В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В. И. Зоркальцев `Духовное единение (духовное единение и плюрализм)` Назад
В. И. Зоркальцев `Духовное единение (духовное единение и плюрализм)`
ВВЕДЕНИЕ

Жить единым человечьим общежитьем...

В книге `Духовное единение`, которая является первой частью предлагаемой общей работы, всесторонне рассмотрена роль православной традиции в становлении и упрочении духовности российского общества. Несмотря на то, что наша страна многонациональная и многоконфессиональная, именно православие определило основы российской духовности, на благодатной почве которой выросли взбудоражившие весь мир идеи социальной справедливости и народной вольности. Благодаря им Россия стала родиной самой масштабной по своему размаху, участию масс и глубине социальных преобразований революции, коренным образом изменившей ход мировой истории. Движущей силой революционного прорыва, осуществленного народами России, явилась уникальная духовность, формировавшаяся на протяжении многих веков на полиэтнической основе всеми слоями российского общества.
Духовность, как показано в первой части, включает в себя все элементы не только общественного, но и индивидуального сознания. Это, по сути дела, вся жизнь человека во внематериальной среде.
Духовность включает в себя религиозные и другие идеологические предпочтения, принятые народом. Но и религия, и идеология, не говоря уже о политике и экономике, в современном обществе плюралистичны.
Перефразируя известную формулу В.И.Ленина , можно сказать, что Россия выносила, выстрадала свою духовность на всем, без малого, полуторотысячном историческом пути к процветанию и социальному прогрессу, начатому с момента прихода славян в Приильменье и Приднестровье. Геополитические противники молодого восточнославянского государства не раз пытались разрушить его духовность, подменить ее суррогатами или заимствованиями у далеких и близких соседей. Но вольный дух десятков поколений пахарей, ремесленников, воинов, их устремленность к справедливости и вселенской соборности помогали даже в самую страшную минуту хранить верность идеалам отцов, великой Традиции, сделавшей имя России самым ярким и блистательным в мировой истории.
Широта менталитета русских людей, их открытость, нравственная стойкость, человеколюбие, верность данному слову, коллективная взаимопомощь в труде, быту и борьбе всегда вызывали восхищение у друзей и соратников и злобную зависть у соперников и недругов.
До сих пор в мире не прекращаются споры о непредсказуемости русских, о их загадочной душе, о мессианистской роли России. Но лучше всех сказал об этом Ф.И.Тютчев, великий поэт и блестящий дипломат. Его стихотворная строка: `В Россию можно только верить`, как нельзя точно, высказала отношение к русской духовности и тех, кто ее принимал, и тех, кто ее отвергал.
Конечно, духовность есть у каждого народа. И, чаще всего, она прекрасная. `Делай другим то, что хотел бы сделать и для себя`,- гласит духовная заповедь одних. `Становись таким же сильным, как мы`,- вторят им другие. `Принесем всем свободу, благополучие, подлинно человеческие права`, - провозглашают свое духовное кредо третьи. Но только русский поэт мог написать о своем герое-земляке:
Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.
Готовность к самопожертвованию во имя других, общего блага - вот главное выражение российской духовности, следование традициям которой превращает любую жизнь в светлое подвижничество.
В настоящее время духовные начала в нашей стране подвергаются безжалостному разрушению. Им противопоставляется плюралистическое устройство, объявляемое высшим выражением и венцом общественного и государственного демократизма. Но давно известно, что плюралистичными не могут быть ни совесть, ни память, ни история. Духовный плюрализм - это дорога в царство бездуховности, воинствующего эгоизма. А в бездуховном эгоистическом обществе нет ни подлинной свободы, ни демократии, ни надежных гарантий прав человека и гражданина. И только духовность способна сплотить народ перед лицом умножившихся глобальных угроз, обеспечить сохранение его идентичности, а следовательно, целостности и устойчивости.
Но возрождаться традиционная российская духовность должна в совершенно иной социально-политической обстановке, принципиально отличной и от того, что было при Советской власти, и от того, что существовало в стране в ХIХ - начале ХХ вв.
