В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Ефремов: `Человек, который много работает, достоин уважения` Назад
Михаил Ефремов: `Человек, который много работает, достоин уважения`
Давненько не встречалось мне по жизни такого естественного и искреннего человека. В общении с ним мгновенно возникает та особая короткость, которая обычно произрастает из совместных школьных проказ, студенческих поездок на картошку, прочих `хождений в разведку`. Слушая его, вспоминаешь не амбициозных его коллег по цеху со звездной болезнью, а пару бунинских фраз: `Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у кого есть душа, есть горячее чувство, безотчетно рвущееся из глубины сердца`. Если бы мне нужно было коротко охарактеризовать его, я бы уложилась в три слова: непосредственность, юмор, доброта. Речь - об актере и режиссере Михаиле Ефремове.

-Миша, судя по тому, что вы мне сказали - `в этот раз я в Москву надолго, на десять дней`, - снимаетесь много?



- Да, сейчас поеду в Питер, к режиссеру Александру Буравскому, который известен широкой публике по `Ледниковому периоду`. Сценарий его картины, им и написанный, называется `Ленинград`. Про блокаду, про английскую журналистку, которая осталась в блокадном Ленинграде. Половина героев - иностранцы. У меня хорошая роль, из русского круга персонажей.



- Начались съемки `Статского советника` по бестселлеру Акунина, вроде вас собирались взять на роль слуги-японца, да раздумали. Что, физиономией не вышли?



- Не вышел, нос у меня слишком длинный для японца. Сыграю там другого - гнусного шпика Мыльникова.



- Вы читали Акунина?



- Читал, конечно. Интересно, но жизнь за это не отдам.



- А как вам Лимонов? Вы, я знаю, снялись в первой лимоновской экранизации - название фильма `Русское`.



- Да, в роли отца главного героя. Лимонов - талантливый писатель, он мне нравится. Политические же его занятия определять не берусь.



- И новомодный Пелевин вам, наверное, нравится, раз играете в театре Чапаева в его `Чапаеве и Пустоте`?



- Пожалуй, нравится и Пелевин. Хотя есть у меня мысль, что чем человек моложе, тем больше он тяготеет к Достоевскому, чем старше - к Толстому, Чехову (Чехов - это вообще не текст, это космос), а не к вышеперечисленным творцам.



- Вы актер разноплановый, классику тоже поиграли - Треплев, Соленый, Чацкий, Карл Девятый, Керенский - дай Бог каждому такого разнообразия ролей. Совсем недавно, в новогодние каникулы, канал `Россия` показал новую комедию `Супертеща для неудачника`. Просто русский вариант `Тутси`!



- Ну, я не один там отрывался, на пару с Димой Харатьяном. Дима прекрасный партнер. Есть закономерность: чем лучше артист, тем с ним удобней играть. Партнерство и в кино, и в театре - великая вещь. С партнерами мне везло с самого начала - впервые я играл на сцене в 12 лет в `Уходя, оглянись` Володарского ни много ни мало с Анастасией Зуевой.



- А не в `Утиной охоте` впервые?..



- В `Утиной охоте` позднее и - единожды. Там играл Саша Стриженов, он заболел, и делали срочный ввод со мной. Это осталось очень ярким воспоминанием.



- Вы считаете себя везучим? Родиться в такой семье - папа Олег Ефремов, мама Алла Покровская. `Театральная мама` - Галина Волчек. Снимались у Глеба Панфилова, Александра Митты. В `Таежном романе` вы сыграли гениально.



- Так все сошлось... Тяжелое было время. Умер отец, и на третий день меня вызвал Александр Наумович Митта на пробы. Может, хотел отвлечь, хотя... Сериал - работа скорее ремесленная, он же к ней относится слишком серьезно. Зато и результат каков! Как чувствуется рука мастера на фоне прочих телесериалов! Работать с Александром Наумовичем - роскошь. Он сейчас начинает новый проект, в который позвал меня, чему я страшно рад.



