В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Иванов: `К убийству Яндарбиева мы отношения не имеем` Назад
Игорь Иванов: `К убийству Яндарбиева мы отношения не имеем`
Министр иностранных жел РФ Игорь Иванов ответил на вопросы межарабского телевизионного канала `Аль-Арабия` . Интервью опубликовано на сайте МИД России.

- Остается ли Россия мировой державой?

- Россия была, есть и будет одной из ведущих мировых держав. Это связано с рядом объективных факторов: масштабами нашей страны, ее экономическим, военным потенциалом.

Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН и в этом качестве несет особую ответственность за подержание мира и стабильности.

Вместе с тем Россия исходит из того, что сегодня в современном мире необходимо укреплять и расширять многосторонние механизмы, не должно быть политики навязывания решений одним государством. Сегодня решить те проблемы, с которыми мы сталкиваемся, возможно только совместно. Поэтому Россия выступает за укрепление роли ООН и других многосторонних механизмов. Россия готова также сотрудничать со всеми странами мира, независимо от их географических размеров, в решении актуальных проблем, прежде всего в борьбе с новыми угрозами и вызовами, такими как борьба с международным терроризмом, преступностью, наркотрафиком, распространением ОМУ.

Являясь великой державой, Россия понимает большую ответственность за поддержание международного мира.

- Не считаете ли Вы, что голос России в решении актуальных вопросов в последнее время менее слышен?

- Не могу сказать, что голос России не слышен. Наш голос был слышен и во время иракского кризиса, и во время других острых ситуаций. Думаю, что роль России многие страны по достоинству оценили, когда тема Ирака обсуждалась в СБ ООН. Тогда мы прилагали большие усилия к тому, чтобы остановить войну и перевести урегулирование иракского кризиса в русло политических решений.

К сожалению, то, что сейчас происходит в Ираке, можно было предвидеть. Мы предупреждали, что война приведет к тому, что мы сегодня видим в Ираке. Но сейчас важно говорить не о прошлом, хотя его нельзя забывать, а объединить усилия для того, чтобы помочь иракскому народу преодолеть последствия войны, восстановить стабильность и безопасность. Считаем, что это возможно сделать только при восстановлении суверенитета Ирака, уважении его независимости и территориальной целостности. Для решения этих вопросов Россия сейчас активно работает как в ООН, так и по другим, как двусторонним, так и многосторонним, каналам. Надеемся добиться того, что в ближайшее время суверенитет Ирака будет восстановлен.

- То есть Вы негативно относитесь к тому, что в Ираке была начата военная операция? Какие цели тогда преследует США?

- Считаем, что проблему, связанную с наличием у Ирака ОМУ, можно было решить политическим, мирным путем. Для этого были все необходимые условия. Поэтому начало войны в Ираке явилось большой ошибкой. Россия об этом говорила. К сожалению, события подтвердили правильность нашей позиции. Что хотят США мне трудно сказать. Но мы видим, что ситуация и в Ираке, и в регионе в целом в результате войны осложнилась. Сейчас важно предпринять такие шаги, и мы работаем над этим, в том числе и с США, которые бы помогли нам исправить обстановку. Это трудно, потому что к проблемам, которые существовали до войны, прибавились новые, не менее сложные, такие как угроза территориальной целостности Ирака, активизация деятельности различных экстремистских террористических организаций. Сейчас проблему урегулирования решать еще сложнее. Повторяю, что ее можно будет решить только совместно с иракским народом. Для этого необходимо восстановить суверенитет страны. Мы уверены, что как только суверенитет Ирака будет восстановлен, - а это возможно сделать под эгидой ООН - международное сообщество будет готово еще более активно включиться в процесс урегулирования как политической, так и экономической ситуации в Ираке.

- Планирует ли Россия направить в Ирак свои вооруженные силы?

- Россия не намерена направлять свои вооруженные силы в Ирак. Не видим в этом необходимости. Есть много других форм содействия Ираку. Главное, и мы это прекрасно знаем по опыту других стран, что проблему Ирака должен решать сам иракский народ. Если ему потребуется помощь, в том числе с точки зрения обеспечения безопасности, то через ООН, можно рассмотреть различные варианты оказания такого содействия. Но в данный момент Россия не предполагает направлять своих военных в Ирак.

