В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: `Уход Касьянова мог бы породить конкурента на ближайших выборах` Назад
Александр Шохин: `Уход Касьянова мог бы породить конкурента на ближайших выборах`
Зачем сделал этот ход конем Владимир Путин? На этот вопрос может ответить только сам президент Путин, мы можем лишь интерпретировать мотивы его действий. Ведь Путин мог произвести смену правительства, руководствуясь конституционными процедурами, фактически как техническую процедуру где-то в начале мая. Безусловно, эта процедура будоражила бы многие головы, но прежде всего это были бы представители элиты. Сейчас же Путин `проводит` свою команду через парламентские выборы и в этом смысле мы получим 14 марта своего рода референдум не только по кандидатуре Путина, но и по политике исполнительной власти в следующие четыре года. Уже это возможное объяснение позволяет сказать, что ход конем приводит к значительному улучшению композиции на предвыборной шахматной доске.

16:05 Владимир
Судя по тому, что Путин поручил Христенко в недельный срок подготовить новую структуру правительства и назвать кандидатуры новых министров, мало что изменится в экономике и политике России, ведь Христенко - человек из старой команды. Вопрос: зачем тогда, по-вашему, надо было опережать время и за три недели до выборов менять правительство?
Действительно, Путин поручил Христенко в недельный срок подготовить новую структуру правительства и дать предложения со составу кабинета. Срок чрезвычайно короткий для того, чтобы рассчитывать на радикальные изменения как в политике нового правительства, так и в его персональном составе. Но у Путина и не стоит такой задачи резко изменить курс и резко сменить команду. Президент отправил не столько правительство в отставку, сколько заявил о намерении сменить премьер-министра. И для этого срок в три недели до выборов вполне достаточен. Другой вопрос, какой знак даст кандидат в президенты Путин электорату, назвав имя нового премьера. А вот здесь возможны самые различные варианты. Это может быть технический премьер, и тогда Путин даст понять избирателям, что он всю ответственность за ситуацию в стране берет на себя. Это может быть и политический вариант, когда, предположим, главой правительства становится один из лидеров парламентского большинства в Думе. Это может быть и назначение на пост премьера преемника, `воспитанием` которого Путин обещал заняться, встречаясь со своими доверенными лицами. Думаю, что в ближайшее время мы узнаем ответ на этот вопрос.

16:07 Олег Алексеевич
Концептуальная партия `Единение`, шедшая на выборах в Госдуму под ?1, постоянно утверждает на сайте КПЕ.РУ, что президент Путин прекрасно знаком с Концепцией Общественной безопасности и действует в полном соответствии с достаточно общей теорией управления, являющейся стержнем Концепции. Поэтому вполне понятно, что отставка правительства соответствует стратегии Президента, основывающейся на положениях Концепции. Присутствовали ли Вы, Александр Николаевич, на парламентских слушаниях Концепции Общественной безопасности в 1995 году и известно ли Вам, что КОБ МВ на сегодняшний день является единственной легитимной теоретической базой развития российского общества?
Я не знаком с Концепцией общественной безопасности, подготовленной концептуальной партией `Единение`, поэтому мне трудно оценивать степень соответствия действия президента положениям этой концепции, но даже если бы президент Путин знал содержание вышеупомянутой Концепции, то сильно сомневаюсь, что он бы действовал `в полном соответствии` с нею.

16:12 сергей иязов
Зачем Путин сделал ход конем??
Зачем сделал этот ход конем Владимир Путин? На этот вопрос может ответить только сам президент Путин, мы можем лишь интерпретировать мотивы его действий. В условиях, когда победа Путина не вызывает ни у кого сомнения, причем, в первом туре с поддержкой, равной конституционному большинству избирателей, пришедших на выборы, обнародование ядра новой команды президента до выборов выглядит благородным жестом. Ведь Путин мог произвести смену правительства, руководствуясь конституционными процедурами, фактически как техническую процедуру где-то в начале мая. Безусловно, эта процедура будоражила бы многие головы, но прежде всего это были бы представители элиты. Сейчас же Путин `проводит` свою команду через парламентские выборы и в этом смысле мы получим 14 марта своего рода референдум не только по кандидатуре Путина, но (если, конечно, правительство будет сформировано хотя бы в основном и успеет обнародовать свою программу) и по политике исполнительной власти в следующие четыре года. Уже это возможное объяснение позволяет сказать, что ход конем приводит к значительному улучшению композиции на предвыборной шахматной доске.

