В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лужков решил ударить по бездорожью налогом на шипованную резину Назад
Лужков решил ударить по бездорожью налогом на шипованную резину
Во вторник на заседании столичного правительства мэр Москвы Юрий Лужков резко раскритиковал состояние городских дорог. По мнению мэра, главными виновниками столичного бездорожья являются автолюбители, пользующиеся шипованной резиной. Шипы портят дорожное покрытие, а на скоростных трассах из-за их использования остаются глубокие колеи. Чтобы покрыть расходы города на дорожные работы, Юрий Лужков предложил ввести новый налог за использование шипованной резины.

Идея пополнить городской бюджет за счет автолюбителей, использующих шипованную резину, появилась у городских властей еще два года назад. В июле 2002 года глава комплекса городского хозяйства Москвы Петр Аксенов распорядился подготовить для руководства столичного ГИБДД предложение о запрете на использование шипованной резины в весенне-летний период. Предполагалось разрешить ее применение только с ноября по апрель, когда снежно-ледовый налет на столичных улицах наиболее вероятен. Правда, дальше разработки предложения дело не пошло. Ровно через год мэр Москвы Юрий Лужков порекомендовал депутатам Мосгордумы продумать закон, регламентирующий введение дополнительного транспортного налога на автомобили с шипованной резиной. Тогда депутаты, видимо, пропустили его рекомендацию мимо ушей. Но мэр эту идею не оставил. Вчера Юрий Лужков еще раз напомнил законодателям о пресловутых шипах на зимних шинах.

- Состояние дорог в Москве действительно катастрофическое, - объяснил `Известиям` председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству Степан Орлов. - Насколько в этом виновата шипованная резина, еще предстоит выяснить. В ближайшие же недели наша комиссия рассмотрит ситуацию с дорогами в Москве. Эксперты оценят урон, наносимый шипами городским дорогам. Только после этого можно будет говорить о каких-то конкретных действиях. Сейчас я вообще не уверен, что мы юридически можем принять такой закон. Хотя улучшать состояние московских дорог, безусловно, надо.

Согласно докладу, представленному вчера на заседании правительства начальником Объединения административно-технических инспекций столицы (ОАТИ) Иваном Ищенко, в 2004 году из 143 миллионов квадратных метров дорог Москвы 12 миллионов подлежат капитальному ремонту. Из-за резких перепадов температуры зимой на дорожном полотне образуются микротрещины, которые уже к весне превращаются в огромные ямы. По мнению специалистов Дорожной инспекции ОАТИ, шипы от зимних покрышек, взаимодействуя с микротрещинами, ускоряют процесс разрушения дорожного полотна.

- Шипы предназначены для использования на заснеженных дорогах, наледи или грязи, - пояснили `Известиям` в ОАТИ. - На чистой дороге они действуют по существу как наждачная бумага.

С тем, что шипы портят чистые дороги, никто и не спорит. Во многих европейских странах ограничения на использование шипованной резины существуют уже давно. В Австрии ограничивается масса транспортного средства, использующего шипованную резину, а в Бельгии и Швейцарии - скоростной режим `ошипованного` авто. Но в России без шипов трудно. Стоит только вспомнить недавние снегопады, когда из-за огромных сугробов в Москве практически замирало движение всего городского транспорта и росло количество аварий на неубранных трассах.

- Не наше дело решать, какие налоги принимать, а какие нет, - прокомментировали `Известиям` заявление столичного мэра в ГИБДД Москвы. - Но мы сами рекомендуем водителям надевать на зиму шипованную резину. Больше всего аварий зимой происходит именно с теми машинами, которые ездят по гололеду на летних шинах. В наших условиях шипы - единственное спасение на дорогах.

Производители автомобильных покрышек называют заявление мэра не иначе как провокацией. По их мнению, введение налога на шипованную резину приведет к увеличению количества ДТП на улицах в сотни раз.

- Все автолюбители и так платят транспортный налог, который идет на ремонт дорожного полотна, - возмущается заместитель генерального директора Московского шинного завода Андрей Федотов. - Заставлять платить еще и за использование шипованной резины просто глупо. В первую очередь такой налог ударит по карману среднего класса. Водителям дорогих иномарок использовать шипованную резину не обязательно. Их машины и так оснащены автоматическими системами, позволяющими уверенно держаться на гололеде. `Шиповкой` пользуются в основном владельцы классических `Жигулей` с задним приводом. Если шипованная резина подорожает, то они просто не будут ее покупать. А тогда аварий на дорогах станет намного больше.


Шипованную резину запрещают только в `малоснежных` странах

Европейская статистика утверждает: применение шипованной резины увеличивает износ дорожных покрытий в 5-8 раз. Эксперты подсчитали, что `на чистом асфальте или брусчатке сцепление с трассой у шипованных покрышек намного ниже, чем у обычной резины`. В европейских странах существует примеры, когда отлетевший на большой скорости от колеса шип становился причиной несчастного случая. Вот почему многие государства ЕС запретили применение шипованной резины на своих дорогах. Однако чаще всего эти правила действуют в `малоснежных` странах, где температура зимой редко падает ниже нуля градусов.

Подобные запреты действуют в Австрии, Великобритании, Франции и Германии. Исключение в этих странах составляют горные районы, где в отдельных случаях допускается применение шипованной резины. В ряде других европейских государств правительство пытается сохранить дороги, законодательно ограничив скорость движения автомашин на шипованной резине. В Бельгии, например, этот показатель составляет 60, а на трассах Швейцарии - 80 километров в час. Новую разновидность `мягких` шипов, которые умеренно портят дороги, с недавних пор используют автомобилисты Японии.

Для предотвращения гололеда дорожные службы в Европе посыпают трассы мелкозернистым щебнем. Однако подобная технология создает другие проблемы - на высокой скорости гравий, вылетая из-под колес, пробивает лобовые стекла идущих следом автомобилей.

В скандинавских странах применение шипованной резины разрешено, а в некоторых странах даже является обязательным. Законодательство Финляндии требует от водителей с ноября по март ездить только на шипованной резине. В ноябре получают право `переобуть` машину в шипы жители Швеции. Правда за эту возможность водители вносят в дорожный фонд дополнительную плату. Однако `игра стоит свеч`: исследования, проведенные в Швеции, показали, что зимой тормозной путь автомобиля, оснащенного шипованными покрышками, в 1,8 раза меньше, чем у машин с летней резиной. Для снижения аварийности в скандинавских странах также используют в качестве антигололедного средства гравий.

Применение зимней или шипованной резины обязательно для всех прибалтийских государств. В Латвии это правило действует с декабря по март, в Литве - с ноября по апрель, а в Эстонии - с октября по май.

Сергей ФЕДОРОВ

Анатолий ГУСЕВ
httр://www.izvеstiа.ru/сарitаl/аrtiсlе44625http://nvolgatrade.ru/

25 фев 2004
Москва

Док. 199139
Перв. публик.: 25.02.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 255


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``