Встав на путь развития на основе либеральных и неолиберальных моделей, утвердившихся на Западе, Россия перешла к плюралистической системе и в экономике, и в политике, и в идеологии. На Западе такое устройство многократно опробовано, а у нас плюрализм пока еще не стал фактором стабилизации общественной жизни. Сплошь и рядом он выполняет дезинтегрирующую роль.
На что опирается плюрализм на Западе? На развитую экономику, соединенную не только в национальных, но и в глобальных масштабах; на сильное гражданское общество; на воспитанное на демократических традициях политически активное население; на устойчивые государственные структуры, подчиненные не клановой прихоти, а закону; на взаимопомощь и международное сотрудничество с другими демократическими странами.
У России такой прочный фундамент плюрализма отсутствует. Отсюда - и связанные с ним постоянные перекосы, кризисы, потрясения. Единственно, на что может рассчитывать страна в данный момент, - это на сохранившиеся и поныне традиции духовности, глубоко укоренившиеся в сознании народа. Духовные скрепы способны удержать страну от окончательного развала.
Какие бы интеграционные процессы в Европе ни шли - идентичность народов, их верность традиции, своей истории имеют определяющее значение. Духовность их объединяет в противовес множеству разделяющих факторов. И нам за это надо бороться, этим надо дорожить. Иначе мы будем жить по иным духовно-нравственным законам, т.е. окажемся во власти бездуховности, уничтожающей подлинную человечность.
Духовность, объединяющая народ в нацию, а нации - в мировое сообщество, выше, значимее, чем плюрализм. Говоря о гетерогенности общества, мы чаще всего имеем в виду политический и идеологический плюрализм. Но это - производное. Общество многообразно и по социальному составу, по национальным и религиозным признакам, по хозяйственно-экономическому укладу. Поэтому следует вести речь об общественном плюрализме. И полнее его, в отличие от политического плюрализма, представляет гражданское общество, в которое политические партии входят как составляющие элементы, притом, не самые массовые, представляющие довольно узкий спектр деятельности - политическую борьбу, политическое противостояние, соперничество. Практически они генерируют и выражают интересы гражданского общества, каждая - одной или нескольких его страт. И чем эти интересы будут более адекватны запросам всего общества, времени, чем полнее они станут отражать весь диапазон структур гражданского общества, тем динамичнее и массовее будет политическая система, весомее результаты ее функционирования.
Следует добавить в этой связи, что развитие социума, в том числе и его третьего сектора, составляющего основу гражданского общества, идет по восходящей, пусть даже по спирали, а деятельность политических партий характеризуется синусоидой. Здесь имеются и взлеты, и падения. Именно они отражают адекватность деятельности партии запросам общества.
Таким образом, политический плюрализм - всего лишь одна из составляющих общественного устройства. А в целом оно держится своими традициями и порождаемой ими духовностью. Так что политический плюрализм не должен дробить, дезинтегрировать общенациональную духовность. А он, к сожалению, имеет тенденцию противостоять ей, подменять ее мнимой свободой от традиций или под видом модернизации способствовать насаждению в стране чуждой духовности. И тогда дезинтеграционные процессы приобретают катастрофический, нередко - непреодолимый характер.
Политический плюрализм - это, своего рода, пена над общественным многообразием, а духовность призвана осаживать эту пену, помогать обществу соизмерять установки политических партий с интересами страны и ее народа.
Своя духовность появляется у народа, когда он осознает собственную идентичность. Поэтому уже в языческий период она стала формироваться у будущих русичей. Но становление ее как общенационального феномена связано с принятием христианства и утверждением на Руси православия. Именно на религиозно-этической основе и возникла российская духовность.
Опорой ее стал многовековой уклад жизни народа, характеризуемый такими понятиями, как артельность, соборность, общинность, соседство, межэтническое согласие, взаимопомощь, ополчение и т.д. Этот уклад охватывал и экономику, и отношения людей в производстве и в быту, и весь образ жизни, включая культуру, религию, семейные связи. При всей гомогенности такого уклада сохранились, а в ряде случаев и укрепились, ростки гетерогенности, связанные с этническими, территориальными, социальными, возрастными особенностями отдельных страт населения, а также с многообразием обслуживающих его социальных и политических институтов.
