В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ивар Калныньш: `Один раз конь приревновал ко мне Белохвостикову` Назад
Ивар Калныньш: `Один раз конь приревновал ко мне Белохвостикову`

Ивар Калныньш: `Один раз конь приревновал ко мне Белохвостикову`В ближайшее время в российский прокат выйдет фильм режиссера Натальи Наумовой `Год лошади - созвездие скорпиона`, в котором одну из главных ролей сыграл один из самых обаятельных актеров советской школы кино Ивар Калныньш. О фильме, современном искусстве и просто о своей жизни Калныньш рассказал обозревателю Страны.Ru Марии Свешниковой.

- Ивар, если я правильно понимаю, вы играете в фильме `Год лошади - созвездие скорпиона` одну из главных ролей?

- Да, я занят в большом эпизоде, который длится почти треть фильма. Играю музыканта, который появляется в картине одним из последних. Он проводит ночи в трамвайном депо и живет в трамвае.

- То есть он (или Вы) - фактически бомж?

- Ну, не совсем. Он музыкант, даже виртуоз, скрипач. Просто у него проблемы дома, и он там не живет. В депо он играет на скрипке и там же спит. Он просыпается и видит: в его вагоне стоит белая лошадь. Кошмар какой-то - лошади уже мерещатся. Так все начинается.

- А вы умеете играть на скрипке?

- Немножко.

- Вы до этого фильма уже играли с Натальей Белохвостиковой?

- Да, это была картина `Разыскивается опасный преступник`, где я играл офицера, не подчинившегося приказу стрелять в людей. Его сажают в тюрьму. У него были какие-то проблемы с женой, и любовницу играла Белохвостикова. Еще я снимался в `Маленьких трагедиях`, но там мы не встречались, потому что Наташа играла Донну Анну, а я две маленькие роли - Фауста и Дона Карлоса в `Каменном госте`. Так что мы давно знакомы.

- Вам нравится сниматься в таком составе? Вы, конечно, скажете `нравится`, но лучше - поподробней.

- Мне так кажется, что у нас получается. Кроме того, я очень рад, что этот фильм ее снимала дочка, и мы снова встретились.

- Ее дочь - молодой режиссер?

- Это ее первая картина.

- А как вы относитесь к молодым российским режиссерам?

- С любовью. Мне очень интересно, и, естественно, нужна новая кровь. Появляются очень талантливые молодые люди, и артисты и режиссеры. У нашего кинематографа есть будущее - это чувствуется по многим фильмам, и можно всем только пожелать удачи.

- От актеров старой, классической школы приходилось слышать, что они очень недовольны молодыми режиссерами. Они рассказывают, что иногда им приходится учить режиссеров прямо по ходу сцены, поскольку те не знают как что сыграть. У вас было такое?

- Может быть, немножко меняется эстетика, да и вкус ко всему. Не стоит также забывать и о моде. Надо учитывать, что когда мы занимаемся высоким искусством, то тоже все меняется и ничто не стоит на месте. Может быть, кому-то что-то непривычно, но каждое поколение приходит со своим ощущением, со своим мировоззрением, со своим талантом. Но это нормально.

- Что вы можете сказать о Наумовой, как о режиссере?

- Я думаю, что у нее все получится. Семья талантливая. Конечно, надо руку набить. Режиссер - это не женская профессия, хотя мы знаем хороших режиссеров женщин, и не одну. Но мало. Потому что режиссер - мужская профессия. Капитаном корабля командовать или творчеством заниматься очень непросто. У режиссера сложное творчество, через других людей выражать свое. Это психологически сложно, и даже физически трудно.

- В фильме с названием `Год лошади` должна присутствовать атмосфера Востока?

