В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ОАО `Российские железные дороги`: политика заимствований в ближайшие годы будет умеренной и острожной - интервью вице-президента ОАО Федора Андреева Назад
ОАО `Российские железные дороги`: политика заимствований в ближайшие годы будет умеренной и острожной - интервью вице-президента ОАО Федора Андреева
ОАО `Российские железные дороги`, созданное 4 месяца назад в рамках реформы железнодорожной отрасли РФ, наметило финансовую стратегию на 2004-2007 годы, ее первыми этапом станет реструктуризация кредитной задолженности и удешевление долга.

Об инвестиционно-кредитной политике железнодорожного холдинга в интервью специальному корреспонденту `Интерфакса` Рафаилу Бикмухаметову рассказывает вице-президент ОАО `Российские железные дороги` Федор Андреев.

Федор Борисович, не так давно ОАО `РЖД` заявило о своих предварительных планах в сфере заимствований. Не могли бы вы рассказать подробнее о вашей инвестиционно-кредитной политике?

На сегодняшний день кредитный портфель `РЖД` составляет порядка 10 млрд. рублей, он в основном перешел к нам в наследство от МПС. Министерство, как известно, в основном работало через опорные банки, и следствием этого стал достаточно дорогой на сегодняшний день кредитный портфель, который мы получили на старте, то есть 4 месяца назад. Поэтому первым шагом в этой сфере мы для себя считаем реструктуризацию существующей кредитной задолженности, удешевление долга.

Суть заключается в том, чтобы наш кредитный портфель в ближайшее время обходился нам не дороже 10% годовых. Поэтому мы ведем переговоры с Внешторгбанком, Сбербанком, Росбанком, Банком Москвы, Транскредитбанком, Балтийским банком и другими банками о возможности долгосрочного кредитования. В частности, ВТБ открывает нам кредитную линию на сумму 8,5 млрд. рублей под среднюю ставку 10% годовых. Встречались со Сбербанком и говорили о возможности такого же сотрудничества. Мы говорим о том, что нас интересуют краткосрочные и долгосрочные кредиты - у них такие возможности есть, у нас есть такие потребности. Дальше уже пойдет работа по определению конкретных условий кредита.

Другим существенным пунктом нашей стратегии является инвестирование в основные фонды. Отрасль остро нуждается в инвестициях, и мы это подтверждаем с цифрами и фактами, когда говорим, что износ основных фондов составляет порядка 50-55%. Что с 2005 года у нас начинается значительное выбытие основных фондов, начинает падать амортизационная стоимость оборудования. В предшествовавшие 3 года мы вложили в основное производство сумму меньшую, чем объем амортизации, на 65 млрд. рублей. А в следующие 3 года объем необходимых вложений будет превышать амортизацию примерно на 100 млрд. рублей. Поэтому, чтобы даже сохраниться на нынешнем уровне износа основных фондов, нам нужно за счет таких источников, как амортизация, прибыль и долгосрочные кредиты, вложить в ближайшие 3 года порядка $5 млрд.

Не могли бы назвать объем инвестиционной программы на текущий год?

Инвестиционная программа 2004 года компании утверждена правительством в объеме 134 млрд. рублей, она в том числе предусматривает закупку оборудования в лизинг на сумму порядка 12 млрд. рублей. Планируются долгосрочные кредиты от 5 до 7 лет. Кроме этого планируем выпустить рублевые облигации. Мы считаем, насколько нам позволяет рынок, возможные сроки погашения этих облигаций будут в пределах 1-5 лет и цена заимствования на уровне 8-8,5%, то есть на уровне крупнейших заемщиков. Мы для себя ориентируемся на эти параметры. Мы для себя обозначаем сентябрь, хотя конкретных сроков по выпуску этих облигаций еще нет. Для выпуска рублевых бондов требуется годовая аудиторская отчетность, которая появится у нас в апреле, и к маю-июню мы будем технически готовы.

Но обычно компании не слишком рискуют выходить на рынок летом, во всяком случае, такая традиция существует в России. Лето считается сезоном отпусков, и компании стремятся выходить на рынок в сентябре. Решение о выпуске еще должно быть принято советом директоров, надо провести тендер на выбор организатора и определить структуру долга. Но я уверен, что интерес к нашей бумаге будет очень высокий, в частности, в силу того, что соотношение выручки и долга у нас гораздо лучше, чем у сопоставимых с нами российских компаний.

У нас, если сложить все кредиты и лизинг, получится порядка $500 млн. при годовой выручке в $22 млрд. Соотношение составляет чуть больше 2%. Понято, что оно мизерное, а для инвесторов это достаточно важный показатель. Традиционно считается нормальным, когда кредит составляет порядка 50% от доходов, то есть можно говорить, что сумма до $10 млрд. не испугает инвесторов. Однако поскольку мы находимся на начальном этапе реформ, поскольку еще не построена долгосрочная финансовая модель, мы говорим, что наша политика заимствований в ближайшие 3 года будет весьма умеренной и осторожной, но мы будем готовы, чтобы в случае необходимости выйти на масштабные заимствования.