Разные составляющие духовности также не гасили гетерогенные тенденции. Сохранились дохристианские верования, обычаи, воспринимались многие элементы духовности соседних народов, этническое многообразие стимулировало утверждение специфических форм духовности у отдельных народов и жителей отдаленных друг от друга русских земель. Характерно, что и опора российской духовности - православие - отличалась величайшей терпимостью к тому, что не укладывалось в его каноны.
У православных не было стремления ни к насильственной религиозной экспансии (за исключением отдельных случаев), ни к прозелитизму, ни даже к естественному в условиях разбросанности населения по гигантским просторам экуменизму. Каждый мог использовать свои верования, руководствуясь собственной традиционной духовностью. Но большинство тянулось к православию, к русской Традиции, вобравшей в себя и Традиции десятков народов, сплоченных великой Русью. Такое духовное единство, гомогенное в своей основе, но не исключающее и гетерогенность, самобытность членов духовного сообщества, всегда спасало страну в трудные для нее минуты иноземных завоеваний, природных катаклизмов, внутренних социальных, экономических и политических кризисов.
Духовное единение, к которому патриотически настроенная часть общества и сегодня призывает всех, кому дорога Россия, кто считает ее отчим домом, - последняя из скреп, способная восстановить целостность российского социума, создававшуюся на протяжении многих веков. Если эта скрепа исчезнет, общество распадется окончательно, как распались империи прошлого. Больше того, в современном мире, перенасыщенном глобальными, региональными, этническими, социальными противоречиями, духовность выполняет роль графитного стержня в атомном реакторе, не дающего скопиться критической массе радиоактивного вещества. Если этот стержень выскользнет из реактора или будет вынут из него, произойдет взрыв такой мощи, что погибнет не только российское, но и мировое цивилизованное общество.
В России и вне ее сейчас действует много факторов духовной дезинтеграции. Сама по себе духовность не выстоит. Ее надо укреплять, за нее нужно бороться. И это дело всего народа, так как она определяет и его национальный характер, и место во всем мировом социуме. Нравственность, наука, религия, культура, образование и другие сферы духовной жизнедеятельности превратились в арену ожесточенной борьбы за просветление человека или, наоборот, - за возвращение его в `сумерки средневековья`, а то и во тьму рабства.
Конечно, духовность не рождается сама по себе, не утверждается законами или указами, не покупается и не продается. Она вырастает из господствующего уклада жизни и наполняется новым содержанием, по мере изменения способов жизнедеятельности как отдельных индивидов, так и общества в целом. Но если человек мирится подчас со своим нищенским как экономическим, так и духовным состоянием, культурной отсталостью, даже политическим деспотизмом, то бездуховность или, еще хуже, лже-духовность органически чужды ему, отторгаются им.
Ф.Энгельс образно называл дух, духовность `высшим цветом` материи , и, следовательно, всего человеческого бытия. Не случайно поэтому самый заметный след в истории оставляют именно духовно озаренные люди. Так всегда было и в России. К сожалению, сейчас о духовности во весь голос говорят лишь религиозные деятели и политики из патриотического лагеря. Даже современная русская литература утратила свой трепетно-духовный характер, что в прошлом сделало ее драгоценной жемчужиной в сокровищнице всей мировой культуры.
Духовность в своей основе едина для данного народа, этнической группы, родовой или семейной общности. Когда распадается такое единство, разрушается и общность социальных, национальных, семейных групп. Именно с разрушения общей духовности и началась дезинтеграция Советского Союза. Когда на первый план вышли специфические личные, клановые, национальные интересы, главное, что объединяло всех людей: любовь к Родине, чувство локтя, доверие друг к другу, готовность к самопожертвованию во имя высокой цели и т.д., отошло на второй план, а то и поблекло, будучи объявленным неполноценным, `совковым`.