- Нет, ничего подобного. Это городская лирика, даже, скорее, романс. Трое (третий - конь) ходят по городу пустынному. Утро, ночь, на улицах нет никого. Это было сложно снять, потому что съемки проходили и днем, и вечером, и утром - но в Москве найти трамвайные пути, где нет людей даже ночью, очень сложно. Так что все приходилось специально организовывать, закрывать улицы и ловить момент. Лошадь, правда, не всегда подчиняется, так что надо было ждать. С животными всегда сложно.

- Классические актеры, поучая молодежь, всегда говорят: никогда не играйте после животных и детей - неблагодарное и проигрышное дело.

- Да, есть такая, как говорится, собачья органика. Взрослым мешает интеллект и воспитание. Что касается животных их документально надо провоцировать на какой-то поступок. И с детьми также работают - много провокаций, уже прямо в кадре. Кроме того, и у тех и у других - всегда живая, непосредственная, неожиданная реакция. Взрослые ее часто изображают, поэтому и не получается такой естественности, как у детей или животных. Кроме того, они интересны сами по себе. Но это не искусство.

- Вам удалось переиграть лошадь?

- Никаким образом. Ее надо было просто ставить в кадр, заниматься с ней. Она же идет, куда хочет, не понимая, где камера, что сниматься надо обязательно именно сейчас.

- Были какие-то смешные истории?

- Один раз конь приревновал Наташу ко мне и куда-то убежал (это и по сценарию нужно было, но у нас конь действительно убежал). Потому его долго ловили. Машины, трамваи, транспорт, улица и - конь бежит. Пришлось всем поволноваться.

- Вы - капризный актер? Именно не требовательный, а капризный, с претензией: хочу, чтобы было по-моему.

- Нет, если мне что-то непонятно или я что-то не чувствую, я обязательно обсуждаю с режиссером и с партнерами. Мы всегда выбираем оптимальный вариант. Всегда есть какие-то сцены, которые каждый по-разному чувствует, как сыграть. У режиссера может быть свое видение, и бывало, что оно не совпадало с моим. Но у меня никогда никаких скандалов не было.

- Бывает, что вы отказывались играть в фильмах?

- В основном это происходило потому, что у меня не было времени.

- А потому, что вам не подходит сценарий или актерский состав, вы не отказывались?

- Ну, это редко. Таких предложений, можно сказать, и не было.

- Скажите, у вас нет ностальгии - раньше было лучше?

- Ностальгия, естественно, есть, но не в таком смысле, что было лучше. Что-то прекрасное было тогда, но много чего, не менее прекрасного, происходит и сегодня. Все зависит от самих людей. Так же и в искусстве, как я уже сказал, все меняется, и надо принимать перемены. Просто надо открыто смотреть на жизнь.

- Вы много снимаетесь в Риге?

- Последнее время у меня практически не бывает съемок в Риге, но оказалось много дел в Москве - и театральные постановки, и съемки. Так что в Риге бываю только наездами.

- Вам оказалась ближе Москва?

- В последние два года да, в основном вся моя работа оказалась сосредоточена в Москве. Так что на два города живу.

- По менталитету вам легче там или здесь жить? Рига стала более европеизированная?

- Так все-таки нельзя сказать. Рига, безусловно, меняется, как вся наша Совдепия меняется, все города. И бизнес делает свое дело, и политика. Но по атмосфере... в каком-то смысле улучшается - интерьеры, строительство, дороги, дома. И это прекрасно. Но в том, что касается искусства, стоило бы немножко по-другому хозяйничать - у культуры практически нет государственной поддержки.

- Вы смотрите современные фильмы новых русских режиссеров? Вы можете их оценить?

- Недавно я посмотрел американскую картину, но режиссер русский. Его увезли 14-летним ребенком, в Штаты в 77 году. Он снял потрясающую картину. Очень грустная история, фильм тяжелый, но шикарно снят, масштабно и с хорошими актерами. Картина о проблемах эмигрантов, уехавших из Ирана. О том, как чувствует себя семья мусульман, где главный герой - военный, который пострадал, поскольку он был приближенным шаха. История кончается трагически. И снял ее русский режиссер, в том, как она сделана чувствуется русская душа.