- О режиссерской руке мастера. `Игры женщин` - спектакль давний, но, опять же, `Культура` показала его телеверсию в январе. Мало того, что вы работаете там с Екатериной Васильевой, - режиссером там значится Занусси. Он-то откуда взялся в наших театральных пенатах?



- Мы с ним познакомились 15 лет назад, когда он пришел к нам в `Современник-2` на спектакль `Тень`. Тогда я впервые поехал в Париж, останавливался у него. Через несколько лет пан Кшиштоф предложил Олегу Николаевичу две пьесы для Екатерины Васильевой. Катя же к тому времени ушла из МХАТа, но работать с Занусси согласилась. С этим спектаклем мы колесили по городам и весям. Помню, как-то отыграли 12 спектаклей подряд - Новосибирск, Курган, Новокузнецк, Кемерово, Екатеринбург... Устали страшно, повидали немало: тяжелый труд.



- Считается, что антрепризы - явление более низкого порядка, чем репертуарный театр. Нечто для зарабатывания денег.



- Любая работа так или иначе есть зарабатывание денег. Вообще надо не анализировать и не комплексовать, а работать. Человек, который много работает в чем бы то ни было, - уже достоин уважения. Россия - театральная страна, репертуарный театр в таком количестве есть только у нас. Американцы взяли от всего мира самое лучшее: от России - систему Станиславского, которую они, правда, называют `метод`, но актеры у них учились и учатся у Михаила Чехова через Ли Страсберга...



- Телевидение тоже вас, Миша, жалует. Снялись даже в народном сериале `Участок`...



- И в последнем советском сериале `Дубровский`, и в первом российском - `Королеве Марго`. Телевидение - это цифра, адский ящик.



- Цифра - в смысле рейтинг?



- Цифра - в смысле сущность. Однажды мы со звукорежиссером Софьей Николаевной Кругликовой-Каневской обозначили градацию: есть оцифрованные люди, есть аналоговые, есть силиконовые, есть раритетные... Впрочем, спасибо телевидению за показ в день рождения Высоцкого концерта его песен из Звездного. На сегодняшний день - самая большая моя радость и гордость, этот концерт.



- Вы там пели?



- И пел, и выполнял функции помрежа. Каждый год в канун рождения Владимира Семеновича вручается премия `Своя колея`, организует все это Никита Высоцкий. В этом году это было в Звездном городке. Вы подумайте, 19 штук `звезд` - их надо назвать пофамильно: Виноградов, Горбунов, Ефремов, Александр Ф.Скляр, Краско, Безруков, Стеклов, Домогаров, Куценко, Харатьян, Пореченков, Хабенский, Семчев, Векслер, Певцов, Нилов, Гармаш, Чонишвили, Еременко - все выкроили время, собрались совершенно бескорыстно спеть вживую для космонавтов, хотя могли бы в это время зарабатывать свои деньги. Наглядный пример того, что не деньги главное. Причем ни один не опоздал на репетицию, ни за одним не надо было бегать - `твой выход`. Это - поступок, это - критерий, и если такие настоящие вещи происходят - все нормально в датском королевстве. Обидно, что пресса любит писать о знаменитостях в основном гадости. Как будто публике обязательно нужно знать, кто, с кем и сколько раз. Неловко все это.



- Как вы думаете, почему столько актеров подались в рестораторы - и ваши сверстники Степан Михалков, Федор Бондарчук, Антон Табаков, и более старшие - Сергей Газаров, Александр Збруев? Не от бескорыстия же?



- Насчет Антона Табакова, кулинарные шедевры которого пробовал, точно могу сказать - он великий кулинар. Збруев - это вообще гений по человеческим качествам, это святое. Со Степой и Федей мы учились в одной школе - братские сердца. `Хлестаков` Газарова - славное заведение. А вот Гарику Сукачеву рестораторство не удалось, хотя была прекрасная задумка - `Русский водолаз`. Это все, что я знаю про рестораторов. Наверное, каждый подался по своей причине. У меня такой причины не было.