Лишенный опоры на устои традиционной духовности, народ оказался не в состоянии дать отпор духовным растлителям, криминалу и иностранным наемникам. Причем эти злейшие враги социального прогресса сплошь и рядом действовали в рамках господствующей идеологии под маской верности ей, утверждая, что они якобы хотят лишь слегка обновить, `осовременить` ее.
Выступления Яковлева, Ельцина, Шеварднадзе и других `прорабов перестройки` сопровождались ссылками на классиков марксизма, заверениями в верности идеям социализма. В результате, `новое мышление`, подменявшее традиционную духовность народов СССР, было воспринято многими как развитие в изменившихся условиях коммунистической идеологии, а враги социализма - как его реформаторы. И потребовались долгие годы трудной учебы народа на собственном горьком опыте, прежде чем пелена обмана стала рассеиваться.
Сейчас значительная часть граждан нашей страны с прискорбием осознают, что их лишили не только великих социальных завоеваний, не только права осознавать свою принадлежность к могучей державе, не только сопоставимого с общемировым уровнем материального достатка, но и отрывают от завещанной отцами и дедами уникальной духовности, лежащей в основе российской самоидентичности.
Воинствующая бездуховность, насаждаемая недругами России и ее народа, - главный фактор дезинтеграции страны, пострашнее, чем внешние нападения или Гражданская война. Об Отечественной войне мы говорить не будем: даже в современных учебниках по отечественной истории признается, что она вызвала невиданное духовное сплочение народа, прилив его энергии и творческих сил. Но ведь и Гражданская война в России закончилась не ее распадом, а, наоборот, упрочением на основе все той же многовековой духовности, которая с 1920 гг. все более прочно взаимодействовала с социалистической идеологией, питала ее.
Эта идеология, в свою очередь, не подменяла, не вытесняла духовность, а насыщала ее новым содержанием, превращавшим русскую идею в гуманистическую устремленность миллионов простых людей к освобождению и счастью всех народов.
Сейчас многие западные исследователи признают, что осуществленное в ХХ веке сближение Азии, а затем и Африки с Европой и Северной Америкой произошло именно благодаря использованию опыта духовной интеграции в этом веке европейской России с ее азиатскими окраинами. Даже через 12 лет после крушения СССР там и сейчас ведущую роль в межнациональном общении играет русский язык, а ориентиром культурного развития является русская культура. Причем, как отмечают непредубежденные наблюдатели, этот благотворный симбиоз русской и местных национальных культур превращает население молодых независимых государств в одну из наиболее образованных и духовно богатых частей человечества.
Характерно, что и в России духовные скрепы оказались самыми прочными там, где осуществляется состыковка полинационально-окрашенных культур. Это относится и к традиционным религиозным конфессиям, духовность которых не является мононациональной.
Православными в России, например, считают себя и русские, и украинцы, и белорусы, и грузины, и осетины, и удмурты, и карелы, и коми, и якуты, и другие народы. Они сохранили свою общую уникальную духовность в условиях катастрофических псевдореформ и капиталистической реставрации.
То же можно сказать и о народах, воспринявших ислам, буддизм и другие великие полинациональные религии. Их духовность также оказалась достаточно прочной.
К сожалению, идеологические скрепы не были столь надежными, как считалось еще недавно, когда под натиском западной пропаганды традиция стала разрушаться, духовность ослабела, а идеологические скрепы рухнули еще раньше. Страна покатилась под откос.
О непрочности идеологических скреп, не опирающихся на высокую духовность, в свое время образно писал В.Маяковский в `Разговоре с товарищем Нетте - пароходом и человеком`: `В коммунизм из книжки верят средне: Мало ли что в книжке можно намолоть`. И далее заключал, что только пример героя, его самопожертвованиеи способны пробудить высокие чувства людей, то есть оказать на них устойчивое духовное воздействие.
Духовность, как уже отмечалось выше, вырабатывается столетиями. Она может быть единой, в основном, у представителей разных идеологий, сторонников разных религиозных и политических ориентаций. Больше того, она способна объединить все человечество в общую дружную семью, так как главное в духовности любого народа - это то, что сближает, а не разделяет людей. Смею предположить, что если бы оказалось возможным соединить прогрессивную идеологию и Традицию народов СССР, то более надежного скрепа, сохранившего нашу страну, трудно было бы иметь. Страна была бы могущественной, единой и нерушимой.