- Как охраняется сегодня российское посольство в Багдаде?

- Российской посольство охраняют представители иракских сил безопасности. Также, как и в любом другом посольстве, там есть внутренняя служба безопасности.

- После произошедшего инцидента с обстрелом российской колоны в Ираке появились слухи, что он был не случаен, что там был С.Хусейн, перевозились секретные архивы.

- Когда наш посол в Ираке приехал в Москву, он доложил мне о случившемся. Никого, кроме сотрудников посольства и российских журналистов, в колоне, которая была эвакуирована из Ирака, не было. Не было никаких архивов, материалов. Инцидент был ничем не спровоцирован. Колона ехала с дипномерами на машинах. Она имела соответствующие опознавательные знаки, российский флаг, который был хорошо виден на расстоянии. Те, кто совершил нападение, нарушили элементарные нормы международного права. Поэтому стали появляться фантастические истории о том, что там находился С.Хусейн или еще кто-то. Хочу еще раз заверить, что там, кроме посла, сотрудников посольства и российских журналистов, никто не находился. Действия в отношении колоны ничем оправдать нельзя. К сожалению, мы никаких официальных разъяснений от американской стороны не получили. Продолжаем настаивать на том, чтобы такие объяснения были даны.

- После вторжения коалиционных сил в Ирак Россия ушла оттуда, ее влияние уменьшилось? Как будет решаться проблема иракского долга России?

- Во-первых, мы из Ирака никуда не уходили. Российское посольство одно из немногих постоянно работало в Багдаде, в том числе и во время войны. Там были наши специалисты, они и сейчас там находятся. У нас с Ираком давние отношения. При содействии нашей страны в Ираке было построено много новых, крупных, важных экономических объектов, необходимых для развития страны. Мы намерены и дальше сотрудничать с Ираком. У нас не было и нет проблем с иракским народом. Мы никогда не уходили из Ирака. Как только разрешится этот сложный этап, мы намерены и дальше сохранять добрые отношения с иракским народом.

Что касается долга, то Россия заявила, что мы готовы решать проблему в рамках Парижского клуба. На каких условиях, это предмет отдельных переговоров, которые еще не начались.

- Как Вы считаете, долго ли продлится присутствие коалиционных сил в Ираке?

- Думаю, что американские и другие иностранные войска, которые сегодня находятся в Ираке, не останутся там на вечные времена. Полагаю, что как только процесс политического урегулирования под эгидой ООН начнет утверждаться, будут определены сроки пребывания иностранных военных в Ираке. Это, надеюсь, вынужденная мера, срок которой будет недлительным.

Присутствие страны в регионе определяется прежде всего не военным аспектом. По крайней мере, так считает Россия. Присутствие России в Ираке или в любой другой стране региона мы рассматриваем как фактор двустороннего сотрудничества: политического, экономического, научного, культурного, образовательного, то есть в тех сферах, в которых страны заинтересованы сотрудничать. Могу сказать со всей ответственностью, что в рамках ближневосточного региона арабские страны заинтересованы в сотрудничестве с Россией. Я нахожусь в постоянном контакте с министрами иностранных дел арабских государств, поддерживаю контакты в ЛАГ. Уверен, что сейчас в лице России арабские страны видят настоящего друга, который готов прийти на помощь в трудное время, открыто, честно сотрудничать, оказывать содействие в развитии этих стран, укрепления их положения в мире. Уверен, что у нас очень хорошее будущее.

Что касается Ирака, то мы видим его в будущем как независимое, суверенное государство, территориальная целостность которого должна уважаться всеми. Россия через механизмы ООН и другие многосторонние будет оказывать иракскому народу все необходимое содействие.

- Как Вы представляете послевоенное обустройство Ирака?

- Ирак должен сам определить свое государственное устройство. Поэтому, во-первых, необходимо восстановить его суверенитет. Затем провести всеобщие, прямые выборы парламента и руководства страны. А избранное руководство должно определить устройство, которое отвечало бы интересам Ирака. Мы не можем решать за иракский народ. Но уверены, что сохранение территориальной целостности отвечает интересам Ирака и интересам стабильности в регионе в целом.

