В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Каменев: `Индия и Пакистан не смогут договориться по Кашмиру` Назад
Сергей Каменев: `Индия и Пакистан не смогут договориться по Кашмиру`
После напряженного перерыва в два с половиной года возобновились индо-пакистанские переговоры. О том, каковы перспективы урегулирования конфликта в одной из самых горячих точек планеты - штате Джамму и Кашмир, территорию которого оспаривают две ядерные державы, Стране.Ru рассказал Директор Центра пакистанских исследований Института востоковедения РАН Сергей Каменев.

- Сергей Наумович, насколько значимы нынешние переговоры по Кашмиру?

- Есть две стороны медали. Первое: факт переговоров на достаточно высоком уровне и установления довольно теплых взаимоотношений говорит о том, что обе стороны готовы сотрудничать. Это важно. Более того, сделаны какие-то практические шаги на саммите Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) в начале января в Исламабаде. Именно там договорились провести переговоры по ряду интересующих обе стороны вопросов, в том числе и по провинции Джамму и Кашмир. Договорились возобновить воздушное сообщение между некоторыми городами Индии и Пакистана, открыть пакистанское консульство в Бомбее и индийское - в Карачи. Это существенный момент. Была также достигнута договоренность о возобновлении железнодорожного сообщения между рядом городов, а также об установлении автобусного сообщения между пакистанским городом Музафарабад и индийским городом Сринагар. Были и другие договоренности в экономической сфере. Премьер-министр Индии Ваджпаи предложил продать Пакистану зерно. Это пусть небольшой, но конкретный шаг.

- Можно ли говорить о каком-то прорыве в урегулировании конфликта?

- За последние два с половиной года это, безусловно, прорыв в отношениях. Особенно, если вспомнить нападение, как предполагают, пакистанских боевиков на индийский парламент. Вооруженное нападение на парламент привело фактически к полному прекращению всех контактов между Индией и Пакистаном. Что касается кашмирского вопроса, то, скорее всего, эта проблема может быть только затронута. Никаких конкретных шагов достигнуто не будет. Это главный камень преткновения в отношениях двух стран. И это вторая сторона медали.

- Противостояние двух ядерных держав вызывает немало опасений. Тем более, что отец пакистанской ядерной бомбы Абдул Кадир Хан признал недавно, что поставлял в третьи страны, в том числе в Иран и Северную Корею, ядерные технологии. Насколько реальна сегодня ядерная угроза, исходящая из этого региона?

- Важно понимать, что правительство, официальные круги отрицают свою причастность к этому. Поэтому речь идет о частных манипуляциях в этой сфере. Сейчас проводится расследование. Хан, который имел полный доступ к информации, наверное, действительно поставлял некие технические характеристики ядерной бомбы в третьи страны. Однако, скорее всего, речь идет не о конкретных технологиях. Возможно, это был некий доклад на 10, может быть, на 30 страницах. Речь может идти о Северной Корее, потому что в свое время Пакистан испытывал проблемы с доставкой ядерных боеголовок.

- Тема распространения ядерных технологий сегодня актуальна, как никогда. На фоне всемирной борьбы с терроризмом такого рода признания могут дорого стоить. . . Какие могут быть последствия как для Пакистана в целом, так и для самого Абдул Кадир Хана?

- Для Пакистана последствий быть не может, потому что государство не занималось этим. А что касается Хана, то президент Пакистана Первез Мушарраф уже заявил, что, если информация о распространении ядерных секретов подтвердится, Абдул Кадир Хан и его помощники понесут очень суровое наказание. Замечу, что заключенные в пакистанских тюрьмах выдерживают от силы полгода-год. Там невыносимые условия.

- Так насколько реальна ядерная угроза со стороны Индии и Пакистана сегодня?

- Те угрозы, которые прозвучали в мае-июне 2002 года, когда одна и другая стороны пригрозили, что применят ядерное оружие в локальном конфликте, - это пустые слова. Никогда ни одна, ни другая сторона не применят свое ядерное оружие. Достоверной информации о количестве ядерных боеголовок, находящихся в распоряжении Индии и Пакистана, конечно, нет. По оценкам экспертов, в том числе нашего Центра, у Пакистана около 25 боеголовок, у Индии - в три раза больше. Однако последствия применения ядерной бомбы для этих стран были бы чудовищными. Это будут страны-изгои. Хуже, чем Северная Корея, Иран или Ливия.

- А насколько справедливо мнение о том, что на территории Пакистана могут скрываться талибы и Бен Ладен?

- Эксперты в основном сходятся во мнении, что его нет на территории Пакистана. Пакистан очень заинтересован в своей репутации на международной арене. Поэтому, если до пакистанского руководства дойдет информация, что на территории страны находится Бен Ладен, оно сделает все, чтобы его поймать. И даже не потому, что он террорист. Просто заинтересованность в хорошем имидже на Западе у Пакистана очень велика. Ради того, чтобы оградить свою страну от нападок со стороны международного сообщества, Мушарраф будет и с талибами бороться. Кстати, с тех пор, как Пакистан присоединился к антитеррористической коалиции в 2002 году, талибов в Пакистане начали преследовать жесточайшим образом. Те, кого не посадили, бежали обратно в Афганистан.

- Отказ от посредничества в урегулировании кашмирского конфликта может иметь серьезные последствия?

- Индия не хочет, чтобы в переговорах участвовала третья сторона. И Россия, и Италия предлагали свою помощь, но Ваджпаи наотрез отказался. Сейчас на линии пограничного контроля Индия начала строительство разделительного забора.

- Есть ли в таком случае перспективы урегулирования конфликта?

- Призрачные. В ближайшем будущем - нет.


Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 198990
Перв. публик.: 18.02.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 159


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``