В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Всегда на острие людских бед Назад
Всегда на острие людских бед

Всегда на острие людских бедЭлла Памфилова - одна из немногих российских политиков, кто, начав карьеру еще в СССР, продолжает оставаться во главе масштабных дел и в новой России. И дела, за которые она берется, как правило, самые сложные, политического `капитала` особо не сулящие. Тем не менее, Элла Александровна неизменно их вытягивает. Как, например, Комиссию по правам человека при Президенте РФ, которую Владимир Путин предложил ей возглавить в июле 2002 года.


Q: Элла Александровна, обычно правозащита дистанцируется от власти. А ваша Комиссия - одно из подразделений Администрации Президента РФ. Насколько, по Вашему впечатлению, проблематика прав человека важна для Владимира Владимировича Путина?
- Само существование Комиссии в новом качестве, ее нынешний состав свидетельствуют об интересе и серьезном отношении Президента к этой теме и созданию в стране эффективной системы защиты прав человека. Комиссия действует уже давно, более 10 лет, но в прежнем ее составе было много чиновников. Я возглавила эту структуру полтора года тому назад и предложила другую форму работы. В чем ее специфика? Комиссия не является одним из подразделений Администрации Президента. То есть она - при Президенте РФ, но существует на общественных началах. Члены Комиссии - тридцать человек - авторитетные люди, лидеры правозащитных организаций и других крупных объединений, за которыми мощный ресурс. Но все мы работаем на общественных началах, никто из нас не является чиновником.
Q: И вы тоже?
- В том-то и дело. Эта организация - уникальная. Наш административный ресурс заключается только в одном: в возможности встречаться с Президентом в случае необходимости, общаться напрямую и доносить до Президента боль, чаяния, потребности и взгляды общества на самые важные проблемы в правозащитной сфере. Комиссия стала одним из каналов, связывающих власть в лице Президента РФ с гражданским обществом, причем, в самой горячей сфере. У нас очень большая поддержка - мы опираемся на целую сеть общественных организаций, даже шире, чем просто правозащитных. И второе, может быть, самое главное - у нас есть возможность не только доносить остроту проблем, но на основе потребностей общества и его инициативы формировать конкретные предложения, как эти проблемы решать.
Q: За эти полтора года ситуация с правами человека изменилась в лучшую сторону?
- Рапортовать об успехах - это не наша задача, здесь и без нас много желающих... А для нас главное - выявлять самые острые проблемы, недоработки, проявления произвола в отношении людей. Одно могу сказать, Комиссия доказала свою состоятельность - несмотря на то, что она общественная - умением профессионально формулировать предложения по ключевым проблемам защиты прав человека. Именно поэтому Президент считается с нашим мнением, принимает наши предложения и опирается на них. Практически все серьезные предложения, подготовленные нами за этот период, были поддержаны, и Президент давал поручения по их реализации.
Q: Могли бы Вы привести наиболее важные инициативы Комиссии последних полутора лет?
- Инициатив много. Например, мы обратились к Президенту с просьбой поддержать необходимость `Закона об общественном контроле за соблюдением прав человека` в местах заключения. Благодаря этому Дума, наконец-то, взялась за многострадальный закон, к которому прежде относилась довольно равнодушно. Первое чтение он прошел, и я уверена, что депутатский корпус совместно с правозащитниками из Комиссии его доработает. У нас сложились деловые отношения с Министерством юстиции РФ, экспертным сообществом и многими общественными организациями.
Вообще, Комиссия активно участвует в реформе пенитенциарной системы, и тут мы опять находим поддержку со стороны Президента. Это предмет нашего обсуждения и сотрудничества. Реформа довольно успешно продвигается, что отмечают практически все международные организации. И, надо сказать, одна из заслуг Президента, что у нас идет гуманизация уголовно-процессуальной политики. Он был инициатором целого ряда серьезных поправок, в том числе не без участия правозащитного сообщества и Комиссии. Работа продолжается, например, кодифицировано понятие `пытка`, что очень важно. Вот это - второе важнейшее направление.