16:17 anatol
Ne porodil li segodnja Putin sebe konkurenta na wiborah 2008?
До 2008 года еще нужно, что называется, дожить, и многое будет зависеть от того, какие результаты в области экономики покажет Россия за этот период. Если новому премьеру повезет так же, как везло Касьянову с мировыми ценами на нефть и другие экспортные ресурсы, то у действующего к следующим президентским выборам премьера будет гораздо больше шансов победить на выборах, нежели отправленному в отставку председателю правительства. Известно из СМИ, что Касьянов подавал прошение об отставке в ноябре прошлого года вслед за Волошиным. Тогда эта отставка не была принята. Думаю, что по двум причинам: во-первых, смена премьера - это не только конституционная компетенция президента, но и элемент его политического позиционирования. Поэтому инициатива здесь должна принадлежать ему. А во-вторых, как раз уход Касьянова до начала президентской кампании 2004 года мог бы породить конкурента на ближайших выборах, в частности, нельзя исключать, что он мог бы быть выдвинут единым кандидатом правых либеральных сил - `Яблока` и СПС.

16:21 Лошакова Нина
Не считаете ли Вы, что Президент уже уверен в своей победе на выборах? Спасибо.
Президент, безусловно, уверен в своей победе на выборах, однако это не значит, что у этих выборов нет проблем. Одна из них - явка. Если вдруг к избирательным участкам придет меньше половины зарегистрированных избирателей, это значит, что придется проводить повторные выборы. В этих повторных выборах не могут участвовать кандидаты в президенты, которые были зарегистрированы на несостоявшихся выборах. Вот вам и еще одно объяснение того, почему был отправлен в отставку кабинет Касьянова. Во-первых, после таких несостоявшихся выборов премьер-министр становится исполняющим обязанности президента. И, стало быть, для подстраховки нельзя исключать, что на пост премьера будет назначен человек, которого Путин может рассматривать и в этой чрезвычайной ситуации, и в более нормальной ситуации передачи власти в 2008 году в качестве своего преемника. Не думаю, что у этой версии есть шансы реализоваться, хотя теоретически ее нельзя исключать.

16:26 Dushan iz Chernogorii
Kak Vy dumaete, sdelal li V.V. esche odin
povorot k avtoritarnomoy Rossii ili eto prosto
tak kak on obyasnil ?
Не думаю, что отставкой правительства накануне президентских выборов Путин сделал еще один поворот в авторитарной форме правления в России. У президента широкий выбор возможностей, одна из них - сформировать правительство на основе партии парламентского большинства (технически не сложно включить любого будущего премьера в партийные ряды и даже в руководство `Единой России`), и затем осуществить конституционную реформу с целью превращения России в федеративную республику с парламентским типом правления. Для этого, конечно, придется заниматься партийным строительством с тем, чтобы на выборах в Думу в 2007 году парламентское большинство было еще более устойчивым, профессиональным и политически зрелым. В этом случае у Владимира Путина может появиться возможность после 2008 года стать сильным премьером, к которому может перейти часть полномочий президента.

16:28 Ольга
Александр Николаевич, скажите, пожалуйста, будет ли произведена замена министров, отвечающих за образование и науку в новом правительстве? И что Вы лично думаете о нынешнем состоянии этих областей в нашей стране? Спасибо!
Трудно говорить о персональных заменах в кабинете. С одной стороны, ясно, что полного обновления кабинета не будет, с другой стороны, понятно, что без замен некоторых министров не обойтись. Министры социального блока, скорее всего, будут первыми кандидатами на ротацию. В том числе потому, что президентская программа на новый срок включает в себя и такие элементы, как реформа образования и реформа здравоохранения. Заявлять об этих реформах, продвигать их в парламенте и в общественном мнении президент может поручить и новым людям.