В частности в 2004 году мы планируем получить чистую прибыль по РСБУ порядка 8 млрд. рублей, а уже с 2005-2006 года, мы ожидаем, это будет прибыль на уровне $1 млрд. в год. Получается, что таким образом мы будем продавать бумаги компании, которая не обременена долгом, которая по соотношению прибыли и долгов имеет очень большой запас. В 2003 году ЕВIТDА составила 140 млрд. рублей, и она будет расти. В 2004 году она ожидается в пределах 140-150 млрд. рублей. Амортизация у нас примерно на одном и том же уровне - порядка 120 млрд. рублей. На самом деле мы имеем одну из самых больших в России инвестиционных программ и источник ее, по сути дела, амортизация. И мы для себя ставим задачу активней обращаться к долгосрочным кредитам, а под долгосрочными кредитами мы для себя видим, конечно, то что уже сделал `Газпром` - это 10-летние валютные облигации. И это хороший приоритет. Тем более мы понимаем, что российский долговой рынок пока по емкости не велик. Впрочем, его возможности расширяются. Ведущие субъекты федерации уже сейчас выпускают семилетние облигации. Если объемы таких инструментов будут существенными, это и для нас станет полноценным инвестиционным ресурсом.

Чтобы выйти на международный рынок заимствований вам понадобится отчетность по международным стандартам, когда вы планируете ее опубликовать?

Ориентировочно она может быть в мае или в июне. Но для валютных бондов важно другое - они должны привлекаться подо что-то. Надо иметь понятную долгосрочную инвестиционную программу. Сейчас пока работаем только над трехлеткой, 2 марта мы должны ее сдать на обсуждение совета директоров и в апреле ее утвердить.

После сразу же начнем работать над более долгосрочной программой на 10-лет, поскольку срок окупаемости инвестиций в железные дороги где-то на этот срок и ориентируется. Если вы выходите на валютный бонд, то инвесторы попросят показать именно 10-летку. Есть 10-летняя программа развития транспорта, написана куча всяких записок, о том как должна развиваться транспортная сеть, но на финансовую модель это пока еще никто не переложил. Поэтому я не думаю, что выпуск валютных бондов прямо так можно вбить в календарный график. Задача 2004 года - это выпуск рублевых облигаций, открытие кредитных линий в российских банках, то есть такая работа на внутреннем рынке. Помимо этого - получение международного кредитного рейтинга ведущих агентств - Stаndаrd & Рооr`s и Мооdy`s, чтобы уже в 2005 году можно было бы действительно поставить себе задачу выхода на международные рынки, уже определившись с инвестпрограммой и параметрами выпуска. Поэтому валютный бонд - это скорее история будущего.

Какой кредитный рейтинг вы надеетесь получить?

На что мы сейчас ориентируемся в идеале - это, конечно, уровень страновой. У нас есть шансы для этого, поскольку мы на 100% принадлежим государству. Мы для себя планируем либо на одну ступень ниже, либо на уровне суверенного. Мы обсуждаем с банком JР Моrgаn Сhаsе так называемую рейтинговую поддержку, поскольку мы - компания молодая, и еще только делаем первые шаги на финансовых рынках. Нам будет оказана помощь в правильном составлении программы инвестиций, финансовой модели, всего того то, что требуется для рейтинговых агентств.

Если говорить о сроках, то от получения международной отчетности средний срок работы с рейтинговыми агентствами составляет 1-2 месяца. Но, учитывая что для нас эта процедура новая, мы не намерены ломать дрова, мы спокойно для себя закладываем месяца два.

По поводу рейтинговой поддержки мы общались с несколькими банками, встречались с ING, Sосiеtе Gеnеrаlе, мы консультировались в том числе с аудиторскими фирмами. Мы могли бы и самостоятельно получить рейтинг. Основной вопрос - это показатели, которые у нас есть: общая выручка, выручки и долга, ЕВIТDА - они достаточно высокие. Большое значение имеет то, что мы принадлежим государству. Между тем ключевым фактором будет то, как менеджмент компании сможет доказать и обосновать, что они имеют стратегию развития, что они понимают, как компания будет двигаться на этапе реформ. Это будет иметь ключевое значение.

Не собираетесь ли в 2004 году помимо российских привлекать западные банковские кредиты?

Вы знаете, сейчас достаточно интересная ситуация - многие западные банки стремятся работать в рублях, учитывая девальвацию доллара. Мы им такие вопросы задаем. И, в частности, что характерно, когда мы говорим о рублевых облигациях, многие западные банки выражают готовность и намерение выступать в качестве со-организаторов, участников синдиката, фактически открывать рублевые кредитные линии. Но конкретных переговоров не было. Мы понимаем, что если от западных банков будут линии, то они будут небольшие с учетом рисков на Россию и на новую компанию. Понятно, что у них процедура гораздо жестче.

Как ваша кредитная политика отразится на тарифах?