Будут ли долговечны структуры Евросоюза, неизвестно, а общеевропейская традиция останется вечной. Исходя из этого, необходимо самое активное участие парламента России в международном сообществе парламентариев, объединенных общей духовностью, основанной на принципах гуманизма и толерантности. При такой духовности даже коренные отличия в идеологии, государственных интересах, национальном менталитете не вызовут противоборства и стремления к дезинтеграции. Это должно стать не тактикой, а стратегией парламентской деятельности. Сейчас такое объединение существует. Оно включает в себя всех парламентариев мира, придерживающихся православных традиций. Есть международные парламентские объединения и сторонников других конфессиональных ориентаций. Видимо, настало время координации действий всех парламентариев, которым дороги духовные традиции своих народов. Созданная, без малого, 10 лет тому назад Межпарламентская Ассамблея Православия (МАП) является примером устойчивого взаимодействия представителей разных идеологий, объединенных общей духовностью. О деятельности МАП подробно рассказано в первой части настоящего труда.
К сожалению, сразу после революции и Гражданской войны, не только в России, но и во всем мире формирование общей духовности было подменено идеологическим противоборством. Духовность в СССР преобразовывалась, приобретала новое качественное состояние в соответствии с ростом достижений социализма. Действительно она ориентировала людей на самоотверженный труд, на строгое соблюдение справедливых законов и привычных для народа нравственных норм, на ощущение свободы в рамках коллектива и общественной солидарности, на беззаветную преданность Родине и ее идеалам.
В начале Великой Отечественной войны именно высокая духовность народа, в основе своей традиционная, помогла преодолеть катастрофические последствия военных неудач. И о духовности, а не только об идеологии, заговорили в полный голос, противопоставляя ее античеловеческой бездуховности фашизма.
Характерно, что в годы войны прославлялись святые, которые сражались за `землю русскую, за веру православную`, в том числе великие князья Александр Невский, Дмитрий Донской, флотоводец Ушаков, а также глубоко верующие Суворов, Кутузов, Нахимов, святые ратники Ослябя и Пересвет и другие герои, совершавшие свои подвиги благодаря высокой религиозной духовности и верности историческим традициям России. И христианские, и мусульманские, и буддистские, и иудаистские священнослужители молились за победу над общим врагом.
Причем, идеологические действия зачастую сливались с религиозными акциями. Пресса писала о разрушенных фашистами монастырях и храмах, к воинству и мирным гражданам обращались пастыри, Верховный Главнокомандующий благодарил религиозных иерархов за патриотическое служение стране, прославлялись святые, отдавшие жизнь за землю русскую, за веру православную. Сплав религиозной духовности и патриотической убежденности в неизбежности победы над врагом позволял миллионам советских людей совершать великие подвиги, обогащавшие российскую духовность, стойко переносить все тяготы и лишения военного времени. Этот сплав сохранил свою силу и в первые послевоенные годы, когда буквально за несколько лет страна завершила восстановление экономики и перестройку всей жизни народа на мирный лад.
Однако в дальнейшем духовное воспитание снова стало подменяться идеологическим. А идеологические ориентиры без конца пересматривались и уточнялись, что вело к отторжению народом многих идеологических постулатов.
Формирование же духовности было пущено на самотек. Даже тогда, когда был официально утвержден `Моральный кодекс строителей коммунизма`, фактически повторивший нравственные заповеди творцов великих религий, отношение к нему со стороны населения мало чем отличалось от отношения к привычным идеологическим установкам, с которыми считались, признавали их правильными и справедливыми, но далеко не всегда соизмеряли с ними свои реальные повседневные поступки.
С началом перестройки духовные узы, объединявшие общество, стали стремительно ослабевать. Интенсивно внедрялись `новая` мораль, `новое мышление`, `общечеловеческие` ценности, являвшиеся, по сути дела, суррогатами западной духовности, а зачастую - и господствующими на Западе образцами бездуховности. На искоренение или изменение духовных традиций народа была направлена и идеологическая работа. В результате идеологические устои духовности оказались наиболее уязвимыми, непрочными. Они рухнули первыми, потянув за собой и все ее здание, строившееся веками.
