В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Роксана Бабаян: В стае подавляют слабых Назад
Роксана Бабаян: В стае подавляют слабых

Роксана Бабаян: В стае подавляют слабыхРоксана Бабаян готовится к защите. Диссертации

Психологи и писатели невысокого мнения о феномене `вечного студенчества`. И те, и другие отмечают некую долю инфантилизма и боязни брать на себя ответственность у великовозрастных школяров. Вспомним хотя бы влюбленного недотепу Петю Трофимова из чеховского `Вишневого сада`. Однако у известной эстрадной певицы Роксаны Бабаян, которая через месяц защищает кандидатскую диссертацию по психологии подросткового возраста, на этот счет свое мнение.


Более точно назвать тему своих научных исследований певица отказалась, отговорившись тем, что чрезвычайно суеверна. Лишь намекнула, что в работу войдет глава о негативном влиянии СМИ на формирование личности растущего человека. Понять ее можно: до защиты меньше месяца. Тут и в церкви свечку поставишь, и под пятку пятак подложишь, лишь бы все гладко прошло.

- Уж простите, но научный поиск сродни созданию песни. Пока ты ее не спел, лучше о ней не рассказывать, - объясняет певица причину своей скрытности.

- Вам ли чего-то бояться? Говорят, что опыт сдачи самых разных форм вузовской отчетности у вас огромный.

- Да, психология - уже четвертая моя учебная история. Кроме музыкального (правда, невысшего) образования я окончила факультет ПГС Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта, затем училась на административно-экономическом факультете ГИТИСа и наконец пришла на психфак Московского городского педагогического университета.

- Просто зигзаги судьбы...

- Вовсе нет. Все было достаточно закономерно, учитывая, что я человек жадный до жизни. Я с детства пела, любила животных и людей, была оптимистом. Надо быть готовым к тому, что когда-то у тебя будет шанс повернуть вправо или влево. Мои `зигзаги` происходят не потому, что мне делать нечего, а потому что это потребность души.

- И все же... Трудно спорить с классиком марксизма, который призывал всю жизнь учиться, как и с психологами, которые видят за склонностью к `позиции ученика` незрелость взрослого человека.

- Почему на это не посмотреть под другим углом. Мне всю жизнь не хватало знаний. Почему я пошла в ГИТИС? Был момент, когда вдруг захотела поменять профессию. Просто противно было участвовать в тех играх, которые начались на телевидении и эстрадных площадках. Имея множество международных Гран-при, я не могла участвовать в хороших концертах. Меня не приглашали в телепрограммы. Вот и решила бросить все и заняться другим, не менее интересным делом. В дипломной работе провела социологическое исследование публики и репертуара в десяти московских театрах. Размышляла над тем, почему пьеса, казалось бы, обреченная на успех, не дает сборов. Каждый театр популярен у определенной социальной группы, и это часто не учитывают, формируя репертуар. К слову, потом мой диплом использовали студенты театральных вузов как методическое пособие. Когда с головой погрузилась в эту проблематику, вдруг опять поворот. Буквально перед самой защитой диплома поехала на Кубу и выиграла Международный конкурс латиноамериканской музыки. Вернулась в Москву и по совету друзей решила сделать еще один шаг на эстраду. Он оказался удачным. И театр остался лишь в планах.

- Не получится ли так же и с психологией?

- Этого не произойдет, во-первых, потому, что моя нынешняя научная деятельность тесно связана с работой в Российской лиге защиты животных. В планах большие проекты по психологической реабилитации детей через брошенных животных. А во-вторых, отношения артиста и зрителя - богатейший материал для наблюдений. Тайны эстрадного успеха - человек некрасив, безголос, не умеет танцевать, но его обожают - это ли не тема для психолога-исследователя?! Некоторые загадки человеческого восприятия я отгадала, еще будучи актрисой. Мне было ясно, что ни балетом, ни украшениями, ни блестящими аксессуарами настоящей искры в зрителях не зажжешь. Я считала себя неплохим психотерапевтом (на бытовом, естественно, уровне), наблюдая, как люди во время концерта от зажатого (вначале) состояния доходят до полного раскрепощения.

- Значит, вы пользовались какими-то психологическими приемами, чтобы влиять на зрителя?

- В прямом смысле - нет. На сцене нельзя пользоваться искусственными приемами. Когда ты в волне света и музыки, любая фальшь заметна. Но я осознавала: человеку интереснее, если перед ним раскрываются не сразу. Мы чувствуем себя гораздо комфортнее, когда знаем, что есть в сердце закрытый для посторонних глаз `кусок` жизни, карьеры, мыслей, планов... Зрителей привлекает некая тайна.

- По данным РАН, сейчас только в Москве работает около 60 факультетов психологии, в их числе и заочные. Чем могут помочь людям психологи-заочники или экстерны?

- Как я поняла, это камень в мой огород. Однако я убеждена: чтобы быть психологом, впрочем, как и артистом, нужен талант. Без него даже самое лучшее университетское образование не даст благих результатов. Грань, которая отделяет тех врачевателей человеческих душ, которые вытягивают человека из пучины душевных мучений, и тех, кто его туда толкает, очень тонкая. Особо опасно нарваться на халтурщика пациенту в пограничном состоянии. Понять, чем ему можно помочь, способен только профессионал. Иногда уже то благо, что психолог, простите, как `помойка`, вбирает в себя все черное, что накопилось в душе у человека. Это очень деликатная, трудоемкая и ответственная профессия.

- А вот некоторым кажется, что стать психологом можно, прочитав пару научно-популярных книг и сборников тестов, адаптированных под обывателя с неполным средним образованием. Когда же приходится изучать такие запутанные предметы, к примеру, как физиология высшей нервной деятельности, учебный энтузиазм спадает. Как вы преодолели этот кризис?

- Дело в том, что, поступив в университет, я в некоторой степени была уже `в материале`. Многому научил меня двоюродный брат, доктор наук, психофизиолог Юрий Арзуманов. Он занимается проблемами мозга и эмоций. До многих вещей я дошла через его простое и внятное понимание проблемы. Юра всегда рядом, к нему я могу обратиться с любыми вопросами.

- Каким образом исследования по психологии подросткового возраста нашли продолжение в вашей деятельности по защите животных?

- Дело в том, что вокруг нас очень жесткая среда: информационная, семейная, школьная. Ребенок уходит на улицу, и там его с удовольствием подхватывает `компания`. А в `стае` подавляют слабых, формируют одиозные качества характера, с помощью которых ребенок преодолевает внешнюю мягкотелость. Родители поиграли с котенком и выбросили его на улицу. А подросток усвоил, что слабого можно обидеть безнаказанно. Именно этот ребенок, попав в группировку, скажем, скинхедов, готов совершать поступки, к которым его подталкивают психологически более зрелые и сильные руководители. Даже если он совершенно нормально относится к людям другой национальности, в `стае` будет их унижать, только чтобы старший сказал ему: `Ты не слабак!`.

Раньше детей тоже воспитывала улица. Я жила в Средней Азии, мы пыльной босоногой ватагой носились по городу с утра до вечера, периодически `заваливаясь` то в один двор, то в другой, где нам перепадало поесть. На первый взгляд, были абсолютно беспризорными. Но только на первый взгляд. Дворники, продавцы, старьевщики, старушки на лавочках за нами следили и ненавязчиво, без нынешних жестких претензий к ребенку воспитывали...http://nvolgatrade.ru/

Док. 198765
Перв. публик.: 11.02.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 176


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``