- А если иракский народ сделает выбор в пользу, скажем, монархии?

- Это дело иракского народа, какую систему строить в своей стране. Захочет монархию - это его право. Строить президентское государство - его дело. Захочет иметь парламентскую систему, значит, она должна быть. Должны пройти выборы, которые предоставили бы иракскому народу возможность решать свое будущее.

- Когда необходимо провести выборы в Ираке?

- Мы сейчас анализируем итоги поездки экспертов ООН в Ирак. Будем ориентироваться на те рекомендации, которые будут выработаны Генеральным секретарем ООН на основе оценок, которые дадут эксперты.

- Какова Ваша позиция в отношении инициативы о создании `Большого Ближнего Востока`?

- Сейчас много говорят о проекте `Большого Ближнего Востока`. Мы слышали заявления Вашингтона, европейских государств на этот счет. Пока у нас еще нет целостного представления на этот счет. Никто нам сведения о таких проектах не предоставлял. Поэтому нам необходимо понять, о чем идет речь.

Прежде всего надо разобраться, о какой географии идет речь. Где границы `Большого Ближнего Востока`. Хотя примерно можно представить. Наверное у нас могут быть разные представления об этом.

Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы прежде всего содействовать урегулированию конфликтов в регионе. Как это будет называться, я не знаю. В конечном итоге не это главное. Главное, чтобы это большое географическое пространство было пространством стабильности и процветания. Если речь идет об этом, то мы готовы участвовать в этой дискуссии. Но многое зависит от того, какого содействия хотят сами страны региона. Прежде всего мы должны знать их отношение к тем или иным проектам. Надо чтобы эти проекты были не навязаны, не экспортированы, а чтобы отвечали национальным интересам стран региона. В таких проектах Россия готова участвовать. Мы находимся в начале большого пути, только сейчас начинается дискуссия. К какому результату она приведет, покажет время.

- Ваша позиция относительно урегулирования палестино-израильского конфликта?

- Россия является одним из авторов `дорожной карты`. Думаю, что впервые на протяжении длительной истории ближневосточного конфликта удалось выработать план, который имеет поддержку всего международного сообщества. `Дорожная карта` была единогласно поддержана в СБ ООН. Она была принята сторонами конфликта. Альтернативы `дорожной карте` нет. Согласно ее положениям, каждая из сторон взяла на себя обязательства, которые должны выполняться. Они могут выполняться только через прямой диалог. Поэтому Россия сегодня активно содействует тому, чтобы был установлен прямой диалог между премьер-министрами Израиля и Палестины для того, чтобы обе стороны начали обсуждать конкретные шаги по реализации `дорожной карты`. Такой же позиции придерживаются и другие члены `четверки`. Мы поддерживаем постоянные контакты и с палестинскими, и с израильскими партнерами, чтобы добиться возобновления политического диалога.

Россия против односторонних действий. Мы высказали свою позицию относительно строительства так называемой `разделительной стены`. Считаем, что такого рода односторонние шаги осложняют политическое урегулирование конфликта. Настаиваем на том, чтобы стороны воздерживались от односторонних действий и строго придерживались положений, зафиксированные в `дорожной карте`. Это единственный путь к тому чтобы установить в регионе прочный мир, который опирался бы на международное право и международное содействие и поддержку.

- Считаете ли Вы необходимым создание палестинского государства?

- Думаю, что без создания палестинского государства невозможно говорить о мире на Ближнем Востоке. А те, кто не понимает это, должны понять, что палестинское государство как с исторической, так и с правовой точки зрения должно быть создано. `Дорожная карта` предполагает его создание.

- Чья политика на Ближнем Востоке наиболее эффективна, России или США?

- Прежде всего хочу сказать, что, к сожалению, пока на Ближнем Востоке никто не может похвастаться эффективностью проводимой политики: ни Россия, ни США, ни Европа, ни ООН. Если бы на Ближнем Востоке был установлен мир, то от этого выиграли бы все. Мы сегодня не соревнуемся. Кто более, кто менее эффективен. Считаем, что нам надо вместе работать в интересах установления прочного мира на Ближнем Востоке.