- Владимир Ильич Ленин когда-то написал, что `важнейшим из всех искусств для нас является кино`. Потому что оно - самое зрелищное, массовое искусство, через которое можно влиять на массы.

- Безусловно, у кино - самая большая аудитория. Все режимы всегда обращали очень большое внимание именно на кино.

- Сейчас самым зрелищным оказался сериал. Вы тоже играете в сериалах?

- В сериалах играю. Бывают хорошие сериалы, бывают похуже. Это телевизионная специфика, там не следует говорить о каком-то высоком искусстве, потому что почти всегда сериал повод - для рекламы. Но телевидение снимает сериалы, и не всегда мы имеем дело с хорошей драматургии. Если в фильме 100 серий, там, естественно, не будет хорошей драматургии. Если 10-12, еще можно написать историю, которую реально рассказать такими кусками. Но в тех сериалах, где очень много серий, почти никогда не присутствует хорошая драматургия.

- Есть фильмы, о которых вы жалеете, что сыграли там?

- Есть неудачные картины, где можно было и не играть. Иногда знаешь, что там ничего особенного нет, но режиссер уговорит или просто хорошая компания соберется. Сценарий плохой, а компания интересная, и, бывает, что получится из не очень хорошего сценария более-менее интересный фильм. Ведь прежде тоже не все режиссеры хорошие картины снимали. Снимали, потому начальство разрешило. А сидеть и ждать, пока дадут `Гамлета` снять? Не у всех возможность была такая.

- В свободное время, что вам ближе из мужских занятий - охота, рыбалка?

- Горные лыжи зимой. Я люблю по горам лазить. Когда есть свободная минута, я сразу уезжаю в горы. Я не рыбачу, не охочусь.

- Кроме работы, какие у вас еще есть интересы?

- Это музыка, правда, это тоже часть моей профессии. Я занимаюсь не только театром, киноискусством, но еще и концертной деятельностью. Я всегда записывал музыку, песни, хотя и не считал, что это самое главное. Когда есть свободные моменты вне основной моей деятельности, я занимаюсь моими музыкальными проектами.

- Вы сочиняете музыку? Песни?

- Нет. Бывает, но редко, что с текстами поработаю. В основном жизнь дарит мне мелодии - это может быть спектакль, какая-то тусовка, друзья-музыканты. И мелодии накапливаются, а я их просто фиксирую. Вот 14-15 февраля был в Киеве (я дружу с украинским певцом Павлом Зебровым) и вернулся с целым репертуаром. Он сам пишет музыку и потрясающие песни на русском и на украинском языках. Я участвовал в его шоу, и у нас появилась идея - Ивар Калныньш поет песни Павла Зеброва. Он мне дал все материалы, так что буду готовиться, к лету издадим диск. Один диск я 3 года назад выпустил на русском языке в Фонде Райкина. Есть еще на латышском языке несколько проектов, но это уже дома, в Риге. Я записал песни разных авторов, с которыми знаком, есть даже из спектакля, который был моей дипломной работой. Лирика в основном.

- У вас остались мечты - где бы вы еще хотели сыграть, но не сыграли?

- Я хотел бы участвовать в постановке музыкальной истории.

- То есть в мюзикле?

- Возможно, в мюзикле - в этом жанре у меня нет почти ничего. Или в какой-то яркой комедии. Такого не было, а я чувствую в себе нерастраченный юмор. Но сейчас я не вижу ярких комедий, потому что это самый сложный жанр. Юмор - это очень сложно, очень серьезно. Это всегда была проблема.

- Вы - веселый человек?

- Я думаю да, потому что я в театре и комедию, и классику играл - все подряд. А в кино - мало, мне этого не хватает.


Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199322
Перв. публик.: 01.03.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 30


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``