16:35 Дмитрий С-Петербург
Как Вы относитесь к процедуре преемника? Это что в России теперь всегда будет практиковаться институт преемничества? В чем же тогда заключается демократия?
Мне кажется, что термин `преемник` лучше исключить из политического обихода, поскольку он ассоциируется с недемократической процедурой. Обычно ее толкуют так: президент выбрал кого-то, исходя из критериев, не известных широкой публике, и, используя административные процедуры, `навязал` его обществу. В демократическом обществе должна быть политическая конкуренция, в том числе и внутри правящей элиты. Конечно, вряд ли мы дойдем до праймериз и кокусов, на которых отбираются кандидаты в президенты в США. Но, тем не менее, что-то похожее должно быть и у нас. Было бы желательно, чтобы президент использовал для отбора шорт-листа потенциальных кандидатов в президенты от партии власти тех соратников, которые пройдут через испытания демократических публичных процедур. И прежде всего таких, как выборы в одномандатных округах. Если дело в нашей стране пойдет к формированию парламентского типа демократии, то такие процедуры возникнут неизбежно.

16:41 Елена Павлова
Не приведет ли, по вашему, этот шаг Путина к сокращению явки избирателей на выборах. Сегодня и так явка находится у опасной черты? Ведь таким неожиданным решением Путин говорит всем нам, что он уверен в своей победе и интриги на выборах ожидать не стоит.
Многие аналитики и политики считают, что смена кабинета за две с половиной недели до выборов усилит интерес избирателей к голосованию, хотя, на мой взгляд, прямой связи здесь нет. Выборы практически уже сейчас рассматриваются многими как референдум или плебисцит. И главным здесь является не выбор между кандидатами, а ответ на вопрос: сколько процентов поддержит президента Путина - 70, 80 или более? В какой-то степени явка избирателей поддержит участие в кампании таких кандидатов, как Глазьев, Хакамада, Харитонов. Если бы эти кандидаты сошли с дистанции, то выборы, безусловно, были бы под угрозой. Слава Богу, им хватило политической зрелости, чтобы этого не делать, поскольку повторные президентские выборы резко повысили бы фактор неопределенности в российской экономике и политике и, кроме того, они бы поставили крест на политическом будущем не только этих кандидатов в президенты, но и на политических партиях, их выдвинувших. Думаю, что для повышения явки избирателей Владимиру Путину, наверное (за счет платного эфира), следовало бы обратиться к избирателям с обнародованием основных элементов своей будущей четырехлетней программы и воспользоваться процедурой утверждения премьера и состава правительства для демонстрации практических шагов по реализации его собственного обещания полностью использовать кадровый потенциал право-либеральных партий. За счет этого можно было бы заинтересовать молодежь и интеллигенцию прийти на избирательные участки.

16:49 Егор Мачульский
Что Вы можете сказать о моменте, выбранном Путиным для отставки правительства?
Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом. Поэтому базовым вариантом смены правительства являлась дата вступления в должность вновь избранного президента. И многие были уверены, что именно так и будет. Был еще один альтернативный вариант, который обсуждался аналитиками и политиками, а именно смена кабинета после формирования новой Думы с целью демонстрации роли парламентского большинства. Такой ход президента тоже был бы логичным и базировался бы на некоей политической логике. Отставка кабинета 24 февраля, строго говоря, находится посередине не только с точки зрения хронологии, но и по существу. Для учета результатов парламентских выборов время уже ушло, поскольку смена кабинета уже больше предопределяется предстоящими выборами президента. Кроме того, если правительство будет сформировано в марте, то, очевидно, что именно этот состав правительства будут переутверждены после официального вступления президента в должность на второй срок. Поэтому, на первый взгляд, время для смены кабинета не самое подходящее. Но в то же время остается и политически значимая мотивация смены кабинета именно сейчас - представление избирателям новой команды президента еще до выборов и определенный сигнал по технологии взаимодействия президента, правительства и парламента в следующем политическом цикле. В любом случае это решение не выглядит как `рокировочка` или `загогулина` времен Бориса Ельцина.