Та работа, которую мы делаем сейчас, существенно удешевит заимствования. Я считал, что каждый процент снижения долгового бремени будет давать порядка $10 млн. экономии. Но потом, когда мы будем сумму увеличивать, естественно это будет сказываться на тарифах. Мы надеемся, что наши инвестиции будут не просто освоением денег, а приведут действительно к снижению издержек, увеличению прибыли, как это любят говорить железнодорожники, ускорению оборачиваемости вагонов.

Мы себе закладываем темпы роста прибыли, исходя из роста доходов. Темпы роста наших доходов, как мы видим, напрямую зависят от темпов роста промышленности. Поэтому, с моей точки зрения динамика финансовых показателей может быть даже лучше, чем мы себе закладываем. Основную часть доходов мы получаем от грузовых перевозок, за которые платят крупнейшие российские компании - металлургические, нефтяные, угольные.

Платить они готовы ровно столько, сколько позволяет их норма прибыли. Повышение тарифа не должно приводить производителей к убытку. Но, поскольку держатся высокие мировые цены на металлы, нефть и уголь, компании растут, российская экономика растет, промышленность выросла более чем на 10%, реальные показатели будут лучше, чем мы запланировали. В 2003 году мы планировали рост объема перевозок на 4,5%, на уровне роста экономики, но они реально выросли на 10%. Понятно, что мы получаем реальные сверхплановые доходы, как за счет объемов, так и за счет роста тарифов.

На самом деле, это интересная тема - как тарифы должны влиять на экономику, ограничивать инфляцию или стимулировать ее. Многие эксперты считают, причем западные, что нет ничего более губительного для железнодорожной отрасли, чем реформы. Государство должно оставить себе только инфраструктуру. Когда бизнес перевозок попадает в коммерческие руки, то иногда происходят достаточно странные вещи с прибылью. Если вы пытаетесь повышать тариф за инфраструктуру для ее поддержания, то компания-перевозчик говорит, что у нее нет прибыли. И тут неожиданно, как, например, это было в Англии, начинают падать поезда, у государственных компаний появляются огромные убытки и прочее. Есть о чем подумать.

Что касается нас, то рост чистой прибыли помимо стабильного повышения доходов обеспечивается снижением расходов, мы ведем большую работу в этом направлении, для чего начинаем вводить раздельный учет затрат. Мы себе ставим задачу, чтобы у нас темпы роста расходов были ниже уровня инфляции. В этом году мы с гордостью заявляем, что при инфляции в 12%, расходы выросли только на 9%. Такую же динамику мы планируем сохранять в будущем. Снизить расходы позволит передача жилья муниципалитетам, выделение непрофильных активов и, прежде всего, невложение денег в непрофильные активы.

Не секрет, что в недавнем прошлом основными приоритетами МПС было вложение даже не в основные фонды, а в инвестпроекты. Это общие слова, но с этого года сводный бюджет `РЖД` контролируется через казначейскую систему и формируется из 9 бюджетов: бюджета расходов, доходов, продаж, инвестиций, закупок. И если раньше планировали одно, а реально получали другое, то теперь мы надеемся (хотя еще, в общем-то, итоги первого квартала только будут подведены), что у нас внеплановые расходы прекратятся.

По январю пока общие тенденции понятны, у нас опять растут опережающими темпами доходы за счет роста грузовых перевозок и, что позитивно, у нас очень хорошая динамика по пассажирам. Есть понимание, что те убытки от пассажирского транспорта, которые мы не стесняемся озвучивать - порядка 60 млрд. рублей в год - могут быть не, скажем, сведены к нулю, но существенно уменьшены.

истая прибыль `РЖД` в 2003 году была 12 млрд. рублей, в 2004 ожидается снижение до 8 млрд. рублей. С чем это связано?

На самом деле 12 млрд. рублей - это прибыль, полученная по итогам 9 месяцев МПС, и прибыль, которую уже получило `РЖД` по итогам четвертого квартала. Поэтому, когда говорится 12 млрд. рублей, то имеется в виду, что мы, как только появившееся АО по итогам четвертого квартала получили прибыль чуть более 2 млрд. рублей, а МПС - остальное. Между тем там есть некоторые особенности бухгалтерии. `РЖД` существует как акционерное общество, которое имеет 166 филиалов, более 90% всей выручки фактически формируют 17 дорог. Когда это было МПС - это были отдельные юрлица, совсем другие межбюджетные отношения, существовали зачеты доходов и расходов будущих периодов. Поэтому прибыль за 2003 год носит скорее виртуальный характер, чем реальный.

Вы уже завершили инвентаризацию имущества?

Инвентаризацию мы еще не завершили, такая у нас достаточно непростая история. Передавали имущество с МПС на `РЖД`, мы его еще не до конца зарегистрировали в Минюсте, соответственно инвентаризацию сейчас делать достаточно тяжело. Но мы, надеюсь, завершим ее в ближайшее время. Должны завершить до опубликования отчетности за 2003 год.


1991-2004 Intеrfахhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199354
Перв. публик.: 01.03.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 29


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``