В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Бесплатной медицины больше нет. Во что мы превратили наше здравоохранение! Назад
Бесплатной медицины больше нет. Во что мы превратили наше здравоохранение!
Оно и при коммунистах по финансированию было не ахти какое, а сейчас еще хуже. Ни для кого не секрет, что наша медицина финансируется у нас не по потребности, а по остаточному принципу, что в корне неверно. Средств, выделяемых на службу здоровья в нашей стране, почти в два раза меньше, чем рекомендует Всемирная организация здравоохранения. Их хватает только для поддержания службы, не говоря о ее развитии.

Не важно, какой ВВП у любой страны - маленький или большой. Важно, чтобы процент финансовых ресурсов, выделяемых на здравоохранение, был не меньше 5%. У нас - около трех. К тому же даже урезанные бюджеты на муниципальном уровне приблизительно на 20-30% кое-где не исполняются.

Лет 10-15 назад были проведены исследования, которые доказали: на каждый рубль, вложенный в здравоохранение, государство получает минимум 4 рубля прибыли. Казалось бы, государство должно быть заинтересовано в том, чтобы народу было доступно медицинское обслуживание. Но в последнее время отдельные чиновники пытаются уйти от 41-й статьи Конституции, гарантирующей бесплатное медицинское обслуживание в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и придумывают разные лазейки для этого. Предлагают создавать особую медицинскую структуру, позволяющую обойти Конституцию России, в виде форм некоммерческих организаций (некоммерческого партнерства), то есть этим организациям не позволено заниматься коммерческой деятельностью, не соответствующей основному направлению деятельности учреждения. А если в уставе будет написано `оказание медицинской помощи`, то пожалуйста: это не противоречит закону и можно с больных брать деньги. А затем, возможно, и продавать здания и оборудование этих `некоммерческих`, созданных за счет наших с вами денег. Сегодня никаких юридических препятствий для организации платных услуг в здравоохранении нет.

Интересна история с обязательным медицинским страхованием (ОМС). Планировалось, что оно будет финансироваться за счет отчислений 3,6% от фонда заработной платы предприятий как добавка к бюджетному финансированию. Ввели - и одновременно на эту или даже большую сумму урезали бюджет. Передали финансирование здравоохранения в регионы. Это, может быть, неплохо, но прослеживается четкая тенденция к большему изъятию средств из регионов, с одной стороны, и, с другой стороны, Дума и правительство не определили минимальную долю здравоохранения в совокупном бюджете региона, `забыли` определить размер хотя бы минимального взноса в ОМС на неработающее население. А теперь еще придумали сбор денег не Фондом ОМС, а налоговой инспекцией, в результате чего мы с вами при нашей бедности потеряли еще минимум 10% денег.

Простому же человеку совершенно безразлично, как, какими путями государство обеспечит бесплатное медицинское обслуживание в государственных и муниципальных учреждениях. Важно, чтобы такая возможность была.

Меня волнуют более 120 миллионов россиян, которые не имеют возможности платить за медицину. Что с ними? Отвечаю: с ними 41-я статья Конституции. А вот министр здравоохранения фактически предлагает изменить или отменить 41-ю статью.

В своей статье в одной из центральных газет он пишет: `...не под силу государству полное содержание медицинских учреждений и стопроцентная оплата нашего лечения`. Какого это `нашего`, спрашиваю я. Те, у кого есть деньги, и сегодня никогда не пойдут лечиться в простую городскую больницу. Этим людям нужен комфорт, за что я их не осуждаю. Конституция гарантирует бесплатное обследование и лечение. Но не комфорт. И только этим - дополнительным комфортом - платная медицина должна отличаться от бесплатной.

Я не согласен, что государственные резервы финансирования здравоохранения полностью исчерпаны. Они есть. А как их используют? Только что наш министр создал с благословения правительства и, как я понимаю, Церкви лично под себя целую федеральную государственную структуру, которую возглавит Национальный медико-хирургический центр. Ненужную, так как сегодня многие федеральные медицинские учреждения, подчиненные Минздраву и Академии медицинских наук, имеют возможность удовлетворить полностью потребность населения России в высококвалифицированной помощи и не нуждаются в расширении коечного фонда и кадрового состава. Они нуждаются в улучшении финансирования. Их следует усиливать, а не создавать новые федеральные структуры. На создание этой новой структуры типа 4-го управления при ЦК КПСС уже грохнули огромные деньги налогоплательщиков. Мы должны будем платить центру министра 1 миллиард 700 миллионов рублей в год. Это бюджет 11 научных детских институтов, и, если суммировать их мощность, она более чем в два раза будет превышать мощность центра, созданного министром.

Юрий Леонидович предлагает ликвидировать обязательное медицинское страхование, так как в слове `страхование` содержится слово `страх`, которое `...ведет к развитию всевозможных заболеваний: сердечно-сосудистых, гормональных, органов пищеварения и даже онкологических; к ослаблению иммунитета и нервно-психическим расстройствам`. Не вдаваясь в полемику с министром по поводу влияния слова `страхование` на организм человека и `нервно-психические расстройства`, хочу напомнить, что плохо ли, бедно ли, но структура ОМС в стране уже выстроена.

Так вот, необходимо укреплять остатки признанной во всем мире нашей системы здравоохранения. Я неоднократно повторял, что мы устали от перестроек и перестроечников в области здравоохранения. И чем принципиально Национальный солидарный банк здоровья будет отличаться от ОМС? Новыми затратами на создание `новой системы` и оплату нового аппарата, вот и все. Все изменения, с моей точки зрения, должны проходить путем совершенствования существующей структуры ОМС. Лично я сторонник того, чтобы любой человек, имея полис ОМС, мог получить лечение в любом городе России.

Я недавно вернулся из Франции. Французы очень встревожены и недовольны обвалом в медицинском обслуживании населения. Они мне сказали следующее: `Раньше мы смеялись над недостатками в английском здравоохранении, когда больные часами и неделями не могут попасть к врачу. А сейчас у нас стало не только так же, но и еще хуже. Врачей не хватает. В очереди на плановую операцию нужно стоять годами`. Надеюсь, не такое здравоохранение готовит для нас Минздрав.

ДОСЬЕ

Леонид РОШАЛЬ - профессор, доктор медицинских наук, руководитель отделения неотложной хирургии и травмы детского возраста НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей РАН, член Комиссии по правам человека при президенте РФ.

`РОДНАЯ ГАЗЕТА` Nо 39, 30 января 2004 г., полоса 7

Леонид Рошаль, ПРОФЕССОР, ДОКТОР МЕДИЦИНСКИХ НАУКhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199115
Опублик.: 24.02.04
Число обращений: 2


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``