16:55 Иван Иванович

Не кажется ли вам, что преемником Касьянова (`Это будет необыкновенный человек`-как сказано в ВЕДОМОСТЯХ) будет скорее лицо из промышленников, например, директор `Северстали` г-н Мордашев? Он амбициозен, экономист, один из наиболее одаренных руководителей пост-ельцинской поры...?

В связи с тем, что между назначением премьера и выборами президента будет очень короткий срок, вряд ли новый премьер успеет представить в полном объеме структуру и состав правительства до президентских выборов. Значит, премьер должен быть знаковым для избирателей. Знаки могут быть разные. Это может быть и `лицо из промышленников`, это может быть и опытный технократ из правительства, это может быть и профессионал с политическим опытом. Кто конкретно - можно предполагать, но располагает этой информацией только один человек - президент Путин. Кстати сказать, если ваша логика верна, то понятно, почему исполняет обязанности Виктор Христенко. Для кандидата в премьеры со стороны, будь то бизнес, Дума, администрация президента, потребовалась бы промежуточная процедура назначения вице-премьера с тем, чтобы на него можно было бы возложить функции по исполнению обязанностей премьера. Но тогда бы целую неделю нечего было бы обсуждать, кто же будет следующим премьером. Хотя и Виктор Христенко относится к числу одного из наиболее вероятных кандидатов на этот пост, поскольку он как раз опытный технократ.

16:59 Марина В.
Касьянов хотел ввести спец-счета по НДС... и не успел. Кто-нибудь продолжит начинания.

PS не хотелось бы...
Касьянов был отправлен в отставку между двумя событиями - одним состоявшимся и другим несостоявшимся. В пятницу на прошлой неделе состоялось полузакрытое заседание Совета по предпринимательству при правительстве, где обсуждалась идея введения НДС-счетов. Решение не было принято так же, как не были приняты другие решения по завершению налоговой реформы - снижение единого социального налога и дифференциация ставок налога на добычу полезных ископаемых. Михаил Касьянов не взял на себя ответственность по окончательному формулированию позиции правительства и даже исключил соответствующие пункты из повестки дня заседания правительства (фактически на послевыборный срок), которое было назначено на 26 февраля). Я, как член бюро РСПП, как и вы, отрицательно отношусь к идее введения спецсчетов по НДС. Думаю, что в новом правительстве будут изысканы возможности другим путем администрировать этот налог.

17:04 Константин Иванович Петров
Как отразится смена правительства на курсе доллара?
Думаю, что смена кабинета в России - не самый главный фактор, предопределяющий курс доллара. Смена экономической политики нового российского правительства может отразиться на курсе доллара. В частности, если вдруг новое правительство решить тратить золотовалютные резервы на финансирование тех или иных проектов или будет осуществлять другие проинфляционные меры, то рубль может и качнуться. Но вероятность такого варианта развития событий я оцениваю очень невысоко. Другое дело, если в США сменится правительство и на смену Бушу придет администрация демократов во главе с Джоном Керри. Вдруг новая власть захочет поддержать доллар, особенно если ей в наследство достанется уже растущая американская экономика, тогда и без каких-либо усилий наших монетарных властей доллар может подрасти. Если же все будет идти, как идет, то к концу года за доллар будут давать меньше 28 рублей.

17:08 Сергей Катрич
Александр Николаевич, коротко, как, вы считаете, должны взаимодействовать бизнес и правительство, и как, по-вашему, в реальности будет строиться это взаимодействие? Спасибо
В рамках нового президентского срока необходимо наладить новые формы взаимодействия бизнеса и власти. Бизнес готов здесь проявить инициативу. В частности, РСПП готов разработать проект Закона о лоббизме и о финансировании политических партий и выборных кампаний с тем, чтобы не допустить чрезмерного, по нормам демократического государства, вмешательства в политику. Со своей стороны, бизнес вправе ждать и от власти `симметричного ответа`, связанного с минимизацией административного давления как на бизнес, так и на политические процессы. В частности, большие надежды мы возлагаем на административную реформу, скорость которой, судя по заявлению Владимира Путина, сделанного им при смене кабинета, будет существенно возрастать. Хотелось бы, чтобы в структуре нового правительства произошло разделение компетенций между правоустанавливающими (политическими) и контрольно-надзорными органами, чтобы функции по оказанию публичных услуг максимально выводились за пределы государственной власти, чтобы деятельность чиновника была прозрачной и базировалась на утвержденных регламентах и стандартах поведения, чтобы максимальное число норм было прописано в законе и отдавалось на усмотрение чиновника.

