В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Госдума назначила уполномоченного по правам человека. `Яблоко` командировало на этот пост одного из своих лидеров Назад
Госдума назначила уполномоченного по правам человека. `Яблоко` командировало на этот пост одного из своих лидеров
В том, что уполномоченным по правам человека стал один из отцов-основателей
`Яблока`, есть несомненная логика. `Яблоко` - партия с правозащитной
направленностью. Последние четыре года это было особенно явственно. Свою
осторожность в оценке верховных властей и отсутствие критики в адрес
президента `Яблоко` весомо компенсировало заступничеством за Григория
Пасько, выступлениями против армейского произвола, борьбой за свободу слова,
защитой прав мирного чеченского населения и т.п. Согласно закону, новый
российский омбудсмен обязан приостановить свое членство в партии. Из
названия `Яблока` как бы выпадет одна буква. Сохранится ли дух?
- Вы правы, - говорит Владимир Лукин, - `Яблоко` справедливо считается
правозащитной партией. Надеюсь, таковой и останется. Мне же закон
предписывает в течение четырнадцати дней с момента избрания приостановить
свое членство в ней. Что я и сделаю. В ближайшие дни состоится заседание
нашего президиума, где будет принято соответствующее решение. Но это вовсе
не значит, что я прекращаю контакты с `Яблоком`. Наоборот, я намерен
использовать его правозащитный потенциал. Особенно рассчитываю на помощь
региональных организаций, имеющих достаточный опыт в этом деле. Точно так же
я готов взаимодействовать с любыми политическими партиями и общественными
организациями. Я никогда не считал правозащиту своей сугубо партийной
обязанностью. Защита прав человека вообще не может быть чьей-то партийной
монополией.
- Накануне избрания вы встречались с президентом. Очевидно, он поделился с
вами своими представлениями о том, чем должен заниматься омбудсмен. Были
высказаны какие-то пожелания?
- У нас состоялся обстоятельный разговор. Президент особо подчеркнул, что
уполномоченный по правам человека должен сохранять независимость. Президент
обещал сделать все, чтобы этот институт не был декоративным, чтобы
пользовался авторитетом и у сильных мира сего, и у общества. Я тоже убежден,
что независимость - необходимое условие эффективной работы на этом посту.
Если омбудсмен очень нравится власти , это плохой омбудсмен. Значит, он не
защищает граждан, а только имитирует защиту. Я же имитацией заниматься не
собираюсь. Обязанность уполномоченного - наступать на больные мозоли власти.
- Вы готовы с властью конфликтовать, как в свое время на вашем месте делал
Сергей Ковалев? Но сегодня такой правозащитник никого не защитит, он сам то
и дело будет нуждаться в защите.
- Я с глубочайшим уважением отношусь к моим предшественникам - Сергею
Адамовичу Ковалеву и Олегу Орестовичу Миронову. Они начинали эту работу с
нуля и многое сделали для становления института уполномоченного. Буду ли я
непременно конфликтовать? Вряд ли это может быть самоцелью. Тут есть две
крайности. Либо омбудсмен героически бросает вызов властям, либо во всем
поддакивает им. И то и другое неэффективно. В первом случае между ним и
властями возникнет бюрократическая подушка, в которую,сколько ни колоти,
толку не добьешься. Во втором же случае омбудсмен перестанет
соответствововать своему должностному и общественному предназначению.
- Значит,уполномоченный по правам человека - это только посредник между
обществом и властью?
- Да, он может быть и посредником. Но я бы сказал точнее: он должен быть
адвокатом общества.
- А комиссия по правам человека при президенте таким адвокатом не является?
Чем ее функции отличаются от функций уполномоченного и нет ли здесь
дублирования?
- Комиссия при президенте не является независимым органом. Она, как ясно из
ее названия, помогает главе государства. Ведь президент, в сущности, тоже
омбудсмен, поскольку он гарант конституционных прав. Что касается
дублирования функций: Я не думаю, что это реальная проблема. С Эллой
Александровной Памфиловой (председателем комиссии по правам человека при
президенте . - В.В.) мы уже встречались и подробно обсудили возможности
нашего взаимодействия. Но вообще я считаю, что структур, защищающих права
человека, особенно в России, не может быть слишком много. Их может быть
только мало.