Россия всегда выступала и выступает за укрепление режима нераспространения ОМУ. Сегодня это одна из важнейших задач, стоящих перед международным сообществом. Россия работает вместе с другими странами по укреплению таких режимов нераспространения ОМУ.

Можно привести другой пример - Иран. Обратите внимание, что Россия вместе со своими европейскими партнерами - Францией, Германией, Великобританией - смогла достигнуть договоренности с руководством Ирана по ядерным программам. Именно в Москве руководитель Совета Безопасности Ирана объявил о том, что Иран присоединяется к дополнительному протоколу о гарантиях МАГАТЭ, замораживает процесс обогащения урана и открывает все свои программы для инспекций МАГАТЭ.

Пример Ливии и Ирана говорит о том, что политические средства достижения целей могут быть эффективными. Примеры этих стран еще раз подтверждают, что в Ираке не надо было начинать войну, проблему Ирака можно было решать политическими методами. Кто решит проблему, в конечном счете, - не главное. Если это удастся решить американской дипломатии, будем это приветствовать. Если французской или какой другой - мы будем только `за`.

Мы, например, вместе сейчас пытаемся решить проблемы Корейского полуострова. Для нас важен результат. Мы не занимаемся соревнованием с США или другими странами.

- Как будут развиваться отношения России с Сирией? Какова Ваша позиция в отношении обсуждаемого введения США санкций в отношении этой страны?

- Сирия была и остается нашим другом. Мы поддерживаем дружественные отношения со всеми ближневосточными государствами и этими отношениями очень дорожим. Что касается санкций, то Россия всегда выступала и выступает против односторонних санкций. Санкции может вводить только СБ ООН, который уполномочен в крайнем случае идти на такую меру как санкции. Односторонние санкции, которые используются в качестве политического давления, считаем, противоречат нормам международного права. Мы не согласны с такого рода мерами.

Что касается Сирии, то сирийцы - древний, мудрый народ. Им не нужны наши советы. Они сами знают, как им быть. Необходимо проявлять выдержку и спокойствие, нужно на практике демонстрировать готовность содействовать урегулированию ситуации в регионе. Сирия готова к переговорам по Голанским высотам. Она подтвердила свою приверженность совместным усилиям международного сообщества по борьбе с терроризмом. Поэтому, думаю, что если возникают вопросы в отношении того или иного государства, их необходимо решать через политический диалог. Насколько нам известно, Дамаск готов к таким переговорам, в том числе с Вашингтоном.

- А как же быть с озабоченностями о том, что Сирия поддерживает терроризм?

- Мы с сирийцами постоянно консультируемся. Сирия наш друг, партнер. Мы находимся в контакте с ней. Есть вопросы внутренней политики, которые должна решать сама Сирия. Есть вопросы двусторонних отношений между Сирией и, например, Ливаном, и вопрос пребывания сирийцев в Ливане должно решаться между ними. Что касается отдельных экстремистских и террористических групп, которые, по мнению США, получают поддержку из Сирии, то сирийское руководство неоднократно заверяло нас, что Дамаск такой поддержки не оказывает. Если у кого-то есть озабоченность, то необходимо вести диалог. Только через диалог можно найти такие решения, которые отвечали бы стабильности и безопасности в регионе. Насколько нам известно, Дамаск к такому диалогу готов.

- Какова ситуация сейчас в Чечне, как идет процесс ее восстановления?

- Думаю, что сегодня в мире имеется практически общее согласие относительно терроризма. Терроризм в любой форме является терроризмом. От него страдают и гибнут невинные люди. Он не может иметь никакого оправдания: ни религиозного, ни национального, никакого другого. Сегодня думаю на этот счет международное сообщество очень явно высказывается. Причем это происходит не только после событий 11 сентября. Россия и раньше выступала твердо против терроризма. 11 сентября стало этапом в создании антитеррористической коалиции, когда все увидели, насколько опасен терроризм. Он опасен не для одной-двух стран, а для мира в целом. Поэтому думаю, что самые разные страны, с разными религиозным убеждениями объединились в борьбе с этим злом. Никогда не было такой коалиции в мире в борьбе с общей угрозой.