17:17 Алексей Тихонов, Москва
Каково место правительства в экономической структуре страны? Кто должен определять повестку экономических реформ в стране - президент или правительство?
В рамках сложившейся системы распределения ответственности за экономическую политику традиционно отвечает правительство, в то время, как внешняя и внутренняя политика - за президентом. Есть даже такое понятие `ведомство со звездочкой`. Последнее означает, что именно президент осуществляет руководство данными, в основном силовыми ведомствами. Но, тем не менее, в последнее время явно президент претендует на формирование экономической повестки дня. В частности, президент ставил довольно жесткие задачи перед правительством - будь то удвоение ВВП, либо завершение налоговой реформы. И иногда правительству (лично Касьянову) приходилось вступать в публичный диалог с президентом, корректируя его указания. Многие считают, что это была одна из причин отставки Касьянова. Традиционным критиком правительства в последние четыре года являлся экономический советник президента Андрей Илларионов. Надо сказать, некоторые из его взглядов транслировались президентом в ежегодных посланиях Федеральному собранию. Чтобы не допускать ситуации разночтения, лучше было бы иметь одну из следующих конструкций: американскую, когда президент возглавляет правительство, или европейскую, когда реальная власть у премьера, а президент выполняет функцию `карандаша`, утверждая своей подписью основные решения кабинета. Но любой из вариантов - это конституционная реформа. Можно, не дожидаясь ее, изменить взаимодействие администрации президента и правительства по вопросам экономических реформ. Функции экономического советника президента должен выполнять премьер-министр или, если премьер-министром будет не экономист - вице-премьер по экономическим вопросам. Возможно и создание Совета экономических консультантов при президенте, работу которого будет координировать либо премьер-экономист, либо экономический вице-премьер.

17:23 Михаил, Москва
Что нужно сделать, чтобы финансовые рынки в стране реально заработали как механизм перераспределения капитала?
Действительно, финансовые рынки и институты рынки капитала и банковская система еще реально не заработали, как механизмы перераспределения капитала. Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию? Во-первых, повысить надежность институтов финансовых рынков, усилить доверие к ним инвесторов, и прежде всего индивидуальных розничных инвесторов. Основная нагрузка здесь лежит на законодателях. В последние годы принят целый ряд законов, в частности, Закон о страховании вкладов и Закон об инвестиционных фондах, пакет пенсионных законов, запустивших в том числе и механизм накопительных пенсий. Но в то же время целый ряд вопросов еще нуждается в законодательном оформлении. Речь идет и об использовании земли в качестве залога, речь идет и о формировании баз данных о недобросовестных заемщиках через бюро кредитных историй, речь идет о судебной защите сделок с производными финансовыми инструментами, роль которых в последнее время растет, речь идет о законодательном выведении залога из конкурсной массы в случае банкротства, речь идет о предотвращении манипулирования ценами и использования инсайдерской информации на фондовом рынке и т.д. и т.п. Многие вопросы будут решаться в контексте открытия российских финансовых рынков в контексте присоединения к ВТО. И здесь тоже нужно найти золотую середину между интересами отечественных производителей соответствующих финансовых услуг и интересами потребителей этих услуг, которые заинтересованы в конкуренции, основанной в том числе и на допуске иностранцев на эти рынки.