- Собираетесь еще после постановки филатовского `Голого короля` в `Современнике` заниматься театральной режиссурой?



- Да, собираюсь. Но из суеверия промолчу.



- Театр зародился на площади и в храме. Публика до сих пор относится к театральным людям или как к шутам, или как к избранникам. Чего в театре больше - того или другого, как по-вашему?



- Такого уровня вопрос - это к Анатолию Васильеву или к Роману Виктюку. Думаю, театр родился вместе с языком. Принялись передразнивать друг друга - и пошел театр. Да, театр - самое древнее и самое эфемерное искусство, он живой, не бывает двух одинаковых спектаклей. А церкви в театре не место. Недаром люди уходят из театра именно в церковь. Как Екатерина Васильева - она права, и она очень мужественный человек, как Иван Охлобыстин. На это надо пойти, решиться. Иван - выбрал, хотя обидно было потерять такого писателя, он замечательный драматург, я ставил две его пьесы, знаю.



- Вы, право, какой-то странный представитель актерской братии: обычно взахлеб говорят о себе, вы - хвалите других. Но уж армейские-то годы вас удручали? Знаю, вы служили не в Театре Советской армии, как многие дети из актерских семей.



- В Вышнем Волочке служил. В первые десять дней в армии я просто испугался за свою жизнь, за свое сознание и написал такие письма отчаяния всем. Сначала приехал отец, часа на два, потом, дней через десять, мама и Ия Сергеевна Саввина с концертом для офицеров... Ничего, наладилось, и прапорщик у меня оказался терпимый, и правильно, что в моей жизни армия была. Это что - вот Евгений Сидихин и Игорь Бочкин служили в Афганистане. Бочкин горел в танке, провел два года в госпиталях с ранениями и контузиями и после этого поступил в ГИТИС. Вы можете себе представить, что за этим человеком?.. А от него исходит такая волна доброты - я недавно с ним снимался!



- Ну надо же, о чем ни спроси - его сносит на дифирамбы окружающим!



- Сейчас буду ругать. Много говна в политике. И так будет еще долго, пока мы не переборем нашего азиатского бескультурья. Но для этого нужен Михаил Сергеевич Горбачев, который и сейчас живее всех живых. Он прекрасный человек и единственный в принципе демократ. Он сделал то, что и представить себе невозможно. Единственный раз я в жизни голосовал - за Ельцина, но Ельцин - властолюбец, обалдевший от свободы. Горби - по сути своей свободен, недаром цивилизованный мир так его полюбил. Конечно, всего 160 лет назад закончилось крепостное право, до Америки еще Колумб не доплыл, а мы уже гнулись под Чингисханом, как говорится...

А у Путина и Буша тип сознания одинаковый - властный.



- А как вы оцениваете личность Ходорковского?



- Вызывает сто пудов уважения. Человек сидит в тюрьме, потому что он так решил - сидеть на родине. Впрочем, вызывает у меня уважение и Березовский, выбравший жизнь на воле в Лондоне. Не забуду его фразу (сказал, когда выбирался из Карачаево-Черкесии, что ли): `Мой христианский долг построить вам мечеть`. Нашли тоже дьявола! Да я буду любить Бориса Абрамовича только потому, что дана команда его не любить, и все истово ее выполняют - не любят Березовского. Боюсь, если мы дальше будем говорить на эту тему - я составлю компанию Михаилу Борисовичу на нарах.



- Жалеете о своих словах?



- Жалею о голодающих детях в Африке. Мне также жалко палестинцев и евреев. И очень жалко - чеченцев. Лучше не сотрясать воздуха на эту тему, потому что выйдет - гадость.



- Читали ли в интернете восторженные признания о себе?



- Н-нет, побаиваюсь я его. Интернет - это такая проверочка, а все проверочки - это дьявольская вещь.


материалы: Независимая Газетаhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199037
Перв. публик.: 20.02.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 230

  • Ефремов Михаил Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``