За постперестроечное время произошла смена господствующей в обществе идеологии. И хотя в Конституции РФ указано, что в стране не может быть общеобязательных идеологических форм, тем не менее, государственные и коммерческие структуры активно насаждают идеологию собственников, отвергающих коллективистскую духовность, испокон веков присущую народам России.
Современное государство, стоящее на страже собственнических интересов, не приемлет традиционную духовность, хотя и признает на словах ее значимость. Она защищается и обогащается гражданским обществом и его институтами. Как показано в предыдущей части, велика роль в защите не только религиозной, но и светской духовности традиционных религий. В первую очередь - православия. Именно оно, в определенной мере, подготовило народы России к восприятию идей социальной справедливости и соборной солидарности, ставших основами общественной жизни при Советской власти.
Опыт современной политической борьбы подтверждает, что православие и сейчас выполняет свою роль духовного объединителя народа. Нет ничего удивительного в том, что КПРФ, НПСР активно взаимодействуют с патриотически настроенной частью духовенства. Причем этот союз отнюдь не временный, тактический, а стратегический. После прихода к власти патриоты будут способствовать сохранению духовно-просветляющей роли православия и других традиционных религиозных конфессий, оставляя за собой право научно-обоснованной дискуссии с теми идеями, которые противоречат реалиям современной жизни.
Конечно, современная духовность - это не только религия. Но последняя и сейчас остается одним из ее фундаментов. Причем общегражданская духовность сплошь и рядом выступает в качестве важнейшей скрепы религиозной духовности. Так, кстати говоря, было на всех этапах российской истории. Общегражданская, светская духовность - это сжимающий обруч всего общественного многообразия России: религиозного, культурного, экономического, социального и даже политического.
Исключительно велика роль в формировании духовности учреждений культуры и образования, средств массовой информации, общественных объединений и других институтов гражданского общества. И если бездуховное государство может просуществовать какое-то время, опираясь на силу и финансовые потоки, то гражданское общество вообще немыслимо вне рамок духовности.
Именно духовность способствует формированию главного субъекта гражданского общества - гражданина. И то, что в начале 1990 годов не нашлось достаточного числа граждан, готовых постоять за свою страну и ее общественный строй, - убедительное свидетельство духовного кризиса общества, подготовленного вседозволенностью застоя и популистской демагогией перестройки.
Новые правители России широко открыли шлюзы для проникновения в страну зловонных потоков чуждой ее народу духовности, порожденной собственническим эгоизмом и агрессивной алчностью капитализма. Но эта духовность отвергается большинством жителей планеты, в том числе и связанных с миром капитала. В Россию долго верили как во всемирный духовный светоч. И сейчас человечество ждет от нее прорывов именно в духовной сфере.
Размах таких антиобщественных явлений, как преступность, экстремизм, ксенофобия на национальной почве, наркомания, алкоголизм, проституция, беспризорность детей и т.д. - все это порождает новые угрозы, исходящие от антиподов духовности, насаждаемых при попустительстве властей западными недругами России. Духовное единение - вот единственное, что может противопоставить народ этим мощным угрозам. Оно вполне возможно и в современной России, несмотря на рост ее социальной и политической дифференциации. Ведь были же времена, когда по зову духовных лидеров поднимались на защиту Родины и холопы, и аристократы, и богатеи, и неимущие, и интеллектуально развитые, и полуграмотные. У них была одна духовность, полученная в наследство от прошлых поколений вместе с родной землей, и одна цель - любовь к Родине.
И сейчас именно традиционная духовность вновь призвана объединить народ, пробудить его силы, превратить их в решающий фактор развития гражданского общества.
О разных направлениях восстановления и формирования традиционной российской духовности пойдет речь в настоящей книге, которая может рассматриваться и как самостоятельное произведение, и как вторая часть общего труда. Подобно первой части, она включает в себя опубликованные и неопубликованные материалы автора, тексты его выступлений, а также разделы, специально написанные для данной книги.