17:30 Михаил, Москва
Александр Николаевич, добрый день. У меня несколько вопросов.
1.Какие главные задачи вы видите перед новым правительством?
2.Чем принципиально должно отличаться новое правительство от существующего?
3.В чем по вашему мнению должна сохраниться преемственность в новом правительстве? Спасибо

Мне кажется, что одна из причин отставки кабинета Касьянова была связана с тем, что экономическая повестка дня реализовывалась недостаточно энергично. В частности, это касается административной, налоговой реформ, реформы социальной сферы. Поэтому главное отличие нового правительства от существующего заключается не в том, что оно должно придумать новый перечень задач и сформулировать принципиально новую повестку дня, оно должно в сжатые сроки решить те задачи, которые не решило предыдущее правительство. Почему в сжатые сроки? Я убежден, что многие из реформ, которые должны быть осуществлены, не относятся к числу популярных, значит, если они будут запущены в производство, скажем, в 2006 году, некоторые негативные их последствия скажутся как раз перед следующими парламентскими и президентскими выборами. Чтобы этого не допустить, нужно к этому сроку уже получить позитивные результаты реформ в полном объеме. А для этого уже в этом году нужно принять большой блок законов. Учитывая сроки законодательных процедур, это значит, что в первом чтении эти законы должны быть приняты уже в июне. Это еще одно объяснение того, почему президент сменил правительство именно сейчас. Тратить два месяца на ожидание новых назначений - это значит перенести рассмотрение соответствующих законопроектов в Думе на осень. А тогда эти законы могут не вступить в действие в 1 января 2005 года. Обновленный в марте кабинет может успеть решить эту задачу до парламентских каникул. Кстати сказать, логично, что реализацией намерений правительства, в том числе через внесение законопроектов в Думу, будут заниматься те люди, которые дошлифуют эти законопроекты, как полноценные (по существу, а не по форме) члены кабинета.

17:35 Алексей Коробейников, Москва
Как вы оцениваете итоги первого этапа пенсионной реформы в стране?
Первый этап пенсионной реформы позволяет говорить о плюсах и минусах концепции, которая реализуется в нашей стране. Безусловным плюсом является перевод пенсионной системы на страховые и накопительные принципы, минусом - то, что пенсионеры пока что не видят прозрачных механизмов, позволяющих им накопить и сохранить достойную пенсию. Размещение пенсионных накоплений в основном в государственных институтах и в государственные ценные бумаги - тоже недостаток, который нужно преодолевать. Правительство выпустило на рынок 55 управляющих компаний, доверия к которым пока что к населения нет. Быть может, было бы правильнее, ужесточив требования к негосударственным пенсионным фондам и частным управляющим компаниям, создать стимул для будущих пенсионеров работать через них. Нужны и механизмы гарантий для пенсионных накоплений. В частности, можно использовать опыт Чили, Канады, Австралии, где крупные транснациональные инвестиционные проекты реализуются в качестве некого гарантийного механизма для пенсионных фондов. Не исключаю, что таким гарантийным механизмом могли бы служить схемы управления стабилизационным фондом.

17:37 Алексей Т.
Здравствуйте. В свете последних событий с отставкой правительства, будут ли по вашему какие то изменения в его будущей структуре? Должно ли сохраниться МЭРТ в том виде, в каком оно существует?
Я, как бывший министр экономики в 1994 году, конечно, заинтересован в том, чтобы Министерство экономического развития и торговли сохранилось в структуре нового кабинета, иначе где же будет висеть мой портрет как бывшего министра этого ведомства? Ну, если говорить серьезно, то МЭРТ, как ведомство реформ, оправдало свое существование, и если менять его роль в будущем кабинете, так только за счет некоторого наращивания функций, за счет передачи ему правоустанавливающих полномочий отраслевых органов управления.