Третья, очень серьезная проблема - права ребенка, создание системообразующей базы правовой защиты детей. Это и ювенальная юстиция, и поддержка семьи, и профилактика правонарушений со стороны несовершеннолетних. У нас дети оказались самыми уязвимыми в правовом отношении. Уровень произвола по отношению к ним со стороны многих государственных и общественных структур, а также со стороны самой семьи усилился многократно. Это страшные приметы времени. Общество и государство должны здесь объединить усилия. Президент это направление тоже поддерживает. Он - наш союзник в разработке целого ряда мер, таких, как профилактика, реабилитация, расширение альтернативных видов наказания, социальное сопровождение и т.д.
В декабре 2002 года, на нашей первой встрече с Президентом РФ, мы остро поставили вопрос о несовершенстве нового закона о гражданстве, о том, что на нелегальном положении оказалось огромное количество граждан бывшего Советского Союза. Люди много лет жили в России, считали себя россиянами и вдруг, при обмене паспортов, узнали, что они не являются гражданами России. Для них это был шок... По инициативе Комиссии Президент дал поручение о доработке `Закона о гражданстве`. Мы практически полтора года не давали спокойно спать чиновникам. Много нервов попорчено, но это еще далеко не все. Поправки приняты, но работа в этом направлении продолжается.
Q: Будете дорабатывать Закон?
- Дело не только в этом законе, а вообще в системе мер. Мы считаем, что до сих пор в России нет осмысленной современной миграционной политики, которая включает очень много аспектов и факторов. Те государства, которые эту политику правильно сформировали, успешно решили целый ряд проблем: экономических, демографических, культурных и т.д.
Q: От деятельности Комиссии может быть и экономический эффект?
- По крайней мере, мы считаем, что правильная миграционная политика - жизненно необходима и должна была бы способствовать пополнению государственного бюджета, трудовых ресурсов. Решение этих проблем выводит из криминальной сферы нелегальных мигрантов, ужесточает меры в отношении работодателей. Но для этого необходимо создать благоприятные условия для репатриации наших соотечественников. То есть здесь необходим целый набор мер, включая создание полноценной миграционной службы.
Очень серьезная проблема - произвол по отношению к гражданам со стороны чиновников, и не только государственных, но теперь, с возникновением разных форм собственности, и в негосударственной сфере. Под произволом я имею в виду безответственность, формализм, причем, чем ниже уровень, тем меньше ответственности. Люди по пустяшным проблемам вынуждены скитаться, тратить массу времени, обращаться в вышестоящие инстанции, где от них отделываются отписками, часто просто штампуя ответы. Именно поэтому Комиссия стала инициатором разработки законопроекта `О праве граждан на индивидуальные и коллективные обращения`. Правильно говорил Президент: мы живем уже давно в другой стране, а в этой сфере вынуждены пользоваться законодательной базой Верховного Совета СССР 1968 года! Надо сказать, тяжело сдвигается эта работа. Еще более года назад Президент дал поручение, но мы встретили такое сопротивление со стороны разных ведомств и чиновников! Хотя мы предлагаем обоюдную ответственность, в том числе и со стороны граждан. Но, конечно, в первую очередь со стороны государственных органов.
Можно перечислять еще много аспектов, по которым мы работаем и встречаем понимание со стороны Президента.
Q: Каким проблемам была посвящена последняя встреча с Президентом?