- Их и в самом деле не сказать что избыток. Например, закон,хотя и не
предписывает, но и не возбраняет избирать региональных омбудсменов. И
сколько их у нас?
- Двадцать семь. Хотя мы знаем феодальные нравы местного начальства. Нигде
так нахально и безоглядно не нарушаются права человека, как в медвежьих
углах российской провинции. Вот я только что звонил в Свердловскую область.
Там решили заняться бомжами. Готовы оказывать им медицинскую помощь,
кормить, одевать: Дело полезное. Но загонять этих людей в специальные
лагеря, как кто-то,судя по прессе там додумался, совершенно недопустимо.
Собираюсь проверить эти сведения. В общем, хорошо бы иметь омбудсмена в
каждом субъекте Федерации. При одном непременном условии: он не должен
зависеть от местных органов власти. Но если даже уполномоченные появятся
повсюду, это все равно не освобождает меня от обязанности следить за
соблюдением прав человека на всей территории нашей страны.
- В Чечне, например. Должность специального представителя президента по
правам человека в этой республике недавно упразднена. Вы готовы взять на
себя эти обязанности?
- Разумеется. Чечня - часть России. Защита прав человека в этой республике
входит в мою компетенцию. Речь не идет о том, кто там прав, кто виноват.
Если права нарушены , я обязан вмешаться. Независимо от того, какими
политическими соображениями было продиктовано то или иное нарушение. При
этом в Чечне может быть избран и местный уполномоченный по правам человека.
Думаю, рано или поздно это произойдет.
- У вас нет ощущения, что за прошедшие четыре года ситуация с правами
человека в России существенно ухудшилась?
- Мне трудно ответить на этот вопрос. У меня нет необходимых данных.
- Как же так? А закрытие неугодных телеканалов? А череда `шпионских` дел? А
дело ЮКОСа? А `басманное правосудие`?
- Все это, конечно, вызывает тревогу в обществе. Но проблема прав человека в
России не сводится к нескольким громким делам, скажем, закрытию телеканала
или очередному скандалу с очередным олигархом. Это более глубокий пласт
отношений граждан с властью. Это проблема правового сознания, а нередко его
отсутствия. Вот на этом уровне я не знаю, изменилось ли что-нибудь и в какую
сторону. Но убежден, что главная задача - сделать так, чтобы граждане
осознавали и отстаивали свои права и чтобы власть считалась с гражданами.
- Вы уже определились с приоритетами вашей будущей деятельности?
- Трудно говорить о приоритетах. Защита политических прав не менее важна,
чем, к примеру, защита прав социальных или экономических. Защита прав
женщин, национальных меньшинств, пенсионеров - этот ряд можно долго
продолжать: Все в равной мере заслуживает внимания. Но надо понимать, что
возможности омбудсмена небезграничны. Я не могу, например, напрямую добиться
повышения прожиточного минимума, но могу ставить об этом вопрос перед
законодательной и исполнительной властью. Потому что прожиточный минимум -
это материальная реализация права на жизнь. А начать я все же намерен с
защиты детских прав. Речь о беспризорщине, подростковой преступности:
Недавнее убийство в Питере таджикской девочки, совершенное скинхедами, - это
колокол для нас. Предполагаю активно заняться и защитой прав инвалидов. Тем
более что в этом деле у меня есть кое-какой опыт. В течение пяти лет я
возглавляю паралимпийский комитет - организацию, которая готовит
спортсменов-инвалидов к паралимпиаде.
- Собираетесь ли вы вмешиваться в судебные дела с политической подоплекой?
- Только в том случае, если в ходе процесса нарушаются гражданские права.
Например, подсудимому отказано в защите. Никакого вмешательства в само
судебное расследование, а тем более попыток повлиять на приговор,
разумеется, быть не может. У омбудсмена просто нет таких полномочий.
- Вас не беспокоит, что, заняв пост, вы уходите из публичной политики?
- Я это как-нибудь переживу. Да, правозащита - занятие не политическое. В
странах с развитой демократией его считают рутинным и в общем-то скучным.
Требующим не гражданской доблести, а специфических знаний и навыков.
Постараюсь соответствовать этим требованиям. Очень важно отделить личные
моменты и оценки от работы уполномоченного.

http://www.mn.ru/issue.php?2004-6-14
Валерий Выжутович, `MH`http://nvolgatrade.ru/

Док. 199118
Опублик.: 24.02.04
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``