивам `Фауста` Гете. Название картины -`Солнце` - пока рабочее. Естественно, что главным персонажем фильма является японский император Хирохито. Он единственный из крупных исторических фигур прошлого столетия и единственный из диктаторов оси Германия - Италия - Япония, который остался жив после победы союзников над фашизмом и даже не был предан суду, не смотря на то, что он имел самое непосредственное отношение к развязыванию Второй мировой войны и к действиям Японии на всей территории Юго-Восточной Азии.

В нашем фильме будет рассказана история, которая разворачивается в 1945 году, тогда, когда американские войска уже заняли японские острова, в том числе главный остров, во главе с командующим экспедиционным корпусом генералом Маккартером. В это время в Токио император ждет решения своей судьбы и гадает: то ли его предадут суду, то ли повесят, как того требовал от американцев Сталин, то ли оставят жить. Этот фильм - история решения непростого вопроса судьбы человека в тяжелейших условиях континентальной политики страны-победителя в страшной войне. Это, конечно, историческая картина. Она - часть цепи художественного размышления, о том, как складывалось прошедшее столетие с точки зрения формирования личности диктатора, о том, как власть влияла на жизнь каждого из нас и как мы отражаемся в этой власти. Какие персонажи возглавляли исторические процессы, о том, что это были за люди и действия каких людей повлекли за собой столь масштабные трагические события, которые произошли в двадцатом столетии. За год я надеюсь отснять и смонтировать картину.

- Учитывая вышесказанное о прокате отечественных фильмов в стране, значит ли это, что российский зритель не увидит ваш новый фильм?

- Наш зритель, конечно, увидит картину, но сколько его будет? Несколько тысяч людей, пристально следящих за моим творчеством? Во всяком случае я сделаю все от меня возможное, что бы массовый зритель в нашей стране посмотрел этот, безусловно, интересный и познавательный фильм.


Дмитрий Мальцев
Дата публикации 17 ноября 2003 г.http://nvolgatrade.ru/

Док. 199357
Перв. публик.: 01.03.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 714

  • Сокуров Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``