В книге раскрываются понятие светской, или общегражданской духовности, роль духовных скреп в условиях многовекторности развития общества, исследуется связь духовных начал с идеологическими доктринами, с социально-экономическими и политическими факторами жизни современной России, анализируется проблема политического лидерства и его взаимовлияния на духовные основы общественных явлений.
Особое внимание уделяется процессу одухотворенности трудовой деятельности. Именно в созидательном процессе происходит сопряжение представителей разных верований, коллективно нацеленных на конечный результат. Этот феномен практически не отражен в современной публицистике, литературе, научных публикациях.
Обозначаются проблемы соотношения общественных и рыночных связей, определяются пути их сближения, параметры различий, значимость гуманитарной составляющей общественных отношений и порочность духа стяжательства рыночных. Показываются пути их взаимодействия на гуманистической основе и практической конвергенции в интересах всего человечества.
Задача гуманизации рыночных отношений, развития производительных сил планеты тесно увязывается с идеей устойчивого развития как механизма установления нравственных начал в созидательной деятельности человека.
Делается попытка исследовать специфику развития российской духовности в условиях политического и идеологического плюрализма. Как известно, Россия до конца ХХ века была, по преимуществу, гомогенной страной. Причем ни многонациональность, ни поликонфессиональность не ослабляли единства ее народа. Такое единство было прочным основанием государственности.
Переход страны к плюралистической политической системе потребовал не только сохранения, но и упрочения духовных основ общественной жизни. Однако именно духовность и оказалась в первую очередь ослабляемой устроителями нового порядка. В результате начался процесс дезинтеграции всех общественных структур. Вместо перехода к демократии страна оказалась на грани гражданской войны и нового авторитаризма. И все-таки без общественного плюрализма Россия не сможет существовать как великая современная держава. Задача состоит в том, чтобы восстановить единую российскую духовность именно в рамках устойчивого плюралистического устройства.
Подходы к осуществлению этой непростой задачи и рассматриваются в книге. Это, прежде всего, взаимодействие общества и государства с церковью, учет национальной специфики, требований оппозиции, обеспечение духовной безопасности страны и меры, которые необходимо осуществить для предотвращения внутренних и международных угроз дальнейшей духовной дезинтеграции страны. Определяется соотношение общественного (духовного) плюрализма и политического.
В книге показывается, что надежная духовность должна быть востребована и создана самим народом. Нет сомнения, что это будет сплав традиций с научно-обоснованными прорывами во всех сферах жизни общества. Именно наука и призвана сегодня стать ведущим фактором формирования высочайшей духовности, способной объединить народ и вновь вывести его на передовые рубежи мирового социального прогресса.
Некоторые другие аспекты развития российской духовности в современных условиях будут затронуты в последующих частях данного труда.
Хотел бы выразить искреннюю признательность всем, кто по личному убеждению и инициативе принял активное участие в подготовке этой публикации, занимался разработкой ряда проблем этой темы.
Прежде всего - Лепехину Владимиру Анатольевичу, много лет занимающемуся этими вопросами, инициатору прорывных идей, последовательному поборнику гражданского общества.
Заббаровой Зое Константиновне - человеку высочайшей эрудиции и работоспособности, разработчику важнейших законопроектов.
Карпухину Сергею Михайловичу - основательному, вдумчивому работнику.
Бодренковой Галине Петровне - энтузиасту становления и развития благотворительного движения в России.
Особая роль в этом процессе принадлежит руководителю аппарата Комитета Кульчицкому Владимиру Феоктистовичу.
Отмечаю активное и постоянное участие в разработке большинства законопроектов Комитета Беляевой Нины Юрьевны и Автономова Алексея Станиславовича.
Благодарен всем откликнувшимся на мои выступления и публикации по данной теме. Все их предложения в той или иной мере учтены автором.http://nvolgatrade.ru/

Док. 199246
Перв. публик.: 27.02.04
Последн. ред.: 15.02.05
Число обращений: 1113

  • Зоркальцев Виктор Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``