17:42 Василий Зайцев
Как вы думаете, кто из ныне действующих членов кабинета министров останется в `обойме`, и, соответственно, в какую сторону даст `крен` наш российский политический корабль?
Я думаю, что мы увидим в новом кабинете очень многих `старых знакомых`. В частности, как минимум, на своем посту министра финансов, а может быть и с повышением до премьера в нем сохранится Алексей Кудрин. Такие же варианты и у Виктора Христенко. Герман Греф, ставший символом правительственного реформаторства, не имеет права покидать кабинет. Хорошо себя зарекомендовал Борис Алешин, как проводник многих идей по административной реформе. Не думаю, что изменения коснутся силового блока, тем более, что большая часть этого блока находится вне правительства - ФСБ, СВР и др. Некоторые министры могут лишиться своих постов по той простой причине, что министерства будут преобразованы либо в федеральные службы или федеральные надзоры, руководители которых не будут являться членами правительства. Что касается `крена` российского политического корабля, то уверен, что его не будет, даже если премьером окажется представитель силовиков, президент сумеет `окружить` его достаточным количеством либералов-экономистов.

17:52 Павел Крючков (Республика Молдова), историк
Скажите, не кажется ли Вам, что отставка Касьянова, это не только ликвидация крупной, авторитетной и более `грамотной` (чем сам Путин) фигуры на российском политическом пространстве, но и является одним из самых сильных ударов по остаткам русской демократии. Вы не боитесь жить в авторитарном государстве, в которое превращается Россия?
Отставка Касьянова предопределена ходом политического процесса. Если бы смена кабинета произошла в регулярном режиме после инаугурации президента, то никто бы не оценивал уход Касьянова с политической сцены как удар по демократии. Все ждали, что новый президентский срок Путина будет даже чисто символически связан с новым премьер-министром. Это вытекает хотя бы из простой психологической конструкции, что новое президентство будет чем-то отличаться от предыдущего. У Касьянова, на мой взгляд, был только один вариант остаться премьером. Если Владимир Путин не определился с преемником и ему нужно время для того, чтобы поставить его на пост председателя правительства для раскрутки как политически влиятельной фигуры. Если бы это, скажем, случилось весной 2006 года, к тому времени для Касьянова могла бы созреть и вакансия председателя Центробанка. Но, по всей видимости, Владимир Путин уже имеет в голове некую политическую конструкцию не только нового президентского срока, но и политическую конструкцию передачи власти в 2008 году. По всей видимости, Касьянова в этой схеме нет и поэтому было принято решение, которое было принято. Является ли отставка Касьянова его `ликвидацией` как фигуры на российском политическом пространстве? Думаю, что нет. Во-первых, уже просматривается для Касьянова позиция лидера СПС или, возможно, новой объединенной партии правых либералов. Во-вторых, Касьянов вполне может занять одну из влиятельных государственных должностей, на которых трудятся многие бывшие российские премьеры (напомню, Сергей Степашин - председатель Счетной палаты, Сергей Кириенко - полномочный представитель президента, Евгений Примаков - президент ТПП), так что возможность присутствия на политической сцене для Касьянова остается. Более того, при правильном позиционировании в течение ближайших трех лет может быть он сумеет вернуться в обойму возможных преемников. А жить в России не страшно, поскольку `Отечество не выбирают`, в нем живут:

17:56 Сергей
Что будет с вопросом о газе для Беларуси после смены правительства?
За газ в российском правительстве отвечал Христенко и, стало быть, ему придется отвечать за него и далее, либо как премьеру, либо как члену кабинета. Проблема газа в российско-белорусских отношениях - это проблема межгосударственных отношений и я согласен с Александром Лукашенко, что без президента Путина этот вопрос вряд ли может быть решен. Газ будет братьям-белорусам, но по цене, которая является безубыточной для Газпрома. И кроме того, лучший способ гарантировать поставки газа - это пустить Газпром в качестве акционера в Белтрансгаз, не шантажируя процесс астрономической цифрой стоимости данной компании.



Хочу поблагодарить всех посетителей сайта он-лайн за большой интерес и к политико-экономической тематике, и к моей персоне. К сожалению, за два часа работы с вашими вопросами ответил далеко не на большую их часть. Надеюсь использовать другие возможности, в том числе выступления в СМИ, чтобы каким-то образом удовлетворить ваш интерес. Удачи вам и процветания при новом-старом президенте и правительстве.

http://www.izvestia.ru/online/article44652http://nvolgatrade.ru/

Док. 199186
Перв. публик.: 26.02.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 720

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``