- Это была беспрецедентная встреча, она состоялась 10 декабря 2003 года и длилась четыре с половиной часа. Предметом обсуждения были очень важные вопросы. О степени важности можно судить по составу: присутствовали все руководители правоохранительных органов - председатели судов, генеральный прокурор, директор ФСБ, министр МВД, министр юстиции, а также министр печати, глава Администрации Президента РФ Дмитрий Медведев, зам. главы Администрации Виктор Иванов, члены Комиссии, правозащитники. Предметом обсуждения стали предложения Комиссии о создании механизмов общественного, судебного и государственного контроля по соблюдению прав человека и снижению уровня произвола в отношении граждан со стороны самих правоохранительных органов. Обсуждали весь пакет проблем: качество следствия, совмещение следственной и надзорной функций прокуратуры, коррупция в этих органах, причины, по которым наша судебная система пользуется низким доверием со стороны граждан. Удручает тот факт, что порой граждане боятся милиционеров больше, чем бандитов. Эту ситуацию надо менять, в том числе повышая и статус, и престиж сотрудников правоохранительных органов. Я надеюсь, что наши предложения будут реализованы в рамках административной реформы.
Q: Еще одним проблемным местом с точки зрения соблюдения прав человека остается Чечня. Что удалось сделать Вам и Вашей Комиссии?
- Естественно, это - одна из самых горячих проблем, и мы не можем быть в стороне. Все, что от нас зависит, мы делаем. В частности, нам удалось предотвратить принудительное возвращение чеченских беженцев из Ингушетии в Грозный. Я сама в прошлом году ездила в Чечню более 10 раз, и в этом году уже была. Комиссия пытается держать ситуацию под контролем, выводы и предложения Комиссии докладываем Президенту.
Q: Еще одна `горячая точка` - армия. Удается ли сотрудничать с армейским руководством? Насколько закон об альтернативной службе соответствует международным стандартам соблюдения прав человека?
- Я начну с того, что Президент поддержал наши предложения об увеличении пенсий военнослужащим, которые побывали в `горячих точках` и получили высокую степень инвалидности. Эти ребята получают очень низкую пенсию, их так мало - менее пяти тысяч. К сожалению, правительство в этом вопросе проявляет недопустимое равнодушие! Но это не значит, что мы с этим смиримся...
Комиссия сотрудничает и с общественными организациями, которые занимаются проблемами военнослужащих и их семей, и с представителями Министерства обороны РФ - мы вместе очень хорошо поработали на Российском форуме (октябрь 2003 г., Нижний Новгород), нашли точки соприкосновения и по военной реформе, и по вопросам решения социальных проблем военнослужащих. Под эгидой Комиссии издали `Справочник по защите прав военнослужащих`, а сейчас готовим справочник о правах женщин-военнослужащих.
Недавно с участием Комиссии была проведена международная конференция, где обсуждались проблемы введения в России альтернативной гражданской службы. С нами делились опытом, например, депутаты бундестага - в Германии становление альтернативной гражданской службы шло 40 лет. Так что мы очень серьезно обсуждали плюсы и минусы нашего закона, выслушали критику и со стороны общественности. Достаточно жесткий, но очень интересный состоялся разговор. Поправлять закон однозначно надо. Введение в России альтернативной службы во многом будет зависеть от качественного изменения армии, от того, как пойдет реформа.
А что касается отношения к нам армейского руководства... Много острых тем мы поднимаем, не всегда находим взаимопонимание. Конечно, от тех, кого мы критикуем за бездушие, за дедовщину, за нарушения прав, мы любви особой не ждем. Но министр обороны Сергей Иванов с пониманием относится к нашей деятельности.
Q: Элла Александровна, позвольте задать Вам личный вопрос. Уже полтора года Вы возглавляете Комиссию. Удается ли справляться с той болью, которая естественна при виде чужого горя? Ведь это - Ваша повседневная работа.
- Как опытный политик, который уже много лет находится на острие людских бед, я давно уже научилась справляться со своими эмоциями, держать удар. Человек должен уходить от тебя с надеждой и верой в собственные силы. И я убеждена, что чем больше ты хочешь помочь людям, тем тебе самому надо быть сильнее.

httр://www.kvоrum.ru/stаt.рhtml?stаt=36

Редакция интернет-версии:infо@kvоrum.ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199298
Перв. публик.: 27.02.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 141


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``