Что касается Чечни, то там речь не идет о борьбе чеченского народа за свои права. Он их уже имеет и продемонстрировал это во время референдума относительно чеченской конституции, в ходе выборов президента Республики, в которых приняли участие более 80% населения Чечни. В этом году состоятся парламентские выборы, затем будет сформировано чеченское правительство. Таким образом чеченский народ имеет все права, как и любой другой народ в России. В России 89 субъектов Федерации. Чеченская Республика является одним из них. Чеченский народ пользуется теми же конституционными правами, как любой народ в России.

- Оказывает ли чеченским боевикам кто-либо поддержку извне?

- Сегодня хорошо известно, что международные террористические организации хотели использовать Чечню как платформу для своих интересов, распространения своего влияния в регионе. К сожалению, вы можете видеть факты, подтверждающие то, что боевики, которые готовились `Аль-Каидой` в Афганистане, направлялись в Чечню. Сегодня в Чечне есть боевики, хотя их становится все меньше, которые прибывают из других стран. Но я уверен, что никакого будущего у них нет. Чеченский народ ясно понимает, с кем идти. То, что прошли выборы, что чеченский народ восстанавливает Республику - самое яркое свидетельство того, что самый тяжелый период в его истории уже пройден. Я высоко ценю, что в мусульманских государствах понимают эти проблемы. Недавно Президент Чеченской Республики г-н А.Кадыров находился с визитом в Саудовской Аравии, где он встретился с наследным принцем.

- Кто убил З.Яндарбиева?

- Прежде всего хочу сказать, что З.Яндарбиев был в списке международных террористов. Все государства мира обязаны террористов, которые находятся в этом списке, выдать той стране, которая предъявляет обвинение. Настаивали, чтобы З.Яндарбиев был выдан России, где должен был состояться суд над ним за те преступления, которые он совершил. То, что произошло с З.Яндарбиевым, мы не знаем. У террористов свои законы. В результате чего произошел инцидент, нам неизвестно. Мы к этому отношения не имеем.

- Какие шаги Россия намерена предпринимать в целях борьбы с терроризмом?

- Что касается борьбы с терроризмом, Россия занимала и занимает жесткую позицию. Все террористы должны знать, что за свои преступления рано или поздно они ответят. Большинство террористов, которые совершили преступление в Москве или других городах России пойманы или будут пойманы. Мы не остановимся до тех пор, пока они не ответят за преступления против невинных людей. Что касается З.Яндарбиева, то еще раз хочу сказать, что он был в списке международных террористов. В соответствии с резолюцией СБ ООН, все страны обязаны выдавать этих преступников.

- Как Вы намерены голосовать на президентских выборах в марте этого года?

- Надо дождаться 14 марта. Я, как и другие граждане России, буду участвовать в выборах. У нас выборы тайные, поэтому сейчас не буду раскрывать, за кого буду голосовать, но, думаю, вы сами можете догадаться.

На протяжении четырех лет Россия успешно развивается под руководством Президента В.В.Путина. Она добилась внутренней стабильности, существенного экономического роста, авторитета на международной арене. Думаю, что этот курс пользуется широкой поддержкой со стороны российского народа. Эту поддержку, я думаю, он продемонстрирует во время выборов Президента России, которые состоятся 14 марта с.г. Думаю, что все наши друзья, в том числе на Ближнем Востоке, заинтересованы, чтобы Россия оставалась стабильной, процветающей страной, которая активно участвует в укреплении международной безопасности.

- Как могут повлиять результаты президентских выборов в США на российско-американские отношения?

- Мы выстраиваем отношения не с конкретным лицом, а со страной. Хотим развивать партнерские связи с США, независимо от того, кто выиграет на выборах. Это наша долгосрочная политика. Независимо от того, к какому результату приведут президентские выборы в США, Россия и дальше будет проводить курс на сотрудничество, на укрепление взаимодействия с США.

- Не охладила ли ситуация вокруг Ирака отношения России с США?

- Такого рода события как война в Ираке, дают о себе долго знать. Хотя мы сегодня сотрудничаем в том числе и с США, в интересах политического урегулирования, такие события быстро из памяти не уходят.

Национальная информационная служба Страна.Ru,http://nvolgatrade.ru/

Док. 199202
Перв. публик.: 27.02.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 567

  • Иванов Игорь Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``