В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Каким будет новое правительство Назад
Каким будет новое правительство
Вице-премьер Борис Алешин, отвечающий за административную реформу, сообщил во вторник журналистам, что по результатам анализа функций министерств и ведомств после президентских выборов будет обновлена структура правительства. Сокращению подвергнется примерно 30% состава чиновников, значительно уменьшится число выполняемых функций, при этом особенно сильному сокращению подвергнутся контрольные функции.

Из 5300 функций правительственная комиссия проанализировала уже 4 тысячи. При этом уже 1300 признаны избыточными или дублирующими и представлены к упразднению. В целом же, по окончании работы комиссии будет отменено, вероятно, порядка 1500 функций и еще у нескольких сотен будет уменьшен масштаб исполнения. Главными целями реформ признано уменьшение влияния государства на экономику. По мнению Бориса Алешина, государство должно осуществлять лишь тарифную политику, а также техническое регулирование, лицензирование и квотирование. Кроме того, концепция реформы отводит к функциям государственного администрирования публичные услуги, такие как выдача паспортов, управление имуществом и исполнение федерального бюджета. На основе этих приоритетов можно оценить некоторые изменения, которые должны появиться в структуре правительства после президентских выборов.

Министерства

На данный момент в структуре кабинета министров существуют 23 министерства. Понятно, что большинство из них сохранится, поскольку именно эти органы обладают наиболее полной информацией по отраслям. Тем не менее, есть явные кандидаты на сокращение. Под сокращением не обязательно понимать уничтожение того или иного органа, возможно и превращение его в департамент какого-нибудь другого ведомства, как, например, недавно произошло с министерством путей сообщения.

По аналогии с МПС первым же ведомством, напрашивающимся на сокращение, является Министерство атомной энергии. Концерн `Росэнергоатом`, который сейчас занимается эксплуатацией атомных станций, вполне справится и с финансированием научных исследований в этой области.

По плану реформ управлением госимуществом должно заниматься специальное агентство, которому можно поручить и продажу оставшихся мелких пакетов государственных акций. Поэтому под вопросом оказывается существование Министерства имущественных отношений.

Ходят разговоры и о том, что стране едва ли так уж необходимо и Министерство промышленности, науки и технологий. Со сбором статистической информации и отслеживанием тенденций наверняка может справиться и какое-нибудь более компактное ведомство. Большинство функций Министерства по антимонопольной политике могут быть переданы обычным судам, куда будут обращаться юридические лица, считающие, что их права ущемлены каким-нибудь монополистом. А рассмотреть, не появиться ли в результате слияния какой-нибудь новый монополист может и небольшое агентство. Логичным представляется вариант объединения Минсвязи с Министерством по делам печати, телевещания и средств массовой информации или вообще упразднение последнего, поскольку регулировать деятельность СМИ могут следить и саморегулирующиеся организации.

Агентства

На сегодняшний момент в России существует 7 агентств. Анахронизмом сразу представляется существование агентства по судостроению, функции которого могут быть переданы Министерству обороны, в части военных заказов. Хотя количество агентств вряд ли сократится, поскольку некоторые могут взять на себя расформированных министерств (как, например, по управлению госимуществом). Но функции агентства по госрезервам можно распределить по нескольким министерствам, а агентства по боеприпасам и обычным вооружениям передать в Министерство обороны. Возможно, на базе министерства по природным ресурсам будет создано несколько агентств по управлению лесными и водными ресурсами, недрами, вопросами экологии и тд. Ведь если лишить это министерство большинства контрольных функций, оставив регулирующие, то каждым видом природных ресурсов будут управлять отдельно, что пойдет только на пользу.

Государственные Комитеты

Также в России сейчас существует и 7 государственных комитетов. Об упразднении Госкомрыболовства говорили давно и, скорее всего, его сольют с Министерством сельского хозяйства. Выглядело бы логичным передать недавно созданный комитет по контролю за незаконным оборотом наркотических и психотропных средств в ведомство Министерства внутренних дел, однако, он был создан из-за важности темы борьбы с наркобизнесом, и является попыткой преодолеть отчетливую смычку наркомафии и правоохранительных органов.

Федеральные службы

Федеральных служб в России десять. Первым кандидатом на расформирование можно считать федеральную службу железнодорожных войск, функции которой можно распределить между ОАО `РЖД` и Минобороны. Федеральную службу земельного кадастра вполне можно передать в Министерство сельского хозяйства. То же самое касается и службы по метеорологии и мониторингу окружающей среды, которую можно слить или с Минприроды, или с одним их тех агентств, которые останутся после него.

Разумеется, все оставшиеся и вновь образованные министерства и ведомства лишатся многих функций, которые они исполняли до сих пор. МВД, например, лишится функции проведения техосмотров автомобилей, то ведомство по управлению имуществом - проведения аудита и консалтинга и тд. Сокращение функций должно привести и к сокращению числа чиновников, а значит и к снижению нагрузки на бизнес. Соответственно, существенно снизятся и расходы на государственный аппарат.

Хотя стоит вспомнить, что в Советском Союзе во времена Горбачева уже пытались бороться с бюрократией. Сокращение числа чиновников в верхних эшелонах власти привело к тому, что они просто перебрались на более низкие уровни, и реально никакого сокращения не произошло. Скорее всего, не стоит надеяться на чудо и в этот раз, чиновники всегда найдут себе место. Борис Алешин заявил, что в правительстве постараются разделить надзорные и контрольные функции каждого уровня управления, но именно это сделать будет наиболее трудно. Ведь российский чиновник не привык быть простым статистом, он привык именно управлять и регулировать. И если удастся разорвать административный капитал (термин, который употребил в своем послании президент), образовавшийся в результате использования чиновниками административного ресурса для собственного обогащения, на составные части, то это и будет главным успехом реформы.

Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 198803
Опублик.: 12.02.04
Число обращений: 153


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``